Политическая деятельность как важнейший элемент политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое.
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей людей (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).

Оглавление

1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности.
2. Многообразие политических интересов.
3. Политические решения как результат политической деятельности.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Аграрный Университет им. Н.И. Вавилова» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Политология» 

На тему: «Политическая деятельность как важнейший элемент политики» 
 
 

                  Выполнил:

                  студент 3 курса

                  группы  Зс-31

                  Кичкин  И.С. 
                   
                   

Саратов-2011

Содержание 

  1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности.
  2. Многообразие политических интересов.
  3. Политические решения как результат политической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие политической деятельности. Виды

политической деятельности.

      Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое.

    Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей людей (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).

    Политическая  деятельность подразделяется также  на теоретическую и практическую, которые, в свою очередь, могут быть подразделы на виды меньшей общности.

    Заслуживает внимания типология политической деятельности, которую предложил Л. С. Санистебан. Он подразделяет политические действия на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и  творческие, стихийные и организованные.

    По  его мнению позитивными являются такие политические действия, которые заключаются в том, чтобы «сделать нечто» с целью достижения определенной цели, негативными такие, которые направлены на то, чтобы «прекратить что-то делать», чтобы позволить произойти определенным событиям.

    В качестве двух других типов политического  действия выступают рациональное и  иррациональное.

    Рациональное  политическое действие имеет место  тогда, когда его субъект «имеет четкое представление о целях, которые  он намеревается достичь, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, способен совмещать свои разные цели, устанавливая систему приоритетов, а также может пересматривать и вносить изменения в свою стратегию, если она не приводит к ожидаемым результатам.

    Вместе  с указанными Л. С. Санистебаном чертами  рациональное политическое действие, как свидетельствует практика, характеризует  умение его субъекта мобилизовать людские, материальные и иные ресурсы для  достижения поставленной цели, его  способность приспосабливаться к возникающим новым политическим реалиям, своевременно реагировать на новые требования.

    Иррациональное, политическое действие характеризуется  неспособностью его субъекта «правильно увязывать средства с целями», слепым отношением к «упрямым фактам» действительности, его попытками рассматривать реальную политическую действительность «в соответствии с абстрактными схемами, не имеющим ничего общего или почти ничего общего с этой действительностью».

    Рациональное  и иррациональное политические действия в реальной действительности в «чистом» виде встречаются весьма редко. Рациональное и иррациональное в политических действиях, как правило, «уживаются» рядом, причем в самых различных сочетаниях. Однако, в каждом конкретном политическом действии рациональный или иррациональный момент преобладает. Это позволяет в целом говорить о рациональном или иррациональном политическом действии.

    Если  политическое действие рассматривать еще с одной стороны, то оно может выступать как инерционное и творческое. В рамках инерционного политического действия его субъект ограничивается воспроизведением существующих форм поведения. Это действие по своей сути консервативно. Его цель заключается в сохранении и воспроизведении существующей политической системы. Стремясь сохранить существующие политические отношения, институты и учреждения, субъекты инерционных политических действий упорно сопротивляются переменам.

    Л.. С. Санистебан не дает определения творческого  действия. Однако, в целом под  таким действием он понимает такое действие, которое направлено на внесение изменений в существующие политические системы, на создание принципиально новых, более совершенных политических институтов и учреждений.

    Вместе  с указанными видами политической деятельности обнаруживаются и действия стихийные и организованные. С этим его утверждением также следует согласиться. В реальной действительности субъекты политической деятельности действуют и стихийно, и организованно. При этом хорошо организованное политическое действие, как уже отмечалось, иногда перерастает в стихийное, а стихийное — в организованное. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Многообразие политических интересов.

    Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так, политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий.

    Роль политических интересов заключается в том, что:

1) в  них происходит осознание и  выражение политических потребностей общества; 
2) именно они определяют конкретную направленность политической  активности социальных групп и индивидов;

3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочислен-ные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

    В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы.

    Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы.

    Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами.

    В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются две противоположные тенденции:

     
1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими  политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем;

2) диверсификация политических интересов, т.е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Политические решения  как результат 

    политической  деятельности.

    Принятие  и исполнение  политических  решений  образуют  внутреннюю сторону механизма воспроизведения политической системы. Они  вызываются необходимостью   реализовать   существующие   в   обществе    политико-управленческие задачи. Выбор центров принятия  этих  решений,  а  также указываемые в них цели и средства, пути и этапы соотнесения  требований конкретной политической задачи  с  условиями  ее  выполнения  диктуются интересами и волей экономически и политически господствующих сил.

           Любое  политическое  решение   принимается  людьми   для   разрешения конкретной  политической  ситуации.  Если   исходить   из   того,   что политическая деятельность есть  последовательная,  внутренне  связанная цепь политических событий и явлений,  а  также  совокупность  поступков различных  субъектов  политики,  то  в  качестве   исходного   момента, «пускового  механизма»  всех  событий  и  поступков  выступает   именно политическое решение. Короче говоря, политическая  деятельность  любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. И оттого, насколько продуманным и точным является  политическое  решение зависит успех или неудача того  или иного политического  деятеля, репутация политических институтов и организаций.

      Политическое  решение  —   это  осуществляемый  в  коллективной   или индивидуальной форме процесс  определения задач политического   действия, выбор определенной  программы,  обозначающей цель,  этапы,  способы практические шаги их достижения.

    Политическое  решение  является  центральным  элементом  управления, поскольку определяет цели и механизмы (средства) ее  реализации.  Любое политическое   решение   принимается   политическими   субъектами   для разрешения конкретной политической ситуации.

    Все разнообразие политических  решений  можно  подразделить  на  пять типов:

    1) законы и постановления  высших  органов  власти;

    2)  решения местных органов власти;

    3)  решения,   принимаемые   непосредственно гражданами;

    4)  решения   высших   органов   политических   партий   и общественных  организаций;

    5)  решения  местных  органов   политических партий и общественных  организаций.

    Как  видно,  первый  и  второй  типы решений  принимаются  представительными  и   исполнительными   органами власти, третий  -  непосредственно населением,  четвертый  и  пятый - негосударственными организационными структурами политической  системы.

        Решения, которые принимают непосредственно   граждане,  могут  быть  как общего значения (выборы высших  органов  власти,  референдумы),  так  и местного масштаба (выборы  в  местные  органы  власти,  общие  собрания жителей).

    Принимаемые на всех уровнях решения могут  иметь различное  количество адресатов, в отношении  которых намечаются  определенные  политические действия. Решения высшего органа власти определяют содержание  действий как в отношении самой системы органов власти,  так и внешней среды. Напомним, что под внешней средой мы понимаем все элементы общественного организма,  а  также  международное  сообщество.  Решения,  принимаемые политическими партиями, общественными организациями и  группами,  могут касаться их действий по отношению к представительным  и  исполнительным органам власти,  негосударственным  общественным  структурам,  а  также любым другим элементам социальной системы. Например, партийное  решение может определять позицию партии по той или иной социальной проблеме, по отношению к органам государства  и  его  должностным  лицам,  к  другим политическим партиям или общественным  организациям,  к  тем  или  иным социальным группам.

Информация о работе Политическая деятельность как важнейший элемент политики