Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 01:08, доклад
Вопрос функционирования партийной системы Украины, а тем более направлений ее развития является чрезвычайно сложным и дискуссионным. Это обусловлено неопределенностью самого понятия „партийная система Украины”.
Вопрос
функционирования партийной системы
Украины, а тем более направлений
ее развития является чрезвычайно сложным
и дискуссионным. Это обусловлено
неопределенностью самого понятия
„партийная система Украины”.
Если под ней понимать совокупность политических
партий, которые существуют в стране независимо
от форм институциализации согласно с
действующим законодательством (В.Евдокимов),
то в Украине существует партийная система.
Но другие научные определения в обобщенном
виде дают более объемное представление
о партийной системе как о политическом
пространстве, которое состоит из политических
партий и упорядоченной определенным
образом совокупности отношений партий
между собой и с другими составляющими
политической системы общества. Кроме
того, подавляющее большинство украинских
партий не отвечает критериям классических
партий, которыми являются: наличие управляемой
организации, пронизывающей общество,
имеющей идеологию, которая привлекает
потенциальных сторонников, и лидера,
который олицетворяет партию и осуществляет
реальное руководство ею; эффективная
деятельность этой организации по отстаиванию
интересов своих членов и вероятных сторонников;
достаточное количество сторонников,
которые легально поддерживают своими
действиями эту организацию.
В результате особенностей исторического
и политического развития, в первую очередь,
образования государства при незавершенности
формирования политической нации, сочетания
чрезвычайно широких властных полномочий
Президента при фактическом преобладании
мажоритарной избирательной системы,
в Украине сформировались очень специфические
партии и партийная система. Основными
ее отличиями от классических партийных
систем являются большое количество партий,
которые постоянно находятся в процессе
преобразований, распада, объединения,
реорганизации, что обусловило крайнюю
неустойчивость партийной системы. При
этом сами партии формировались „сверху”
и служили преимущественно для имитации
демократии. Идеологические основы партий
постоянно размывались, происходил отход
от левых и национально-демократических
течений, смещение баланса между идеологией
и региональной принадлежностью в пользу
последней. Особенно эти процессы ускорились
после выборов 1998 г., когда в партийном
строительстве начали активно участвовать
представители бизнеса. Это в свою очередь
обусловило усиление влияния на партийную
жизнь личностных, финансово-экономических
и регионально-культурных, а кое-где –
этнических факторов, что, в конечном итоге,
привело к превращению партий в структуры,
основная функция которых заключалась
в продвижении во власть либо сохранении
во власти представителей отдельных малых
и больших финансово-политических групп
– фактическое превращение в составные
части этих ФПГ, или бизнес-проекты. Как
следствие – структурная слабость большинства
партий, поскольку политическая деятельность
их лидеров носила вторичный характер
в условиях, когда для многих партий определяющим
было именно единоличное лидерство. Характерным
для большинства украинских партий было
отсутствие стратегического поведения,
при наличии которой партии начинают руководствоваться
стратегией в повседневной деятельности
и в любых политических конфликтах преследуют
прежде всего долгосрочные, главные, государственные
цели, а не узкокорпоративные или вообще
личные цели отдельных лидеров. Партии
не имели широкой социальной базы („диванность”
или виртуальность партий) и внутренне
были разделены на группы по интересам.
„Массовость” украинских партий сильно
отличается от того представления о массовых
партиях, которое сложилось на Западе.
Если для Запада массовая партия – это
партия, которая имеет широкую поддержку
в обществе и аккумулирует разные интересы,
то в Украине „массовость” достигалась
путем найма в жесткую корпоративную структуру
работников-исполнителей, которые должны
были обеспечивать „спущенные” из центра
разнарядки по приему новых членов, и,
как правило, членство в партиях совпадало
с работой в связанных с той или иной партией
группах. Все это обусловило разорванность
связей между партиями и обществом, а также
между обществом и властью. Важным недостатком
партийной системы в целом и партийного
строительства в частности является отсутствие
серьезной, научно обоснованной программы
подготовки партийных кадров как составной
части партийного строительства (как это
было в КПСС). Вместо этого доминирующей
тенденцией партийного строительства
на протяжении последних лет стал неуклонный
рост веса политических технологий, и
особенно – наличия медиа-ресурсов, желательно
электронных.
Следовательно,
о партийной системе Украины
на современном этапе можно
Украинские
партии в классическом, или приближенном
к нему понимании, превратились во второстепенных
участников политического процесса. Реальными
его участниками стали ФПГ с их финансовым
и медийным потенциалом. Роль партий сведена
к инструментам в борьбе ФПГ за власть
и последующее перераспределение ресурсов
страны. Исходя из этого, существующие
на сегодня в Украине партии уместно классифицировать
не по идеологическими, а скорее по функциональными
признаками. Можно выделить три такие
условные группы.
Первую составляют
так называемые квазипартии. Характерной
их чертой является эксплуатация остатков
левой или национально-демократической
идеологии. Наибольшие из них (КПУ и СПУ)
имеют признанных лидеров и разветвленную
сеть организаций, но их идеология, взятая
из прошлого, не привлекает новых сторонников.
При улучшении экономических показателей
и росте благосостояния населения неминуемо
последующее сокращение их социальной
базы.
В перспективе КПУ и СПУ будут держаться
на плаву только за счет инвестиций „новых
хозяев”, которые, чтобы не нести лишних
расходов, захотят воспользоваться известным
брендом и готовой инфраструктурой. Как
свидетельствуют результаты социологических
опросов, проведенных в конце 2006 г., уровень
доверия к СПУ составлял лишь 2%. Правда,
несколько улучшились показатели КПУ
– 4%. Но это не меняет ситуацию вокруг
левых партий в целом. А
последние тенденции
свидетельствуют, что
КПУ и СПУ доживают фактически
последние дни в своем
нынешнем виде. И если
они займутся модернизацией,
то это будет связано
с большими издержками
наподобие смены лидеров
и команд, модернизации
идеологии. Но другая
перспектива у них еще
мрачнее – они просто
постепенно исчезнут
из политической арены,
а их место займут более
жесткие социал-популистские
проекты, которые будут
спекулировать на настроениях,
а не интересах.
Вторую группу составляют
партии, которые является
политическими составляющими
ведущих ФПГ. К ним в первую очередь
относятся Партия регионов, Наша Украина-
Народная самооборона и БЮТ (центристский
блок партий). При условиях отхода в прошлое
левых и национал-демократов, сейчас вызревают
два новых полюса партийной системы. Один
формируется интенсивнее – это Партия
регионов. За другой полюс идет борьба,
но уже очевиден лидер – это БЮТ, который
претендует на лидирующие позиции в Западной
и Центральной Украине.
Однако, БЮТ пока еще идеологически не
самоопределился. Если
в Партии регионов есть
колебания между моделью
либеральных и социал-демократических
принципов с элементами
пророссийской геополитической
ориентации, то БЮТ не имеет четко выраженной
идеологической ориентации. Сейчас
длится дискуссия о
том, чтобы БЮТ трансформировался
по модели европейской
социал-демократической
партии, но дискуссия
не закончена. Дело в том, что БЮТ, ориентирующемуся
прежде всего на протестный электорат,
выгодно работать вне идеологической
модели, вне идеологической парадигмы.
Другая важная тенденция, которая сейчас
доминирует – это конкуренция партийных
проектов и проектов блоков, коалиционных
проектов. До 2002 г. доминирующей была тенденция
образования блоков и они показывали свою
эффективность. 2006 г. затормозил эту тенденцию,
и теперь набирают обороты сугубо партийные
проекты, поскольку блок – конструкция
неустойчивая.
Третью группу составляют
сугубо технологические
проекты, которые потерпели сокрушительное
поражение во время последних выборов.
К таким можно отнести „ЕКО + 25%”, Республиканскую
партию Украины. Как подвид технологических
партий можно рассматривать партию железнодорожников
„Возрождение” – своего рода политический
реликт, образованный по отраслевому принципу.
Результаты социологических опросов конца
2006г. свидетельствуют о росте недоверия
ко всем политическим силам, и особенно
к партиям, которые победили в 2006 году.
Причем, это недоверие нового качества
– ведь общество потеряло общенациональные
силы. В глазах большей части избирателей
те политические силы, которые работают
сейчас в парламенте, представляют либо
какой-то ограниченный корпоративный
фрагмент общества, либо ограниченный
уже регионально и экономически социальный
его компонент. Но никто не воспринимается
как общенациональная сила.
Следовательно, выборы 2006-го года и «коалициада»
в который раз доказали, что настоящих,
устойчивых политических партий в Украине
как не было, так и нет. Мы либо имеем дело
со своеобразными политическими федерациями,
где группы договариваются о власти, или
мы имеем дело с вождистскими проектами,
где политик является одновременно и программой,
и организатором, а все остальное – структура
по обслуживанию его амбиций.
Ющенко:
Блок па́ртий «На́ша Украи́на — Наро́дная самооборо́на» (укр. Наша Україна — Народна Самооборона) — блок партий Украины, включающий партии: Наша Украина, Вперёд, Украина!, Народный рух Украины, Христианско-демократический союз, УРП «Собор», Европейская партия Украины, Украинская народная партия, Гражданская партия «Пора» и Партия защитников отечества. Создан и зарегистрирован для участия в досрочных парламентских выборах 2007.
7 июня было подписано соглашение о создании избирательного блока между национал-демократами и лидерами «Нашей Украины» и «Народной самообороны» Вячеславом Кириленко и Юрием Луценко
Янукович- партия регионов