Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 10:38, курсовая работа
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой савокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту и так далее. Различные социальные общности образуют организации, основная задача которых – выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы. Объединяясь, в те или иные союзы, индивиды лично или через своих представителей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государственную политику, на содержание принимаемых им решений.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Политическая система общества…………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Понятие, структура и функции политической системы. . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Закономерности развития политической системы общества. . . . . . . . 13
2. Государство и право в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Место и роль государства в политической системе . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Право и политическая система общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Политическая система общества…………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Понятие, структура и функции политической системы. . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Закономерности развития политической системы общества. . . . . . . . 13
2. Государство и право в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Место и роль государства в политической системе . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Право и политическая система общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Введение
Актуальность темы исследования. Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества.
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой савокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту и так далее. Различные социальные общности образуют организации, основная задача которых – выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы. Объединяясь, в те или иные союзы, индивиды лично или через своих представителей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государственную политику, на содержание принимаемых им решений.
Политическая власть неразрывно связана с властью государственной: чтобы доминирующая социальная группа могла в полной мере реализовать политическую власть, свою волю, она должна обладать рычагами государственной власти. По своему объему политическая власть значительно шире власти государственной.
Поэтому, поняв совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними мы глубже поймем одну из главных сторон теории государства и права.
Степень теоретической разработанности. Политика существовала не всегда, в числе причин её возникновения можно назвать поляризацию общества, ведущую к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отдельных от народа органов власти.
Политическую власть совершенно обоснованно, связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально дифференцированном обществе. Как всякий коллектив, социально классовое человеческое общество нуждается в управлении, руководстве. Руководство обществом со стороны определенной социальной группы, оказывают решающее влияние на властные структуры государства.
Объект исследования - государство в политической системе общества.
Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми ими. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны.
Предмет исследования - анализ трудов посвященных изучению государства в политической системе общества.
Цель исследования - выявить место и значение государства в политической системе общества.
Задачи исследования.
Практическая значимость. Сравнение, сопоставление государства и других социальных институтов общества позволяет лучше познать государство как политическую организацию общества, ярче выявляет именно политическую суть государства и государственной власти, специфику структурной организации государства и структур других общественных образований, реализуя, таким образом, институциональный подход к политической системе.
В работе были использованы труды таких авторов как: С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров «Теория государства и права», Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права», Л.И. Спиридонов «Теория государства и права» и др.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
1.1 Понятие, структура и функции политической системы
Рассматривая место государства в политической системе, следует определить: что же такое политическая система, но чтобы осветить это понятие, нужно сначала обратиться к определению Политики, вообще. По тому и другому вопросу существует масса различных определений.
«Политика», в переводе с греческого, означает «искусство управления государством». Политику можно определить как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, между ними и государством, между государствами, проявляющиеся в определенной деятельности определенных социальных институтов. А можно несколько перефразировать: политика — это деятельность, в которой проявляются отношения между указанными крупными социальными субъектами1.
Политика имеет место там, где затронуты коренные, главные интересы большой массы людей. Политика — это сфера борьбы за власть, и, прежде всего, за власть государственную.
Политика — это участие в делах государства, направление его деятельности. Участие в делах государства является, конечно, различным для отдельных личностей и социальных групп.
Война — это продолжение политики в новой форме.
И здесь главным являются, в конечном счете, экономические интересы: борьба за сырьевые ресурсы, территории, сферы экономического господства и влияния.
Можно выделить первичные субъекты политических отношений. Это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные, производные субъекты политики— это институты, создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов. Это партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д.
Под политической системой одни авторы понимают совокупность, систему государственных и негосударственных организаций. Другие включают сюда также нации, классы и отдельных личностей. Третьи добавляют средства массовой коммуникации, принципы и нормы и т. д.
Политическую систему можно определить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство2.
Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.
В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон3:
1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).
Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.
1. Политические и правовые нормы
– сложившиеся или
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс – деинституционализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.
2. Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шагам:
1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям);
2) учреждения, организации, которые
характеризуются постоянством
Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что это представляет собой, прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.
Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами: общая цель для всех участников организации; иерархичность структуры отношений внутри организации; дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.
3. Политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается и неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.
Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.
Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя па политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.
4. Политическое сознание и
Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.