Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:24, контрольная работа
Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое.
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей людей (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).
1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности.
2. Многообразие политических интересов.
3. Политические решения как результат политической деятельности.
ФГБОУ ВПО
«Саратовский Государственный Аграрный
Университет им. Н.И. Вавилова»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Политология»
На тему:
«Политическая деятельность как важнейший
элемент политики»
Выполнил:
студент 3 курса
группы Зс-31
Кичкин
И.С.
Саратов-2011
Содержание
политической деятельности.
Политическая деятельность - понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое.
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей людей (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).
Политическая деятельность подразделяется также на теоретическую и практическую, которые, в свою очередь, могут быть подразделы на виды меньшей общности.
Заслуживает внимания типология политической деятельности, которую предложил Л. С. Санистебан. Он подразделяет политические действия на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и творческие, стихийные и организованные.
По его мнению позитивными являются такие политические действия, которые заключаются в том, чтобы «сделать нечто» с целью достижения определенной цели, негативными такие, которые направлены на то, чтобы «прекратить что-то делать», чтобы позволить произойти определенным событиям.
В качестве двух других типов политического действия выступают рациональное и иррациональное.
Рациональное политическое действие имеет место тогда, когда его субъект «имеет четкое представление о целях, которые он намеревается достичь, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, способен совмещать свои разные цели, устанавливая систему приоритетов, а также может пересматривать и вносить изменения в свою стратегию, если она не приводит к ожидаемым результатам.
Вместе с указанными Л. С. Санистебаном чертами рациональное политическое действие, как свидетельствует практика, характеризует умение его субъекта мобилизовать людские, материальные и иные ресурсы для достижения поставленной цели, его способность приспосабливаться к возникающим новым политическим реалиям, своевременно реагировать на новые требования.
Иррациональное, политическое действие характеризуется неспособностью его субъекта «правильно увязывать средства с целями», слепым отношением к «упрямым фактам» действительности, его попытками рассматривать реальную политическую действительность «в соответствии с абстрактными схемами, не имеющим ничего общего или почти ничего общего с этой действительностью».
Рациональное и иррациональное политические действия в реальной действительности в «чистом» виде встречаются весьма редко. Рациональное и иррациональное в политических действиях, как правило, «уживаются» рядом, причем в самых различных сочетаниях. Однако, в каждом конкретном политическом действии рациональный или иррациональный момент преобладает. Это позволяет в целом говорить о рациональном или иррациональном политическом действии.
Если политическое действие рассматривать еще с одной стороны, то оно может выступать как инерционное и творческое. В рамках инерционного политического действия его субъект ограничивается воспроизведением существующих форм поведения. Это действие по своей сути консервативно. Его цель заключается в сохранении и воспроизведении существующей политической системы. Стремясь сохранить существующие политические отношения, институты и учреждения, субъекты инерционных политических действий упорно сопротивляются переменам.
Л.. С. Санистебан не дает определения творческого действия. Однако, в целом под таким действием он понимает такое действие, которое направлено на внесение изменений в существующие политические системы, на создание принципиально новых, более совершенных политических институтов и учреждений.
Вместе
с указанными видами политической деятельности
обнаруживаются и действия стихийные
и организованные. С этим его утверждением
также следует согласиться. В реальной
действительности субъекты политической
деятельности действуют и стихийно, и
организованно. При этом хорошо организованное
политическое действие, как уже отмечалось,
иногда перерастает в стихийное, а стихийное
— в организованное.
2. Многообразие политических интересов.
Политический интерес –
феномен по преимуществу объективный,
так как обусловлен он независимыми от
сознания людей характеристиками социальных
групп: их размерами, местом в системе
общественного разделения труда, средой
обитания. Однако объективность политического
интереса не равнозначна его очевидности.
Чтобы превратиться в актуальным мотив политической
Роль политических интересов заключается в том, что:
1) в
них происходит осознание и
выражение политических
2) именно они определяют конкретную направленность
политической активности социальных групп
и индивидов;
3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочислен-ные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.
В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы.
Так,
если выделить субъектов, носителей интересов, то
различают личностные, групповые, корпоративные,
классовые и национальные политические
интересы. Если иметь в виду степень их
проявленности, то выделяются стихийные
и осознанные интересы. В зависимости от
сферы действия выделяются внутриполитические,
Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами.
В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются две противоположные тенденции:
1) укрупнение, агрегирование политических
интересов ведущими политическими силами.
Это приводит к формированию устойчивых
и стабильных, как правило, двухпартийных политических
2) диверсификация политических
интересов, т.е. нарастание их многообразия
и, как следствие, увеличение точек их
пересечения. Все чаще люди оказываются
в ситуациях, когда определенные общие интересы в
одной из сфер жизни могут вполне мирно
уживаться с различием интересов в других
сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими
к какой-то определенной социальной группе
и меняют свою политическую ориентацию
в зависимости от того, какая из проблем
кажется им наиболее важной
3. Политические решения как результат
политической деятельности.
Принятие и исполнение политических решений образуют внутреннюю сторону механизма воспроизведения политической системы. Они вызываются необходимостью реализовать существующие в обществе политико-управленческие задачи. Выбор центров принятия этих решений, а также указываемые в них цели и средства, пути и этапы соотнесения требований конкретной политической задачи с условиями ее выполнения диктуются интересами и волей экономически и политически господствующих сил.
Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, «пускового механизма» всех событий и поступков выступает именно политическое решение. Короче говоря, политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. И оттого, насколько продуманным и точным является политическое решение зависит успех или неудача того или иного политического деятеля, репутация политических институтов и организаций.
Политическое решение —
это осуществляемый в коллективной
или индивидуальной форме
Политическое решение является центральным элементом управления, поскольку определяет цели и механизмы (средства) ее реализации. Любое политическое решение принимается политическими субъектами для разрешения конкретной политической ситуации.
Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов:
1) законы и постановления высших органов власти;
2) решения местных органов власти;
3) решения, принимаемые непосредственно гражданами;
4) решения высших органов политических партий и общественных организаций;
5)
решения местных органов
политических партий и
Как видно, первый и второй типы решений принимаются представительными и исполнительными органами власти, третий - непосредственно населением, четвертый и пятый - негосударственными организационными структурами политической системы.
Решения, которые принимают
Принимаемые на всех уровнях решения могут иметь различное количество адресатов, в отношении которых намечаются определенные политические действия. Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти, так и внешней среды. Напомним, что под внешней средой мы понимаем все элементы общественного организма, а также международное сообщество. Решения, принимаемые политическими партиями, общественными организациями и группами, могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным общественным структурам, а также любым другим элементам социальной системы. Например, партийное решение может определять позицию партии по той или иной социальной проблеме, по отношению к органам государства и его должностным лицам, к другим политическим партиям или общественным организациям, к тем или иным социальным группам.
Информация о работе Политическая деятельность как важнейший элемент политики