Политическая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

Файлы: 1 файл

Политическая система Франции (готовый вариант).doc

— 44.50 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ

       Одна  из самых богатейших историй мира – это история Франции, полная романтики и драматизма одновременно.

       Политическая  система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается  колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

       Республиканский строй, установившийся в нынешнее время  во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

       Великая французская революция положила начало новой истории Франции. Начиная  с этого наивеличайшего момента  в истории данного государства, маховик истории закрутился с  неимоверной силой. Всего за столетие Франция успела пережить порядка пяти революций. Монархия сменялась республикой, республика империей, империя монархией. Затем снова по кругу. Четыре раза Франция становилась республикой!

       За  прошедшее столетие с начала Великой  французской революции Франция пережила и минуты величайшей славы в период правления Наполеона и минуты позорного забвения при падении империи Бонапарта.

       Такое впечатление, что страна долгое время  никак не могла вырваться из этого  адского круга, в который её затянул маховик истории.

       Франция всему миру показала, что народ  может и должен завоевывать права  и свободы, а если понадобится  – отвоевывать их заново. Для  граждан этого государства свобода  – это не пустой звук, это ценность, завоеванная ими кровью.

       Революция 1848 года яркий тому пример. 
     

 Политическая система Франции 

       Во  Франции всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм.

       Ныне  действующая Конституция Французской  Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.

       Во  Франции из многочисленных партий и  ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.

       Во  Франции партии ограничения финансируются  частными лицами. Государством Финансируются те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных округах.

       В статье 2. Конституции Французской  Республики 1958 г. (ныне действующей) закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.

       Ее  принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти  положения вошли в действующую  Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946 г. Во Франции республиканская форма правления является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому, другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". При этом Конституция учреждает смешанную республиканскую форму. Это выражается в том, что глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство несет-ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.

       Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац). Неделимость республики - константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как преступления против безопасности государствгГ—В части толкования ст.53—5—согласии "заинтересованного населения", то в одном из решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого, государства или присоединения к независимому государству (что можно пронаблюдать на примере Алжира).'

       Следующим элементом политической системы  Франции являются взаимоотношения церкви и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции, официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.

       Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".

       Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют незаконодательную силу.

       Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к  ней оказалась Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.

Политический  плюрализм — это принцип, содействующий  существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах  государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Ультраправые  – термин для обозначения носителей  крайне правых политических взглядов. В современном мире используется в основном для обозначения сторонников  расового превосходства, неофашистов, неонацистов и ультранационалистов.

Основные положения  политической программы Национального  фронта в общих чертах следующие:

Прекращение дальнейшей иммиграции из неевропейских стран  и ужесточение требований при  получение французского гражданства.

Возврат к традиционным ценностям: ограничение абортов, поощрение  многодетных семей, сохранение французской  культуры.

Проведение протекционистской  политики, поддержка французских  производителей, мелкого бизнеса.

Противодействие процессам евроинтеграции, большая степень независимости страны от Евросоюза и международных организаций.

Информация о работе Политическая система Франции