Политическая харизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование феномена харизмы и ее роли в политике.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• Изучить сущность харизмы
• Изучить различные концепции харизмы
• Понять, насколько целесообразно использование понятия харизмы в исследованиях современных политических процессов
• Оценить роль харизмы в политической деятельности
• Изучить благоприятствующие условия появления политической харизмы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 93.50 Кб (Скачать)


Введение

Всякий раз, когда в жизни какого-либо общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особый тип людей. Они заметно отличаются от остальных исключительным честолюбием и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, собственно, и несут на своих плечах нелегкое бремя принятия решений и ответственности в эти критические периоды.

Герои критических периодов истории оказываются всегда людьми выдающихся дарований. Это непременно яркие личности, уже по внешним признакам выделяющиеся из обычного круга людей. Они исключительно преданны идеям, которые составляют смысл их жизни, и пытаются дать ответ основным вызовам их времени. Это почти всегда прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Они обладают несомненной способностью подчинять своей воле других людей. Принято считать, что эти люди обладают неким особым свойством - харизмой.

Целью данной работы  является исследование феномена харизмы и ее роли в политике.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

      Изучить сущность харизмы

      Изучить различные концепции харизмы

      Понять, насколько целесообразно использование понятия харизмы в исследованиях современных политических процессов

      Оценить роль харизмы в политической деятельности

        Изучить благоприятствующие условия появления политической харизмы

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие харизмы

Харизма - мощная, порой страшная, сила, до сих пор не до конца исследованная, - на сегодняшний день существует более 60 её научных определений. Использование именно этого термина обусловлено тем, что в русском языке ему нет точного аналога, - наиболее близко по значению слово "обаяние" (очарование, притягательная сила).

Харизма - (от греч. charisme - божественная благодать, дар) – это наделение какой-либо личности особыми свойствами. Эти свойства вызывают преклонение перед личностью и безоговорочную веру в ее возможности.

Харизматические лидеры, по мнению масс, наделены особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы[1]. То есть харизма - это власть, построенная на силе личных качеств, способностей, дарований лидера, а не на логике, не на давней традиции. Власть осуществляется как бы примером лидера, его харизматическим влиянием. Возникает потребность исполнителей в подчинении лидеру, влечением к нему, потребности в уважении.

Вот некоторые характерные черты харизматических людей, харизматических личностей[2]:

1)                                          При общении с ними появляется впечатление, что они наполняют все окружающее своей энергией, каждого человека касается частичка этой энергии.

2)                                          Особенная внешность. Харизматический лидер не обязательно должен быть красив. Однако он практически всегда обладает хорошей осанкой, необычной, запоминающейся внешностью, умением прекрасно держаться.

3)                                          Независимость и непосредственность характера. В своем стремлении к благополучию и уважению харизматичные личности всегда рассчитывают только на себя. Они никогда не рассчитывают на других.

4)                                          Отличные риторические способности. У них обязательно есть умение говорить. Также они обладают способностью к общению с другими личностями.

5)                                          Восприятие и ожидание похвалы и восхищения своей личности. Они чувствуют себя превосходно, когда окружающие восхищаются ими, их это нисколько не смущает. Харизматики воспринимают это как должное.

6)                                          Достойная и очень уверенная манера держаться. Они выглядят исключительно собранными, всегда владеющими ситуацией.

Широко распространено мнение, будто харизма — это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Или она есть, или ее нет. С этим трудно согласиться, точно так же, как трудно это опровергнуть. Ясно только одно, харизматическая одаренность, как и всякая другая одаренность может проявляться в разной степени. Другое дело, что проверить это крайне сложно.

Харизматическое поведение предполагает некую театральность. Всякая деятельность такого рода связана с использованием гербов и эмблем, гимнов и знамен, обрядов и ритуалов. Действующий лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят. Примеры с сигарой Черчилля, трубкой Сталина здесь вполне уместны. В формировании харизматического имиджа не последнюю роль играет свита, "играющая короля", и множество других мелочей: походка, одежда, голос, осанка. Их цель — сделать человека узнаваемым, а его внешние свойства — яркими и запоминающимися.

Итак, харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Действия человека, обладающего харизмой, непременно характеризуются одной интересной особенностью — они должны быть успешны. Успех, как бы он ни был достигнут, необходим. Ничтожна цена упомянутых выше "сверхъестественных, сверхчеловеческих или, по меньшей мере, специфически особых сил и свойств", не приводящих к наглядному эффективному результату. Харизма кормится успехом[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Концепции харизмы

При обсуждении проблематики политической харизмы и перспектив ее развития рассматриваются основные социологические концепции харизмы:   

      классический подход М.Вебера         

      "религиозная"   концепция  

      концепция "псевдохаризмы"   

      функциональный подход

      плюралистическая концепция

Большая часть объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе М. Вебера. Эта тема обсуждается им во многих работах (в частности, в ряде глав фундаментального труда «Хозяйство и общество», «Политика как призвание и профессия», «Социология религии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Древний иудаизм» и др.), поэтому в зависимости от контекста несколько различаются и трактовки феномена харизмы. В работе «Хозяйство и общество» дано следующее определение: данное понятие «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Здесь же Вебер поясняет, что «эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем».

В концепции Макса Вебера харизматом считается любой человек, способный воздействовать на толпу, "массу", передавая ей большой эмоциональный заряд. Считается, что толпа людей по своим качествам схожа со стаей диких животных, она опирается не на доводы рассудка, а на эмоции.

Данные неизменные психологические черты масс особенно усиливаются в экстраординарных ситуациях.

 

Традиционное и легальное господство, несмотря на ряд различий, характеризуются общей чертой постоянством, они выступают структурами повседневной жизни. Харизматическое правление в чистом виде появляется из коллективного возбуждения, произведенного необычной ситуацией и/или в условиях экстраординарных психических состояний. При этом ситуация экстраординарна с точки зрения вовлеченных в нее людей. Соответственно, для сохранения своего господства вождь и его «свита» вынуждены постоянно поддерживать среди последователей некоторое состояние «тревожности». Поскольку экстраординарные ситуации не могут быть полностью исключены из жизни и истории, можно предположить неискоренимость феномена политической харизмы.

В «религиозном» подходе к харизме (К. Фридрих, Д. Эммет) критикуется, с одной стороны, расширение, выведение изначально теологического понятия за пределы сферы религии, с другой безразличие к вопросам духовности и моральности лидерства. В итоге либо аргументируется тезис об абсолютной несовместимости сфер религии и политики и, соответственно, утверждается невозможность политической харизмы, либо использование категории харизмы при анализе политических процессов допускается лишь к ограниченному кругу «духовных» политиков (например, М. Ганди). В последнем случае подлинные харизматики в сфере политики также рассматриваются в высшей степени моральными и религиозными. Харизматический политик предстает обладающим особой «вдохновляющей» способностью и благодаря своим духовным качествам мобилизует людей на экстраординарные усилия. Далее, побудительным мотивом харизматического политика выступает стремление «разбудить» мораль других людей, а не желание стать объектом слепого послушания и преданности. Таким образом, в религиозном подходе стремятся придерживаться узкого значения понятия «харизма».

 

Принимая основные положения веберовской концепции харизмы, ряд исследователей обращает внимание на необходимость ее модификации в связи с принципиальными изменениями современного политического пространства и современного мира в целом. Так, К. Лёвенштейн полагает, что харизматическое лидерство зависит от широко распространенной веры в экстраординарные и сверхъестественные способности, тогда как в современном рациональном обществе подобные верования практически исчезли, отсюда харизма возможна лишь в «ранние эпохи», а также в обществах, продолжающих оставаться несовременными в указанном смысле слова. Другими словами, место истинных харизматических политиков заняли псевдохаризматики, манипуляторы современных массовых коммуникаций.

Харизма необходима для функционирования политики, а следовательно, выражена потребность в ее «управляемой», искусственной замене псевдохаризме. Иными словами, социальный кризис, как показывает практика, можно создать и при этом единственным выходом из него изобразить избрание того или иного политического деятеля, представляемого фигурой с экстраординарными качествами. Согласно подобным критическим теориям, харизма выступает ширмой для затемнения других, скрытых идеологических или материальных целей определенных заинтересованных групп.

Широкое распространение в социологии получила «функциональная» трактовка харизмы, которая по своим аксиоматическим посылкам принципиально отлична от радикальной и критической направленности концепций «псевдохаризмы». Известный в социологической теории феномен «парсонизации Вебера» способствовал возникновению ряда клише, в частности, применительно к понятию харизмы. Тезис Парсонса, что харизма не есть метафизическая сущность, но строго эмпирически наблюдаемое качество, стимулировали проведение эмпирических исследований по соответствующей проблематике, поиск четких теоретических и операциональных определений понятия. Многообразные концепции, базирующиеся на эмпирических исследованиях, объединяет стремление изучать данный феномен через поиск и анализ функций, которые выполняет харизма в жизни общества (как правило, это такие позитивные функции, как интеграция общества, поддержание стабильности социальной системы и пр.). Сторонники функционального подхода чаще всего используют понятие харизмы при изучении революций, процессов широких социетальных изменений  и вообще тех ситуаций, когда в обществе особенно остро стоит проблема обеспечения солидарности и стабильности.

Соответственно, анализу подлежит характер миссии харизматика, средства, используемые лидером для получения «харизматической реакции», а также благоприятствующие этому условия, природа социальной ситуации.

Согласно плюралистической концепции, харизму порождает не популярность лидера в массах, а вовлечение в жизненно важные локусы, нахождение вблизи центра событий.

Плюралистический подход ценен в том отношении, что указывает на общие корни обширной универсальности полномочий правителя и богов церемонии (обряды, ритуалы) и представления, через которые они оказывают принуждение.

В данном подходе важной выступает проблема распространения харизмы, ее воплощение в институциональной структуре общества, ценностях, высокостатусных группах и пр. Основной аргумент критики этого подхода - харизма становится общим и диффузным понятием. Она предстает качеством, порождающим «трепет и благоговение», где бы ни появилась, а следовательно, это свободно текущий атрибут, который может прикрепить себя к чему угодно, включая индивидов. В плюралистических концепциях харизма предстает компонентом любого добровольного послушания установленному господству, а следовательно, она уравнивается с центральной властью и легитимностью.

 

 

Глава 3. Роль харизмы в политике

Лидерство – многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание характер самого лидера, свойства его конституэнтов (приверженцев, избирателей и всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером), взаимосвязь между лидером и его конституэнтами, а также контекст или конкретную ситуацию, в которых лидерство осуществляется.

Для лидера важна способность убедить. Благодаря ей конституэнты «покупают» его планы или идеи, вовлекаются в их осуществление. Как заметил Гарри Трумэн: «Суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые лидер устанавливает со своими избирателями. Подчеркнутое значение приобретают способности самого лидера и та стратегия, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки своей политики и ее осуществления[4].

Недооценка харизматического фактора — очевидный просчет в сфере публичной политики, к сожалению, присущий большинству политиков, относящихся к демократическому спектру политической элиты. Здесь дело видимо в том, что любая демонстративность может показаться неприемлемой для традиционного интеллигентского сознания. Любой интеллигентский поведенческий кодекс, — писаный или неписаный, — конечно же, предписывает неброскую внешность и неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлективностью, жертвенным самоотречением, а главное — демонстративным отсутствием властных устремлений.

Информация о работе Политическая харизма