Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 17:26, реферат

Краткое описание

Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.

Оглавление

Введение
1. Понятие, субъект и роль конфликта
2. Причины и стадии развития политических конфликтов
3. Классификация политических конфликтов
4. Пути разрешения политических конфликтов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 57.00 Кб (Скачать)
    • межгосударственный;
    • межнациональный (этнический);
    • межклассовый;
    • между социальными группами и общественными организациями;
    • между расами (расовый) и др.

      2) По сферам отношений между  конфликтующими сторонами (военный,

финансовый, таможенный, правовой и др.).

      3) По масштабности:

    • мировой;
    • региональный;
    • локальный.

      4) По уровню формирования:

    • на межличностном уровне;
    • на групповом уровне;
    • на уровне подсистем общества или государства;
    • на региональном и глобальном уровне.

      Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и  др. 

4. Пути  разрешения политических конфликтов 

      В политической практике существуют различные пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Однако набор используемых для этого методов весьма не велик.

      Все их можно свести к следующим четырем:

  1. Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.
  2. Применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам.
  3. Осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению.
  4. Попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин.

      Выбор того или иного метода в практической политике определяется многими факторами.

      Первые  два метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах сможет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на некоторое время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.

      Наиболее  предпочтительным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Подчеркнем, что компромисс может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес.

      Тогда открывается путь взаимных уступок ради достижения общей цели. Но при этом конфликты не обязательно исчезают и даже не всегда изменяют свою интенсивность, они лишь переводятся в институциональные рамки развития, что повышает возможность их контроля со стороны властвующей элиты. Если же отношения сторон имеют радикально-конфликтный характер, тогда требуются меры по коренному устранению причин напряжения.

      В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило, правящей группой  ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей гармонии и единства. Однако такие цели всегда оказываются недостижимыми. Весь опыт существования тоталитарных систем показывает, что они неизбежно поражаются социальными конфликтами, причем в формах наиболее болезненных и разрушительных. Имеющиеся противоречия здесь не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, и загоняются внутрь социального организма, чтобы в конце концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах политического действия.

      Вместо  частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.

      Наиболее  распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений.  
 
 

      Заключение: 

      Значение  и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта  понимаются определенные в тех или  иных временных рамках последствия  или направленность его воздействия  на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности.  О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны:

  • выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
  • способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
  • стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
  • обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

      Причинами конфликтов также являются: вопросы  власти; нехватка средств к существованию, следствие непродуманной политики; несовпадение индивидуальных и общественных интересов; различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий; зависть; ненависть; расовая, национальная и религиозная неприязнь и др. Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в его течение в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению (в той или иной форме) контроля за ним. В частности, контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий: осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т. 

      Список  литературы: 

  1. Василенко И. А. «Политология».- М.; Гардарики, 2004
  2. Желтов В. В. «Политология». Уч.пос.- Ростов-на-Дону; Феникс, 2004
  3. Пугачев В. П., Соловьёв А. И. «Введение в политологию».
  4. В.И. Борисова «Социально -политический журнал» 1995г. №5
  5. Слепцов Н. С. «Государственное регулирование социальных и региональных конфликтов». Уфа, 2004.
  6. Зеркин Д. П. «Основы конфликтологии». Ростов-на-Дону, 2004.
  7. http://revolution.allbest.ru/political/00007955_0.html
  8. http://works.tarefer.ru/66/100363/index.html
  9. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/99695/2?kontrolnaya-politicheskiy-konflikt

Информация о работе Политические конфликты