Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:10, реферат
Функционировавшая в XVII в. система центральных и местных органов власти и управления, их структура сложились в основном уже в XVI в. Ключевые позиции во всех звеньях государственного аппарата продолжали удерживать феодальная аристократия и верхушка служилого дворянства.
В то же время в XVII в. наблюдалась тенденция усиления самодержавной власти, что было вызвано усложнением задач в области внутреннего управления, внешней политики, обеспечения обороноспособности.
Политическая система при первых Романовых.
Политическое
развитие
Функционировавшая в XVII в. система центральных
и местных органов власти и управления,
их структура сложились в основном уже
в XVI в. Ключевые позиции во всех звеньях
государственного аппарата продолжали
удерживать феодальная аристократия и
верхушка служилого дворянства.
В то же время в XVII в. наблюдалась тенденция
усиления самодержавной власти, что было
вызвано усложнением задач в области внутреннего
управления, внешней политики, обеспечения
обороноспособности. Социально политическая
база монархии в ее стремлении к абсолютизму
значительно расширилась – происходила
постепенная консолидация господствующих
сословий, опиравшаяся на сближение поместной
и вотчинной форм землевладения, на завершение
в середине XVII в. юридического оформления
крепостного права. Новая царская династия
сначала ограничивала, а затем и полностью
запретила доступ в ряды служилого дворянства
лицам из низших слоев общества.
Первая половина XVII в. – время расцвета
сословно представительной монархии,
что в первую очередь было связано с деятельностью
земских соборов. Они сыграли важную роль
в преодолении последствий Смуты, в восстановлении
и укреплении самодержавия. Новая династия
использовала земские соборы для ликвидации
сохранившихся пережитков раздробленности,
остатков сепаратизма, для борьбы с политическими
притязаниями боярской аристократии.
С установлением в стране относительного
спокойствия монархия перестала нуждаться
в земских соборах. Собор 1653 г., обсуждавший
вопрос о воссоединении России с Украиной,
оказался последним.
Абсолютистские черты монархии отразились
и в Соборном уложении 1649 г., в котором
власть и личность царя отождествлялись
с государством.
Боярская дума постепенно превращалась
из соправительствующего с царем представительного
органа аристократии в высший бюрократический
орган государственного аппарата. Возрастало
значение царской Ближней думы – узкого
круга приближенных царя, куда входили
даже лица, не имевшие думных чинов. При
Алексее Михайловиче Ближняя дума превратилась
фактически в официальное учреждение
– Государеву комнату. В 1682 г. происходит
ликвидация важнейшего боярского института
– местничества.
Приказная система управления в XVII в. достигла
наивысшего развития. Всего насчитывалось
около 80 приказов, но постоянно действовали
только порядка 40, а остальные создавались
как временные, в связи с возникающими
задачами управления. Приказная система
характеризовалась отсутствием четкого
разграничения ведомственных функций,
соединением в них ведомственного принципа
управления с административно территориальным.
Отношения между приказами были весьма
запутанными, мешали вести государственные
дела и создавали благоприятные условия
для произвола приказных людей.
Происходили перемены в местном управлении.
Завершилось изменение системы наместничества,
основанной на принципе кормления. Наместников
заменяли воеводами, ими назначали преимущественно
дворян. Постепенно в их руках сосредоточилась
вся административная, полицейская и судебная
власть на местах.
Однако осознание во второй половине XVII
в. необходимости реформирования системы
управления не было связано с отказом
от старых форм государственного аппарата
и заменой их новыми.
Центральное и местное управление.
В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. ВXVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни число центральных ведомств быстро росло. Существовало до 80приказов, но постоянных --вдвое меньше.
Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны.
Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел, с другой --давили на органы местного управления.
Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора.
Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа.
Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции.
Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая система с трудом поддавалась контролю верховной власти.
Темные стороны приказного строя-- неразбериха в компетенции, мелочная опека сверху и столь же мелочное давление самих приказов на местные органы управления, знаменитая московская волокита и взяточничество-- вызывали нарекания подданных, нередко поднимавших восстания, направленные, среди прочего, и против приказных злоупотреблений.
Информация о работе Политическая система при первых Романовых