Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:26, реферат
Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.
Введение
Сущность власти. Понятие, функции и структура политической власти
Механизм осуществления политической власти. Принцип разделения властей
Эффективность и легитимность власти
Заключение
Список используемой литературы
Легитимность власти
не ограничивается ее тремя,
ставшими классически-
ми типами. Существуют и другие способы
легитимации и, соответственно, типы
легитимности. Один из них - идеологическая
легитимность. Ее суть состоит в
оправдании власти с помощью идеологии,
вносимой в массовое сознание.
Идеология обосновывает соответствие
власти интересам народа, нации или класса,
ее право управлять. В зависимости от того,
к кому апеллирует идеология и какие
идеи она использует, идеологическая легитимность
может быть классовой
или националистической.
В странах командно-административного
социализма была широко
распространена классовая легитимность.
Во второй половине XX в. многие
молодые государства в попытках получить
признание и поддержку населения очень
часто прибегают к националистической
легитимации своей власти, нередко
устанавливая этнократические режимы.
Идеологическая легитимация основывается
на внедрении в сознание и
подсознание людей определенной "официальной"
идеологии с помощью
методов убеждения и внушения. Однако,
в отличие от рационально-
правовой легитимации, апеллирующей к
сознанию, разуму, она – однонаправленный
процесс, не предполагающий обратных связей,
свободного участия граждан
в формировании идеологических платформ
или их выборе.
Заключение.
Первое, что следовало бы учесть, оценивая
российскую политическую систему – это
ярко выраженная персонификация
власти. Российская система носит не столько институциональный,
сколько персоналистский
характер . Эта ее черта глубоко укоренена
в исторической традиции со времен самодержавия.
Личность монарха накладывала явственный
отпечаток на характер царствования –
не только на его направление (варьирование
реформизма и консерватизма), но и на стиль властвования,
методы управления. И эта особенность
сохранилась впоследствии, в советское
и в постсоветское время: недаром периодизация
российской истории ХХ – начала ХХI вв.
отчетливо связывается с именами Ленина,
Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева,
Ельцина, Путина. Граждане (подданные?),
общественное мнение явно нуждаются в
олицетворенной власти.
В существующей системе верховному лицу
принадлежит последнее слово по всем сколько-нибудь
значимым вопросам управления. Его положение над всеми властями
создает предпосылки и соблазн простого
подчинения ему всех звеньев государства.
Отсутствие выработанного десятилетиями
механизма гармонизации и взаимодополнения
функций разных органов государственного
управления толкает, особенно в условиях
запроса на стабильность и порядок,
к замене этого механизма взаимоотношений
упрощенным вариантом – вертикалью власти.
Ясно, однако, что при какой бы то ни было,
доведенной до любого совершенства вертикали власти
один человек не может реально управлять
всем объемом сложнейших материй государственной
практики. В современных развитых демократических
системах эта задача решается посредством,
с одной стороны, разделения властей, с
другой – применением принципа субсидиарности,
т.е. разделения полномочий, при котором
«наверх» передаются только те из них,
с которыми не может справиться нижестоящая
инстанция. Те или иные разновидности
общественного контроля (через структуры
гражданского общества, через СМИ) дополняют
этот механизм, «подчищая» неисправности,
выправляя «перегибы», предлагая свои
инициативы и альтернативные варианты
политики.
Разумеется, в современных условиях, когда
власть не может относиться к иерархии
должностей с такой первобытной простотой,
процесс перемещения власти носит более
сложный и в большей мере обусловленный
конституционными положениями характер.
В выступлении на Гражданском форуме Д.Медведев,
тогда еще кандидат в президенты, заявил:
«Роль государства состоит именно в том,
чтобы представительство интересов граждан
было обеспечено в полной мере, адекватно
было обеспечено. А это значит – на основе
широкой общественной поддержки, на базе
действующего законодательства и демократических
процедур, в основе которых лежит диалог
между обществом и властью, диалог о целях
и приоритетах национального развития»
[Известия 23.01.2008]. Однако нельзя не согласиться
с социологом и экономистом А.Олейником,
что реформирование нынешней системы
властных отношений «изнутри» маловероятно
[Олейник 2008]. Приведения фактической конституции
в соответствие с юридической в обозримом
будущем скорее всего не произойдет. Но
не лишне напомнить часто проявлявшуюся
в России последних десятилетий закономерность:
в периоды стабилизации (сталинский период,
путинское восьмилетие) характер институциональных
отношений определяется верховным лицом,
в переходные и кризисные (при Хрущеве,
в самые первые и в последние годы брежневского
правления, а также при Горбачеве, Ельцине)
– соотношением сил внутри элиты.
Список используемой литературы
1. Введение в политологию В.П.
Пугачев,А.И.Соловьев Аспект Пресс, Москва,2000
2. Политология. Учебник под редакцией
М.А. Василика., М.; Юность,1999
3. Общая и прикладная политология / Под
общ.ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.
4. Политология. А.И. Соловьев Аспект Пресс,
Москва,2000
5. . Власть Н. Луман Москва., 2001