Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:38, реферат
Разговоры о политической культуре вошли у нас в моду. Политики и политологи,
рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на
дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их
представлении политическая культура - это такая же ценность, как скажем,
порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна
сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем
политическая культура - в строгом истолковании этой категории - не есть
ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А
отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит,
что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного
контекста.
1. Введение
2. Культура как явление
3. Определение сущности культуры общества
4. Структура политической культуры
5. Соотношение гражданской и политической культур
6. Политическая культура России
7. Заключение
8.Использованная литература.
сильнее - глубоко укоренившиеся тоталитарные стереотипы или эффект их
банкротства и компроментации. Эффект компроментации официально
декларивовавшихся коммунистами ценностей проявляется в том, что в сознании
людей полюсы добра и зла поменялись местами. Безработица, спекуляция, культ
денег превратились во вполне приемлимые явления, в то время как гражданское
равенство, социальная справедливость, патриотизм стали восприниматься многими
как нечто занимательное, едва ли не неприличное, а бескорыстный энтузиазм
оказался чуть ли не симптомом слабоумия.
В конечном счете проблема эволюции политической культуры современной России
сводится к тому, сможет ли наша страна построить устойчивую демократическую
систему и достойно войти в третье тысячелетие, или, как уже бывало,
перевести груз авторитарно-монархических и тоталитарных традиций, и Россия
вернется на круги своя. Причем вопрос вовсе не в том, можно ли привести в
российскую политическую практику формальные демократические процедуры - как
раз это не вызывает сомнений. Настоящая проблема заключается в том, можно ли
добиться в России цивилизованных и органичных отношений между человеком и
государством, при которых граждане смогли бы действительно влиять на политику
властей, а государство было бы не самодовлеющей бюрократической корпорацией
или институтом удовлетворения чьих-либо эгоистических интересов, а
проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов,
обеспечивающих обществу
благоприятные возможности
надеятся.
7. Заключение.
Гуманизм, нравственность в политике - стержневая идея политической культуры,
источник ее формирования и развития, а демократизация - ее реальное
основание, так как в конечном итоге она служит утверждению принципов
реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности общества.
Эти выводы имеют принципиальное значение для формирования новых подходов к
типологии политической культуры. Поскольку в обществе политическая культура
выступает прежде всего как культура политической власти на всех уровнях,
уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравстенности
политической культуры, власти - главные критерии политических культур.
Существует много типологических схем политической культуры, построенных на
различных подходах к ней. На пересечении характеристик субьекта и обьекта
политической культуры вырисовывается личный профиль политических ориентаций
опрашиваемого человека. Теоретики школы Амионда и Вербы убеждены в том, что
империческое исследование этих профилей, психологически соответствующих
разным политическим системам , дает основания для типологии национальных
политических культур, для их сравнительного анализа.
Опыт типологии политических культур конкретизирует ее теория. Политическую
культуру можно класифицировать по формационному и классовому признакам, по
идеологическим основаниям,
по отношению к социальному
с точки зрения международных отношений. С точки зрения масштабов и характера
влияния политической культуры на общество в целом или на политическую власть
ее можно квалифицировать как господствующую и маргинальную, ордоксальную и
альтернативную. Типологию политической культуры можно построить также по ее
субьектам, исходя не только из их социального статуса, но и из их
демократических характеристик: пола, возраста, образования, доходов,
религиозности. Подлинный облик национальной политической культуре придает ее
конкретизация на примере реального общества.
Думается, что в условиях демократического процесса развития складывается
новый тип политической культуры, представляющий синтез исторического опыта
развития политических отношений. Он формируется на месте декларивовавшейся
"демократической", "единой и единственной" политической культуры социализма,
а на деле - авторитарной,
этатической и внутренне
корпоративной, хотя и являющейся предметом нормативного описания. Сегодня в
нашей стране существует ряд конкурирующих политических субкультур. В ходе их
взаимодействия в условиях демократического обновления общества и включения
его в русло развития мировой цивилизации должна сформироваться политическая
культура нового типа, основанная на демократической культуре достоинства.
Вместе с тем политическая борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо
вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного разрешения
возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил. Основная
функция новой политической культуры - культуры согласия - поддержание
развития на основе использования конфликта, противоречия как главного метода
социально-политического развития.
8. Использованная литература.
1. БирюковН., СергеевВ. - Парламентская деятельность и
политическая культура. Общественные науки и современность.; 1995. №1 - с. 66-
75.
2. ГудименкоД.В. - Политическая культура России: приемственность эпох.
Полис.; 1994. №2 - с. 43-49.
3. ЗверевичВ., НагорнаяА.
- Политическая культура
- с. 41-48.
4. КейзеровН.М. - О
соотношении гражданской и
Социолого-политические науки.; 1991. №7 - с. 121-128.
5. РябовА., ЧистяковВ. - Политическая культура. Вестник МГУ.; 1994. №1 - с.
49-60.
6. ЭфендиевА.Г. - Основы социологии (курс лекций); 1993. М. - с. 149 151.
Информация о работе Политическая культура, как составная часть общей культуры