Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:32, реферат
Среди буржуазных революций нового времени — предшествующих и последующих — она занимает особое место как самая масштабная из битв между капитализмом и феодализмом во Франции и во всем мире. Во Франции она нанесла сокрушительный удар Старому порядку: уничтожила дворянские привилегии и феодальные крестьянские повинности, значительно ослабила могущество церкви, ликвидировав церковное и монастырское землевладение, пустила в продажу большие фонды «национальных имуществ», закрепила за крестьянами землю, которую они обрабатывали, увеличила размеры крестьянского землевладения, обеспечила свободу предпринимательства, обогатила буржуазию и в громадной степени способствовала последующему превращению этой части третьего сословия феодальной Франции в господствующий класс Франции капиталистической.
Введение. 3
Причины. 4
Созыв Генеральных штатов и провозглашение Национального собрания 5
Ход революции и произошедшие изменения. 7
Заключение. 16
Список используемой литературы 18
Развивая идею "национального суверенитета", конституционалисты отказались от непосредственной демократии: "Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществить их лишь путем уполномочия. Французская конституция носит характер представительный; представителями являются законодательный корпус и король".
Основой Конституции было разделение властей по образцу, изложенному Монтескье, с тем существенным коррективом, что законодательную власть осуществляло однопалатное Национальное собрание (все сословные различия были упразднены в начале революции). Монарх наделялся титулом "король французов"; его полномочия были обширны, но в конституции подчеркивалось подчинение исполнительной власти закону.
Существенным отступлением от идей равенства граждан стало их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественного ценза. В процессе подготовки конституции в обоснование имущественного ценза выдвигались примерно те же доводы, что и во времена Английской революции: утверждалось, в частности, что неимущее большинство, получив политические права, может посягнуть на собственность; только состоятельные люди способны получить образование; только они заинтересованы в процветании страны, где находится их имущество; несправедливо и опасно давать право участвовать в учреждении налогов тем, кто их не платит.
Свойственная Просвещению вера во всесилие закона выразилась в том, что Конституцией 1791 г. был установлен такой порядок ее пересмотра, что она не могла быть изменена в течение примерно 8—10 лет после ее принятия. Однако эта конституция действовала чуть более года (с 3 сентября 1791 г. по 21 сентября 1792 г.). Предлагалось созвать Законодательное собрание — однопалатный парламент на основе высокого имущественного ценза. «Активных» граждан, получивших право голоса по конституции, оказалось всего 4,3 млн, а выборщиков, избиравших депутатов, — всего 50 тыс. В новый парламент не могли быть избраны депутаты Национального собрания. Законодательное собрание открылось 1 октября 1791 года. Этот факт свидетельствовал об установлении в стране ограниченной монархии.
На заседаниях Законодательного
собрания был поставлен вопрос о
развязывании войны в Европе, прежде
всего, как средство решения внутренних
проблем. 20 апреля 1792 года король Франции
под давлением Законодательного
собрания объявил войну Священной
Римской империи. 28 апреля 1792 национальная
гвардия предприняла
10 августа 1792 года около 20 тысяч повстанцев (т. н. санкюлотов) окружили королевский дворец. Одним из результатов этого штурма стало фактическое отстранение Людовика XVI от власти и эмиграция Лафайета.
С этого момента в течение
нескольких месяцев высшие революционные
органы — Национальное собрание и
Конвент — находились под сильным
влиянием и давлением народных масс
(санкюлотов) и в ряде случаев
были вынуждены выполнять
21 сентября 1792 года в Париже
открыл свои заседания
Ведущее положение в Конвенте
поначалу принадлежало Жирондистам. Жирондисты
считали, что цели революции в
основном достигнуты в результате упразднения
сословных привилегий, провозглашения
республики и учреждения всеобщего
избирательного права; дальнейшее развитие
Франции, по их замыслам, должно осуществляться
в порядке текущего законодательства.
Их тревожило нарастающее
В основе подготовленного
жирондистами проекта Конституции
лежали идеи народного суверенитета
Руссо, принципы сочетания представительной
и непосредственной демократии. Ссылаясь
на идеи Руссо, Монтескье и других
просветителей, жирондисты утверждали,
что для учреждения республики в
такой большой стране, как Франция,
необходима федерация; о том уже
свидетельствовал опыт США. Поэтому
в их проекте конституции
Жирондисты пытались помочь голодающим и малоимущим; был принят закон о максимальных ценах на зерно (первый "максимум"). Но Якобинцы — наиболее экстремистская часть Конвента, — при поддержке Парижской коммуны организовали (в ночь с 30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствующей партией в Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Парижа).
Якобинским Конвентом
в том же году была принята новая
Конституция. В Декларации прав человека
и гражданина, предпосланной Конституции
1793 г., провозглашались в основном
те же права, что и в Декларации
1789 г.: равенство, свобода, безопасность,
собственность. Поначалу Робеспьер
предлагал не включать собственность
в число естественных прав человека,
рассматривая ее как только гражданское
(т. е. подлежащее государственному регулированию)
право, но под давлением большой
части Конвента изменил свои взгляды.
В Декларации 1793 г., принятой якобинским
Конвентом, подробно и конкретно
определены право собственности
и свобода предпринимательской
деятельности: "Право собственности
состоит в принадлежащей
В якобинской декларации и
конституции воспроизводились содержавшиеся
в Конституции 1791 г. положения о
некоторых социальных правах: право
на образование, государственное обеспечение,
на пропитание неимущих, трудоустройство
безработных. В декларации содержалось
теоретическое обоснование
Право на сопротивление угнетению
получило обширное и яркое воплощение
как право оказать
Отказавшись от свойственных
Конституции 1791 г. понятий "разделение
властей" и "суверенитет нации",
Конституция 1793 г. отвергла и усложненный
порядок изменения конституции:
"Народ всегда сохраняет за собой
право пересмотра, преобразования и
изменения своей Конституции. Ни одно
поколение не может подчинить
своим законам поколения
В Конституции 1793 г. представительная демократия органически соединялась с непосредственной демократией: Законодательный корпус предлагал законы, народ их принимал.
В якобинской Конституции многое было взято из жирондистского проекта; главным противоречием их конституционных идей было отношение к форме государственного единства. Если жирондисты, следуя Руссо и Монтескье, были за федерацию департаментов, то в якобинской конституции сказано: "Французская республика едина и неделима". После "федералистского восстания" в Лионе якобинцы стали приравнивать "федералистов" к изменникам родины, контрреволюционерам, врагам народа.
Конституция 1793 г. была принята
Конвентом (24 июня 1793 г.), утверждена плебисцитом,
но никогда не была введена в действие.
Нашествие армий феодальных монархов,
контрреволюционные и антиякобинские
восстания, перераставшие в гражданскую
войну, побудили Конвент ввести революционный
порядок управления "вплоть до заключения
мира". Стремясь оправдать отступления
от демократии, террор и другие чрезвычайные
меры, Робеспьер, говоря о принципах
революционного правления, опирался на
рассуждения Руссо о диктатуре,
заставляющей умолкнуть все законы,
когда речь идет о спасении отечества.
"В подобных случаях, — писал
Руссо, — общая воля несомненна,
так как очевидно, что главное
стремление народа заключается в
том, чтобы государство не погибло".
Развивая эти мысли, Робеспьер разъяснял
Конвенту, что революционное
Якобинцы организовали революционную
армию, способную отразить интервенцию,
создали могучий аппарат
Якобинцы искореняли феодальную
собственность на землю, но в период
их правления действовал декрет о
смертной казни за одно лишь предложение
"аграрного закона" и всякого
другого закона против земельной, торговой
и промышленной собственности. Они
осуществляли революционные меры против
спекуляции, реквизировали продовольствие
и устанавливали максимальные цены,
но провозгласили частную
Революция привела к краху старого порядка и утверждению во Франции нового, более «демократичного и прогрессивного» общества. Однако говоря о достигнутых целях и жертвах революции, многие историки склоняются к выводу, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв. Как указывает американский историк Р. Палмер, распространённой является точка зрения о том, что «спустя полвека после 1789 г. … условия во Франции были бы такими же и в том случае, если бы никакой революции не произошло». Алексис Токвиль писал, что крах Старого порядка произошёл бы и без всякой революции, но только постепенно. Пьер Губер отмечал, что многие пережитки Старого порядка остались и после революции и вновь расцвели под властью Бурбонов, установившейся начиная с 1815 г.
Революция привела к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 млн гражданских лиц, и ещё в войнах погибло до 2 млн солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и войнах погибло 7,5 % населения Франции (в 1790 г. население составляло 27 282 000), не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать.
В то же время ряд авторов указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжёлого гнёта, чего невозможно было достичь иным путем. «Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает её как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.
Большинство историков полагает,
что Великая французская
Информация о работе Политическая идеология Великой Французской революции