Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Готовая контрольная работа.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Политическая власть, ее сущность и отличные признаки………………….. 3
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»…………………………………………………6
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории…………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………..………..14
Список используемой литературы……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

Г) нормативные – средства воздействия на ценностные ориентации людей с помощью морально-этических и правовых норм;

Д) психологические –  средства воздействия на сознание и подсознание людей, их душевное состояние, эмоциональную сферу (чувства) с помощью определенных технологий.

Принцип разделения властей.

    Разделение власти  – одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

    Законодательная  власть обладает верховенством,  поскольку она устанавливает  правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. В настоящее время в России законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.

    Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

    Судебная власть  призвана охранять право, правовые  устои государственно и общественной  жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно – правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

    Понятие «легитимность власти».

    Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом. История знает множество подобных примеров: свержение монархий в ходе буржуазных революций, революции в России в 1917 г., провозглашение Наполеона императором. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.

    Каким образом  власть приобретает легитимность? Обратимся к теории легитимности  М. Вебера, которая считается классической  в политологии. Он выделил три  возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

    Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

А) геронтократия – власть старейшин;

Б) патриархальная власть племенных  вождей;

В) патримониальная –  власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации – монарх как помазанник Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался особыми символами, ритуалами, пышностью одежд и трона, специальными изображениями;

Г) султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением «восточного деспотизма» стало правление Ивана Грозного;

Д) власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти является феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

    Харизматическая  легитимность основана на вере  в личные качества лидера. В  харизматическом лидере видят  воплощение таких качеств, как  мудрость, святость, героизм. Харизматическая  легитимность строится на эмоциональном  заряде, на безоглядном доверии  вождю. Образцы харизмы Вебер  видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле.

    Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах – это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предполагает компетентность, наличие специального образования, следование в управленческой деятельности установленным правилам.

    Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов. Однако можно судить об отношении к власти, например, результатам выборов, уровню принуждения, уровню политического протеста граждан, масштабам аппозиционных сил.

 

 

3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.

    Государственная власть часто играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при этом периодически прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие тысячи и даже миллионы людей. С другой стороны, в России сама государственная власть становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развала государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой смуты 1605—1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая смута 1917—1921 гг. покончила с монархическим государством и династией Романовых; результатом третьей смуты 1990-х гг. стал развал СССР.

    Власть в России  всегда была персонифицированной  и ассоциировалась с определенным  носителем – царем, императором,  генсеком, президентом. Так, в  царское время власть по происхождению  была наследственно-избирательной,  её можно отнести к типу  традиционного господства. Характерной  особенностью, сложившейся еще в  эпоху Московского царства, стало  формирование «вотчинного государства». Московские князья, русские цари, а впоследствии советские вожди,  обладавшие огромной властью,  были убеждены в том, что  вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась  и перестраивалась по их повелению.  Исторически сложилось представление  о том, что все живущие в  России являются государевыми  слугами, находящимися в прямой  зависимости от царя и не  имеющими возможности претендовать  ни на собственность, ни на  какие-либо неотъемлемые личные  права.

    Времена Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных, можно отнести к харизматическому типу, хотя уровень легитимности его власти трудно оценить, т.к. методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти. К этому же типу можно отнести и времена Российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала 20 века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец 20 и начало 21 века в России относится к чистому типу харизматического господства. Российская федерация – правовое государство, которое по классификации М. Вебера является рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен. Примером персональной легитимности может служить отношение к В.В. Путину в начале его президентской деятельности (как принципиально отличающегося, от всех представителей правящей элиты России). Психологической особенностью личностной легитимности в ряде государств, среди которых не является исключением и Российская Федерация, может стать проецирование на такого политика положительных аспектов деятельности власти, а отрицательных — на его окружение: «царь хороший — бояре плохие». Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении практически всей Российской истории. Русский человек и в демократическом государстве «желает жить с царём в голове».

 

 

    Заключение.

    Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

    Понятие «политическая  власть» тесно связано с понятием  «легитимность». Легитимная власть  – это такая власть, которой  доверяют, которую признают правомерной  граждане данного государства,  по крайней мере, их большинство.  Макс Вебер предложил выделять  три вида легитимности власти: традиционный, харизматический, рациональный. Эти типы легитимности, названные  Максом Вебером, носят идеальный  характер, то есть являются в  известной мере абстракциями, не  существующими в политической  действительности в «чистом виде».  В конкретных политических системах  данные три типа переплетаются  при доминировании одного из  них, что и позволяет характеризовать  легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или  как рациональную. Иными словами,  эта классификация служит инструментом  анализа легитимности власти  в каждой конкретной политической  системе.

Информация о работе Политическая власть