Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:28, реферат
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в
XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после
второй мировой войны.
План:
1. Введение
2. Основные идеи и направления американской политической
социологии
3. Французская политическая наука
4. Немецкая политическая мысль
5. Заключение
и
процессов, в тесном взаимодействии
со всеми другими сферами
самым создается теоретическая предпосылка для демистификации политики,
реалистического видения феноменов власти и государства.
Вместе с тем методология
оставляет в стороне вопрос об объективной социально-экономической основе
политической системы, о действии объективных закономерностей в обществе.
Она также является чрезмерно абстрактной теоретической моделью. Кроме того,
ей присуща ориентация главным образом на стойкость системы, на ее
равновесие, что определяет консервативную установку в исследовании, ведет к
недооценке свойственных ей динамизма, конфликтности, а также кризисов или
упадка.
3. Французская политическая наука
Политическая мысль Франции
направлениях, связанных с истолкованием традиционных консервативных и
либеральных учений и на истолкованиях привлекавшего все большее внимание
социализма— социализма безгосударственного, социализма этатистского
(марксизм и советский опыт) и социализма реформистского, ревизионистского и
социализма «по ту сторону марксизма».
Творчество Леона Дюги (1859—1928), теоретика права,
конституционалиста, декана юридического факультета в Бордо, приходится на
тот период, когда в европейских странах происходило возрождение идей
естественного права (юснатурализма). Его самый главный труд назывался
«Трактат о конституционном праве» (1911).
Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто
факт». Государство в его прежних формах коллективности— римская,
королевская, якобинская, наполеоновская, форма третьей республики во
Франции— исчезает, и место этих форм начинает занимать новый
государственный строй— «более гибкий, более гуманный, более защищающий
индивида». Этот строй покоится на двух элементах. Первый элемент— это
концепция социальной нормы (входит в корпус объективного права), которая
основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество
вообще и членов любой социальной группы (в частности, социальная норма для
слабых и сильных, для больших и малых, для правящих и управляемых). Вторым
элементом является децентрализация (другое название этой новоявленной
социальной и общеустроительной тенденции— синдикальный федерализм).
Комментируя это положение, Дюги решительно отмежевывается от революционного
синдикализма и высказывает уверенность в том, что современное общество
движется «к известному роду федерализма классов, сорганизованных в
синдикаты» и что этот федерализм со временем будет «скомбинирован с
центральной властью, которая не упразднится, сохранит свою живость, но
примет совершенно другой характер- и сведется к функциям контроля и
надзора».
Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится не идея из
арсенала юснатурализма или юридического догматизма, а идея, заимствованная
из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция
солидаризма, у истоков которой находится О. Конт. Именно привнесение этой
идеи в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и
частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права
и прав человека, а также к новым перетолкованиям понятий «социальный
класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др.
О солидарности Дюги высказался в таких словах: «В солидарности я вижу
только факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности
потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности
членов одной социальной группы.
Классы современного общества предстают в изображении Дюги собранием
индивидов, между которыми существует «особенно тесная взаимная зависимость»
(т.
е. особо тесная солидарность),
так как они совершают
в общественном разделении труда. При этом взаимная зависимость, которая
людей соединяет в силу их принадлежности к одной и той же социальной
группе, является, как это было показано Э. Дюркгеймом в его «Общественном
разделении труда», следствием взаимосвязей тех различных частей работы,
которые выпадают на долю каждого при удовлетворении общих потребностей.
Помимо социальной
общности те правила поведения, которые заданы не правами индивидов или
коллективов (их Дюги полагает иллюзорными и просто несуществующими), а
социальной нормой. Происходит подобное дисциплинирование и объединение по
той простой причине, что все люди существа социальные, что всякий
социальный акт, нарушающий социальную норму, обязательно вызовет
«социальную реакцию» и т. д. «Всякое общество есть дисциплина, а так как
человек не может жить без общества, то он может жить, только подчиняясь
какой-нибудь дисциплине».
Если прочитать весь труд Дюги от начала до конца и проследить, в какой
мере на его отдельных идеях отразилась идея солидаризма, то трудно не
согласиться с тем, писал П.И.Новгородцев в предисловии к переводу
«Конституционного права», что «отражение этой идеи в доктрине Дюги является
недостаточным и поверхностным».
Однако на этой почве «возможна дальнейшая плодотворная работа,
возможна переоценка старых понятий и еще более решительное преобразование
традиционных воззрений», чем то, которое мы находим у Дюги.
Институционализм вырос на базе признания и своеобразного истолкования
того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные
общности, учреждения), такие как семья, члены одной профессии, добровольные
ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения
умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями
интегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-
государство. При этом интегративная роль подобных коллективов выполняется
ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением,
которое выгодно им самим.
Даже коллективная общность, именуемая бюрократией, занятая обычно
заботами о постоянном своем преобладании над массами управляемых лиц и
групп, может восприниматься в качестве учреждения с посредническими
функциями, нацеленными на реализацию общих функций государства.
Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению и развитию
бюрократической общности, но даже содействует ее институционализации.
Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Ориу
(1859—1929), который извечную проблему противоположения интересов индивида
и государства истолковал в духе христианского коллективизма первых его
веков, однако сделал это с некоторыми новациями, обусловленными современной
социально-исторической ситуацией. Теория институции, понимаемой как
учреждение, установление или же некая коллективность, отказалась от
использования договорной теории и от командно-административной законности
социалистов и выдвинула ряд принципиально новых положений, которые получили
затем весьма широкое популистское употребление.
Представители теории институционализма уже не признают
предустановленного порядка в структуре общества. «Мы верим только, что
существует здесь определенное направление, являющееся для обществ линией их
прогресса,— писал в этой связи М. Ориу в работе «Принципы публичного права»
(1910). — Существует социальный идеал и существует порядок вещей, но он не
предустановлен, он рождается».
Предметом публичного права,
режим правления, который олицетворяет собой государство, т. е. режим
одновременно политический, экономический и юридический, но также режим,
который «овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную
форму и становится средой, в которой существуют индивиды».
Гражданская жизнь
режима и характеризуется, согласно концепции Ориу, разделением между
политической властью и частной собственностью, которые в первичных,
догосударственных формах организации нации «всегда бывают слиты вместе».
Это разделение является на стадии функционирования государственного режима
основой одновременно и политической власти, и свободы. Такое разделение
происходит путем двух параллельных процессов — централизации права и
централизации политической власти.
Централизация национального (
тому, что установление правовых норм и санкций становится делом центральной
политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности
правительственной властью, т. е. судебной и административной.
Правовой порядок может осуществлять справедливость в политических
учреждениях не иначе, как вводя в них правовые состояния. При этом
необходимо, чтобы правовые состояния устанавливались сами собой. Так,
например, публичному праву присущи известный публично-правовой порядок
вещей
и известное положение
«упорядочивают область публичных отношений в целях свободы и
справедливости».
О своей теории Ориу Говорил, что «она дает благие результаты, которые
состоят во внесении гуманности в социальные институты, существующие ради
человека».
4. Немецкая политическая мысль
В начале 20-х гг. XX столетия в Германии, потерпевшей поражение в
Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных
трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал-
социалистическое движение. Оно явилось своеобразным выражением того
глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из
крупнейших стран Европы. Национал-социалистическое движение выступило с
собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за
переустройство Германии на. принципах национал-социализма.
Неодинаковыми виделись экономическая стабильность, авторитетное и
твердое политическое руководство, гарантии от общественных потрясений в
разных группах германского общества. Однако у многих стремление к
спокойствию, устойчивости и порядку трансформировалось в требование создать
«сильное государство», избавленное от таких «пороков», как «демократизм»,
«парламентаризм», «плюрализм» и т. п.
Его они сумели обрести, в
частности, путем
общественное сознание духовных ценностей, которые страшно понижали политико-
правовую культуру, нравственный и интеллектуальный уровень немецкого
народа. У этих ценностей были свои соответствующие истоки. Остановимся на
трех из них. Первый— немецкий национализм. Он включал в себя как признание
этнического (охотнее и чаще даже расового, т. е. прежде всего
биологического) начала решающим фактором общественно-исторического
процесса, так и идею (а равно чувство) превосходства немецкой нации над
остальными нациями, народами. Этот национализм был насквозь пропитан
антисемитизмом. Концепцию исконного неравенства рас, их деления на
«полноценные» и «неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против
«неполноценных» как содержания всемирной истории первым соединил с
«германством» Хьюстон С. Чемберлен (1855—1927).
Второй идеологический источник
немецкого национал-
доморощенная доктрина национального социализма. В 1919 г. вышла в свет
книга Освальда Шпенглера (1880—1936) «Пруссачество и социализм». Шпенглер
утверждал: «Старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие
сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же».
Отличительная черта
принципа чиновничества, согласно которому буквально каждый член немецкой
народной общности независимо от рода его занятий обретает и реализует
статус чиновника, находящегося на службе у государства;
частнособственнический уклад жизни остается неколебимым, но производство и
обращение организуются посредством государства. В нем царит порядок,