Политическая система России и ее сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:29, реферат

Краткое описание

Современному человеку известно, что окружающий его и существующий в нем мир системен. Различные формы движения материи вызывают к жизни самые разнообразные системы (космические и земные, биологические и социальные, управляемые и самоуправляемые, целостные и незавершенные, суммативные и органические, механические и электронные и т. д.).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Политическая система современной России
1.1 Понятие политической системы………………………………………….4
1.2 Проблемы советской политической системы…………………………...5
1.3 История разработки современной российской Конституции…………7
1.4 Особенности современной российской политической системы……….8
Глава 2. Сущность политической системы
2.1 Структура политической системы, механизм функционирования……9
2.2 Типология политической системы……………………………………….11
2.3 Функции политической системы…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат политология.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

 

1.4 Особенности современной российской политической системы

 

Согласно ст. 1 Конституции  РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.

С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные  изменения. До 1991 г. Российская Советская  Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в  качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.

С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в  развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.

В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.

Принятие Конституции РФ путем  всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.

Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность  государственной структуры России состоит в том, что Президент  РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.

Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и  общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные  течения и др.

Серьезным недостатком  российской политической системы является разобщенность государственных  институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы.

В целом же российская политическая система находится  в стадии формирования и развития.

 

 

 

Глава 2. Сущность политической системы

 

2.1 Структура политической системы, механизм функционирования

 

Теория политической системы связана в первую очередь  с именами американских социологов и политологов. Социолог Толкотт  Парсонс (1902-1979), автор книги «Социальная  система» (1952) анализирует общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, рассматривает политическую систему  как механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества. Исходный момент в подходе Д. Истона к анализу политической системы состоит в признании ее открытой системой.

Истон предложил рассматривать  политическую систему как черный ящик. Анализ направлен на изучение отношений между черным ящиком (политической системой) и его окружением. Отношения между черным ящиком и средой (обществом) Истон представил в виде кибернетической схемы (приложение 1).

Кибернетическая система  не имеет ни начала, ни конца. Согласно Д. Истону, политика не присутствует вне черного ящика. В нее не входят требования. Требования вызывают неравновесие системы, поддержки способствуют поддержанию и укреплению устойчивости политической системы.

На «выходе» политической системы представлены решения или  действия, которые осуществляются с учетом требований и поддержек. Политическая система своими решениями и действиями оказывает воздействие на окружение и, взаимодействуя с ним, через петлю «обратной связи» оказывает воздействие на «вход». Такова конструкция теоретической модели Д. Истона.

Другой американский ученый Г. Алмонд также рассматривает  политическую систему как многофункциональную  структуру, состоящую из взаимодействующих  институтов (приложение 2). Его модель учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, принимает во внимание импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. В данной модели к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и политическое решение выявленных проблем.

В российской политологической литературе политическую систему общества определяют как упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. Она представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы направлена на урегулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов.

Политическая система  является одной из частей или подсистем  совокупной общественной системы (приложение 3). Она взаимодействует с другими  ее подсистемами — социальной, экономической, идеологической, этнической, правовой, культурной, образующими ее общественную среду. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т.д. Как категория политологии политическая система включает в себя: во-первых, характеристику социального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическим строем; во-вторых, указывает на систему институтов, организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; в-третьих, определяет принципы, нормы деятельности институтов власти, направленность деятельности.

Политическая система  представляет собой довольно сложное  и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение  целостности, единообразия действий людей  и их общностей в политике. В  ней выделяют следующие подсистемы:

  1. институциональная подсистема — это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения и пр.
  2. регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.
  3. функциональная подсистема — это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти.
  4. коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.
  5. политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты.

Каждая из подсистем  имеет собственную структуру  и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран  эти подсистемы функционируют в  специфических формах.

Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура — круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов.

Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы  кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может  вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

 

2.2 Типология политической системы

 

Политические системы  как сложные и многообразные  явления могут классифицироваться по различным основаниям. Отечественные  и зарубежные политологи в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего принимают следующие: характер общественного строя, политический режим, форму господства, господствующую в обществе идеологию, географическую, национальную, религиозную принадлежность и т.д.

Широкое распространение  в недавнем прошлом нашей страны получил, как известно, марксистский подход. Он опирается на такие фундаментальные  категории, как тип формации и  характер социально-экономической  структуры. Соответственно выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Такая типология позволяет различать политические системы по коренным, классовым признакам. Отличительной особенностью данной типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

Американский политолог  Г. Алмонд выделил англо-американскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную системы. Дж. Коулмен  писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарных системах, а Д. Эптер — о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Широкое распространение получила типология политических систем, в основе которых лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют три типа политических систем: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Иногда к ним добавляют  либеральный тип политической системы. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрет демократических организаций, ограничение конституционных прав и свобод граждан, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Для демократической системы характерно функционирование политических институтов, норм, структур и учреждений, которые обеспечивают гражданам более или менее организованное участие во власти и контроль над ней.

Политологи нередко  основывают типологизацию политических систем на форме государства. В таком  подходе политические системы делятся  на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). С точки зрения территориального устройства политической власти политические системы делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. В зависимости от степени политических изменений различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении необходимых обществу структурных изменений. Традиционные политические системы отличаются слабой дифференцированностью политических ролей.

Современные модернизированные  системы отличаются провозглашением  в качестве общей для всех ее членов цели модернизации важнейших экономических  и социальных организаций и учреждений.

Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов. Близки к этой классификации системы трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Такие системы отличаются большим динамизмом, ориентацией на проведение реформ. Современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.

 

2.3 Функции политической системы

 

Взаимодействуя с внешней  средой, политическая система выполняет  следующие функции.

  1. Управление обществом. Оно заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.
  2. Интеграция различных элементов политической системы в единое целое. Этим обеспечивается консолидация общества, урегулирование конфликтов.
  3. Регулирование политического поведения и политических отношений, нормотворчество.
  4. Политическая коммуникация, обеспечивающая связь между элементами политической системы, а также между системой и средой. Информация дает возможность властным структурам принимать оптимальные решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение.

Эффективность политической системы во многом зависит от следующих факторов:

- от полноты и качества  информации о среде, влияющей  на выработку решений; 

- от скорости реагирования  системы на воздействие среды; 

- от способности системы  поддерживать социальное равновесие  и гражданский мир;

- от максимальной приближенности  результатов к поставленной цели.

Политическая система  может быть эффективной при сохранении своей целостности и определенной автономии от общества и в то же время при сохранении гармоничных  отношений со средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, политическая система — это совокупность государственных  и общественных образований, объединений, правовых и политических норм, принципов  организации и осуществления  политической власти в обществе. Она  включает в себя институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный и идеологический компоненты, каждый из которых имеет собственную особую структуру, формы организации и способы выражения. Основными институтами политической системы являются государство и политические партии.

Информация о работе Политическая система России и ее сущность