Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:49, реферат
Как и все знание об обществе, политическая мысль развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе:
- общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые
протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-
экономических формаций, политических режимов и т.п.;
- господствующих в обществе идей, в первую очередь - философских воззрений;
- степени развития науки, культуры;
- религиозных представлений;
Введение 3
1. Политические идеи Средневековья 4
2. Византийская политическая мысль (Аврелий, Августин, Фома Аквинский и др.) 8
Заключение 12
Список литературы 16
В XVI в. речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения: опирающиеся на многовековую традицию церковь и религия, когда-то созданные людьми, превратились в чуждую им силу противостоящего народу духовенства, иррациональных обрядов, догм. Стремление преодолеть это отчуждение и породило Реформацию. Большинством реформаторов проблема политического отчуждения рассматривалась как производная от религиозной и церковной проблем. В то же время раскованность мысли в период Возрождения положила начало созданию множества рационалистических политико-правовых концепций. Среди теоретиков той эпохи наиболее значителен Макиавелли, однако он много сделал для теоретического обоснования политического отчуждения. Коль скоро сфера политики – это область деятельности политиков, то народ от политики неизбежно отчужден. Именно поэтому Макиавелли – республиканец, а не демократ: он высоко ценит нравственные качества народа, но народу в государстве не отводится активная роль (только утверждение законов, выбор должностных лиц, оценка их деятельности, охрана государственного строя). Можно истолковать концепцию смешанной республики как идею защиты гражданского общества от произвольной власти тирана; но сама власть в любом ее виде и проявлении рассматривается как нечто принципиально отделенное от общества хотя бы теми особыми правилами, которыми она должна руководствоваться, проводя политику. Поэтому для исследования политики как таковой труды Макиавелли имеют непреходящее значение. Но проблема политического отчуждения в его концепции вечна и неразрешима.
Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих веков; таковы идеи незыблемости частной собственности и договорных отношений, свободы промыслов и торговли, осуществление которых при формальном равенстве лиц образует капиталистический вариант гражданского общества. Для XVI в. эти идеи и тенденции их реализации были прогрессивны, поскольку вели к сокрушению феодально-сословного строя. Но в том же веке стали складываться теории, отрицавшие не только феодально-сословное общество, но и любой строй, основанный на частной собственности и имущественном неравенстве. Взгляд на платоновскую общность имуществ как на основу рационально организованного общества с самого начала был коррективом к буржуазному образу гражданского общества, содержал идею его социализации.
Ранние социалисты теоретически
доказывали недостаточность лишь формального
равенства людей. Идея производства
и распределения на основе общественной
собственности, более всего была
порождена стремлением достичь
социального равенства и
А. А. Радугин. «Политология». –М.: Центр, 1999. –224с 1
. Г. А. Белов. «Политология». –М.: Наука, 1994. –268с.2
К. С. Гаджиев. «Введение в политическую науку». –М.: Логос, 1998.–416с.
3
4 . Ю. В. Ирхин. «Политология». –М.: Юристъ, 2000. –511с.