Демократические режимы определяют и
различают не только структуры высших
институтов - макро уровней власти, но
и политические структуры среднего уровня.
На этом основании различают три типа
демократии:
1) с
высокой степенью независимости подсистем
- партий, профсоюзов, групп давления и
т.п. (Англия, США);
2) с
ограниченной автономией подсистем (Франция,
Италия);
3) с
малой автономией подсистем (например,
Мексика). Демократический режим - результат
творчества народных масс, передовых представителей
общества и его руководства, степень прогрессивности
и новаторства которого оценивается в
зависимости от участия в демократических
преобразованиях основной части населения.
Заключение
Итак,
политическая система общества - целостная,
упорядоченная совокупность политических
институтов, политических ролей,
отношений, процессов, принципов политической
организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных, юридических,
идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического
режима конкретного общества. Политическая
система включает организацию политической
власти, отношения между обществом и государством,
характеризует протекание политических
процессов, включающих институциализацию
власти, состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных
политических отношений.
Политическая система представляет
собой одну из частей или
подсистем совокупной общественной
системы. Она взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее
общественное окружение, ее общественные
ресурсы наряду с ее природным окружением
и природными ресурсами (демографическими,
пространственно-территориальными), а
также внешнеполитическим оружием.
Центральное положение политической системы
в этой структуре ее внешнего и внутреннего
окружения определяется ведущей организационной
и регулятивно-контрольной ролью самой
политики .
Политическая система конкретного
общества определяется его классовой
природой, социальным строем, формой
правления (парламентского, президентского
и т.п.), типом государства (монархия,
республика), характером политического
режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.), социально-политических
отношений (стабильных или нет, умеренно
или остро конфликтных либо консенсунсных
и т.п. ), политико-правового статуса
государства (конституционного, с развитыми
или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-идеологических
и культурных отношений в обществе
(сравнительно открытых либо закрытых),
историческим типом государственности
(централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией
уклада политической жизни (политически
активным или пассивным населением,
с кровно-родственными связями или
без них, с развитыми или не развитыми
гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая
обществом, не должна доминировать
в нем за счет подавления и ослабления
других систем (деспотический и тоталитарный
тип политической системы) и быть достаточно
жизнеспособной, чтобы не входить в
длительные кризисные состояния, которые
нарушают функционирование других систем
общества.
Политическая система существует
в политическом пространстве
общества, которое имеет территориальное
измерение (очерченное границами
страны) и функциональное, определяемое
сферой действия политической
системы и ее составных частей
на разных уровнях политической организации
общества. В этом смысле будут различаться
пространства влияния тех или иных ассоциаций
(партий, общественных организаций),
действия политических институтов
(власти политического центра и местного
самоуправления), границ политического
и экономического управления,
сферы политической жизни общества
и личной жизни человека и т.д.. Определение
границ различного рода функциональных
пространств политической системы
- ответственный и сложный политико-правовой
и культурный процесс. Он формализуется,
юридически фиксируется (в конституции,
законе), эта фиксация составляет одну
из задач демократического процесса,
определяющего прероготивы власти, партий,
органов управления и др. элементов политической
системы, а также отношений между ними,
включая такие существенные
взаимодействия, как согласование управления
и самоуправления, пространства
централизованной концентрированной
власти и децентрализованной
и т.д.
Существование политической системы
во времени характеризуется как процесс
изменения, развития или деградации политических
отношений и институтов. Он включает исторический
масштаб смены форм власти, становления
государства какого-либо нового типа,
например, переход от политической системы
феодального общества (с отношениями личной
зависимости, деспотическим абсолютизмом,
централизованной бюрократией монархического
центра ) к политической системе
буржуазного общества (с обезличенной
системой аппаратов управления, демократическими
институтами и т.д.).
Конкретные пути эволюции политической
системы различны в разные
эпохи и в разных обществах.
Однако принцип ее пространственно-временных
изменений постоянен. Такими же
постоянными являются принципы
ее организации, или принципы
политической организации общества.
Политическая система в каждый данный
момент или период ее истории представляется
как конкретная политическая ситуация,
относительно протяженная во времени
и стабильная. От состояния общественных
отношений, уровня развития общества
зависит, будет ли эта ситуация статичной
или подвижной, а следовательно, будет
ли динамичной и сама политическая система
или нет. Динамизм политической системы
отличен от нестабильности, он определяет
способность системы развиваться, адаптироваться
к изменениям в обществе и его внешнем
окружении, в смешанных организационных
системах и реагировать на эти изменения.
Жесткие статичные системы неизбежно
вынуждены противодействовать развитию
общества, вступать с ним в конфликт,
прибегать к насилию и выживать в конечном
счете за счет общества.
Политическая система также представляет
собой процесс политических отношений
и политической деятельности
и их институциализации, т.к.
неинституциональные формы политической
жизни (группы по интересам, инициативные
движения, самоуправление разных видов
и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно
выделяют управляющие центры, лидеров,
их окружение, формируют правила
поведения и институциональные органы.
Процесс институциализации включает
формирование и поддержание центров власти.
Политическая система обеспечивает их
связь с функциональной политической
периферией.
Политическая система структурна,
т.е. включает части или
подсистемы разной сложности,
их элементы и отношения между
ними. Политическая система складывается
из подсистем трех уровней власти и
политических отношений: двух институциональных
- высшего или верхнего (мегоуровень),
среднего или промежуточного (мезоуровень)
и неинституционального - нижнего,
массового (микроуровень). В свою очередь,
они делятся на параллельные, обычно
конкурирующие структуры (на тех же уровнях):
легальные и теневые.
Внутри
этих структур политическая система
включает деление на субъекты политических
отношений (руководителей, правящих) и
носителей власти, исполнителей, рядовых
членов массовых ассоциаций, их социальной
базы.
Таким образом, на институциональном
макросистемном уровне политическая
система включает центральный
аппарат государственной власти
(разделенной в демократическом
обществе и в правовом государстве
на законодательную, исполнительную и
судебную). Вид политической системы
зависит от типа общества и правления:
приоритет власти главы правительства
(т.е. приоритет исполнительной власти),
президента (вплоть до так называемой
президентской формы правления, допускающей
временное или длительное совмещение
функций разделенных властей), монарха,
парламента (если он наделен прерогативами
контроля и исполнительной власти),
правящей партии, верховного или конституционного
суда (при приоритете права и закона).
Список
использованной литературы:
- Мухаев Р.Т.
Политология. - М.: Приор, 2003. -400с.
- Полунина
Г.В. Политология. - М.: Акалис, 2005. -437с.
- Пугачев В.П.,
Соловьев А.И. Введение в политологию.
- М.: Орион, 2002. -311с.
- Радугин А.А.
Политология. - М.: Центр, 2004. -429с.
- Зеркин Д.П.
Основы политологии: Курс лекции.- Ростов
на Дону.: «Феникс», 1997.-544с.
- Мелькин В.А.
Политология: Учебник / 4-е изд. перераб.
и доп..-Мн.: Выш.шк., 2002.-523с