Политическая идеология Великой Французской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

Среди буржуазных революций нового времени — предшествующих и последующих — она занимает особое место как самая масштабная из битв между капитализмом и феодализмом во Франции и во всем мире. Во Франции она нанесла сокрушительный удар Старому порядку: уничтожила дворянские привилегии и феодальные крестьянские повинности, значительно ослабила могущество церкви, ликвидировав церковное и монастырское землевладение, пустила в продажу большие фонды «национальных имуществ», закрепила за крестьянами землю, которую они обрабатывали, увеличила размеры крестьянского землевладения, обеспечила свободу предпринимательства, обогатила буржуазию и в громадной степени способствовала последующему превращению этой части третьего сословия феодальной Франции в господствующий класс Франции капиталистической.

Оглавление

Введение. 3
Причины. 4
Созыв Генеральных штатов и провозглашение Национального собрания 5
Ход революции и произошедшие изменения. 7
Заключение. 16
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Революция.docx

— 37.58 Кб (Скачать)

Развивая идею "национального  суверенитета", конституционалисты отказались от непосредственной демократии: "Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществить  их лишь путем уполномочия. Французская  конституция носит характер представительный; представителями являются законодательный  корпус и король".

Основой Конституции было разделение властей по образцу, изложенному  Монтескье, с тем существенным коррективом, что законодательную власть осуществляло однопалатное Национальное собрание (все  сословные различия были упразднены в начале революции). Монарх наделялся  титулом "король французов"; его  полномочия были обширны, но в конституции  подчеркивалось подчинение исполнительной власти закону.

Существенным отступлением от идей равенства граждан стало  их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественного ценза. В процессе подготовки конституции в обоснование  имущественного ценза выдвигались  примерно те же доводы, что и во времена  Английской революции: утверждалось, в  частности, что неимущее большинство, получив политические права, может  посягнуть на собственность; только состоятельные люди способны получить образование; только они заинтересованы в процветании стра­ны, где находится  их имущество; несправедливо и опасно давать право участвовать в учреждении налогов тем, кто их не платит.

Свойственная Просвещению  вера во всесилие закона выразилась в  том, что Конституцией 1791 г. был установлен такой порядок ее пересмотра, что  она не могла быть изменена в течение  примерно 8—10 лет после ее принятия. Однако эта конституция действовала  чуть более года (с 3 сентября 1791 г. по 21 сентября 1792 г.). Предлагалось созвать Законодательное собрание — однопалатный парламент на основе высокого имущественного ценза. «Активных» граждан, получивших право голоса по конституции, оказалось всего 4,3 млн, а выборщиков, избиравших депутатов, — всего 50 тыс. В новый парламент не могли быть избраны депутаты Национального собрания. Законодательное собрание открылось 1 октября 1791 года. Этот факт свидетельствовал об установлении в стране ограниченной монархии.

На заседаниях Законодательного собрания был поставлен вопрос о  развязывании войны в Европе, прежде всего, как средство решения внутренних проблем. 20 апреля 1792 года король Франции  под давлением Законодательного собрания объявил войну Священной  Римской империи. 28 апреля 1792 национальная гвардия предприняла наступления  на позиции Бельгии, закончившиеся  полным провалом.

10 августа 1792 года около  20 тысяч повстанцев (т. н. санкюлотов) окружили королевский дворец. Одним из результатов этого штурма стало фактическое отстранение Людовика XVI от власти и эмиграция Лафайета.

С этого момента в течение  нескольких месяцев высшие революционные  органы — Национальное собрание и  Конвент — находились под сильным  влиянием и давлением народных масс (санкюлотов) и в ряде случаев  были вынуждены выполнять непосредственные требования толпы восставших, окруживших здание Национального собрания. Эти  требования включали свертывание осуществлявшейся ранее либерализации торговли, замораживание  цен, заработной платы и жесткое  преследование спекулянтов. Указанные  меры были приняты и просуществовали  вплоть до ареста Робеспьера в июле 1794 г.. Все это происходило на фоне роста массового террора, который, хотя и был направлен главным образом против аристократии, привел к казням и убийствам десятков тысяч людей из самых разных слоёв общества.

21 сентября 1792 года в Париже  открыл свои заседания Национальный  конвент, в тот же день упразднивший  монархию и провозгласивший Францию  республикой. Конвент разделился  на три фракции: левые —  монтаньяры, лидерами которых были  Дантон, Робеспьер и Марат, правые  — жирондисты, руководимые Бриссо, и аморфные центристы. Монархистов  в Конвенте уже не было.

Ведущее положение в Конвенте поначалу принадлежало Жирондистам. Жирондисты считали, что цели революции в  основном достигнуты в результате упразднения  сословных привилегий, провозглашения республики и учреждения всеобщего  избирательного права; дальнейшее развитие Франции, по их замыслам, должно осуществляться в порядке текущего законодательства. Их тревожило нарастающее бунтарство социальных низов в Париже, где  события порой выходили из-под  контроля законных органов власти. Для ослабления внутренних противоречий в стране жирондис­ты предлагали развернуть революционную войну  Франции против феодальных монархий.

В основе подготовленного  жирондистами проекта Конституции  лежали идеи народного суверенитета Руссо, принципы сочетания представительной и непосредственной демократии. Ссылаясь на идеи Руссо, Монтескье и других просветителей, жирондисты утверждали, что для учреждения республики в  такой большой стране, как Франция, необходима федерация; о том уже  свидетельствовал опыт США. Поэтому  в их проекте конституции предусматривалось  расширение прав департаментов и  ослабление центральной власти Парижа.

Жирондисты пытались помочь голодающим и малоимущим; был принят закон о максимальных ценах на зерно (первый "максимум"). Но Якобинцы — наиболее экстремистская часть  Конвента, — при поддержке Парижской  коммуны организовали (в ночь с 30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствующей партией в  Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Парижа).

Якобинским Конвентом  в том же году была принята новая  Конституция. В Декларации прав человека и гражданина, предпосланной Конституции 1793 г., провозглашались в основном те же права, что и в Декларации 1789 г.: равенство, свобода, безопасность, соб­ственность. Поначалу Робеспьер  предлагал не включать собственность  в число естественных прав человека, рассматривая ее как только гражданское (т. е. подлежащее государственному регулированию) право, но под давлением большой  части Конвента изменил свои взгляды. В Декларации 1793 г., принятой якобинским Конвентом, подробно и конкретно  определены право собственности  и свобода предпринимательской  деятельности: "Право собственности  состоит в принадлежащей каждому  гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим  имуществом, своими доходами, плодами  своего труда и своего промысла... Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей".

В якобинской декларации и  конституции воспроизводились содержавшиеся  в Конституции 1791 г. положения о  некоторых социальных правах: право  на образование, государственное обеспечение, на пропитание неимущих, трудоустройство  безработных. В декларации содержалось  теоретическое обоснование свобод мысли, печати, собраний, совершения религиозных  обрядов: "Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем".

Право на сопротивление угнетению  получило обширное и яркое воплощение как право оказать сопротивление  силой осуществлению незаконного  акта, право и обязанность восстания  против правительства, нарушающего  права народа. Положения о власти строились в соответствии с теорией  Руссо: "Суверенитет зиждется в  народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем".

Отказавшись от свойственных Конституции 1791 г. понятий "разделение властей" и "суверенитет нации", Конституция 1793 г. отвергла и усложненный  порядок изменения конституции: "Народ всегда сохраняет за собой  право пересмотра, преобразования и  из­менения своей Конституции. Ни одно поколение не может подчинить  своим законам поколения будущие".

В Конституции 1793 г. представительная демократия органически соединялась  с непосредственной демократией: Законодательный  корпус предлагал законы, народ их принимал.

В якобинской Конституции  многое было взято из жирондистского проекта; главным противоречием  их конституционных идей было отношение  к форме государственного единства. Если жирондисты, следуя Руссо и  Монтескье, были за федерацию департа­ментов, то в якобинской конституции сказано: "Французская республика едина  и неделима". После "федералистского  восстания" в Лионе якобинцы стали  приравнивать "федералистов" к  изменникам родины, контрреволюционерам, врагам народа.

Конституция 1793 г. была принята  Конвентом (24 июня 1793 г.), утверждена плебисцитом, но никогда не была введена в действие. Нашествие армий феодальных монархов, контрреволюционные и антиякобинские восстания, перераставшие в гражданскую  войну, побудили Конвент ввести революционный  порядок управления "вплоть до заключения мира". Стремясь оправдать отступления  от демократии, террор и другие чрезвычайные меры, Робеспьер, говоря о принципах  революционного правления, опирался на рас­суждения Руссо о диктатуре, заставляющей умолкнуть все законы, когда речь идет о спасении отечества. "В подобных случаях, — писал  Руссо, — общая воля несомненна, так как очевидно, что главное  стремление народа заключается в  том, чтобы государство не погибло". Развивая эти мысли, Робеспьер разъяснял  Конвенту, что революционное правительство, в отличие от правительства конституционного, "опирается на самый священный  из всех законов — спасение народа; на самое неоспоримое из всех прав — необходимость".

Якобинцы организовали революционную  армию, способную отразить интервенцию, создали могучий аппарат подавления заговоров и восстаний внутри страны. В период якобинской диктатуры  были окончательно упразднены феодальные права и возвращены крестьянам общинные земли. Для борьбы со спекуляцией  определялись максимальные цены на продукты и предметы массового потребления.

Якобинцы искореняли феодальную собственность на землю, но в период их правления действовал декрет о  смертной казни за одно лишь предложение "аграрного закона" и всякого  другого закона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они  осуществляли революционные меры против спекуляции, реквизировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность  естественным правом и порой проявляли  робость и непоследовательность в обеспечении неимущих. Они провозгласили  право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в  силе закон Ле-Шапелье, запрещавший  организацию рабочих союзов и  собраний. Пытаясь смягчить социальные противоречия и идейно объединить все  слои общества, сторонники Робеспьера декретировали общеобязатель­ную "гражданскую  религию", но породили возмущение и  яростный протест инакомыслящих  против насильственного навязывания  искусственной религии. Якобинцы провозгласили  беспощадный террор против аристократов и контрреволюционеров, но более 90% жертв этого террора составили  представители третьего сословия. Стремясь к единомыслию, сторонники Робеспьера уничтожали "умеренных", предлагавших смягчить чрезвычайные меры (жирондистов, дантонистов и др.), но столь же беспощадно они истребляли "неумеренных", призывавших ужесточить террор и  углубить революцию (эбертистов, "бешеных" и др.). В конце концов, по якобинским декретам в категорию "врагов народа" и "подозреваемых", подлежащих трибуналу и казни, попало практически все население Франции кроме Робеспьера и нескольких его сторонников. Поэтому термидорианский переворот (27 июля 1794 г.), положивший конец вакханалии якобинского террора, почти не встретил сопротивления.

Заключение.

Революция привела к краху  старого порядка и утверждению  во Франции нового, более «демократичного  и прогрессивного» общества. Однако говоря о достигнутых целях и  жертвах революции, многие историки склоняются к выводу, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв. Как  указывает американский историк  Р. Палмер, распространённой является точка зрения о том, что «спустя  полвека после 1789 г. … условия  во Франции были бы такими же и в  том случае, если бы никакой революции  не произошло». Алексис Токвиль писал, что крах Старого порядка произошёл  бы и без всякой революции, но только постепенно. Пьер Губер отмечал, что  многие пережитки Старого порядка  остались и после революции и  вновь расцвели под властью Бурбонов, установившейся начиная с 1815 г.

Революция привела к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции  погибло до 2 млн гражданских лиц, и ещё в войнах погибло до 2 млн солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и  войнах погибло 7,5 % населения Франции (в 1790 г. население составляло 27 282 000), не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи  Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных  воевать.

В то же время ряд авторов  указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжёлого гнёта, чего невозможно было достичь  иным путем. «Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает её как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.

Большинство историков полагает, что Великая французская революция  имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных  идей во всём мире, оказала влияние  на серию революций в Латинской  Америке, в результате которых последняя  освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в. 

Список используемой литературы

 

  1. ru.wikipedia.org
  2. radnuk.info
  3. ru-history.livejournal.com

 


Информация о работе Политическая идеология Великой Французской революции