Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:21, реферат
В истории обычно появление одной партии обычно приводило к образованию другой, противодействующей партии. Формируясь на почве определенных социальных конфликтов: классовых, религиозных, этнических, ценностных и др. – и отражая их противоположных сторон, различные партии обуславливают возникновение своих оппонентов. Представляя часть граждан, партия по самому своему назначению предполагает наличие другой части населения и его политического представительства, т.е. другой партии.
Понятие и основы типологии партийных систем……...………….3
Однопартийность и бипартизм…………………………..…………3
Многопартийность……………………………………..……………6
Детерминанты партийных систем………………………………….7
Финансирование партий…………………………………...………..8
Основные тенденции эволюции партийных систем….………….10
Список используемой литературы…………………
Содержание
Список используемой литературы……………………………………….13
Понятие
и основы типологии
партийных систем
Комплекс устойчивых связей между собой, а также их отношений с государством и другими политическими институтами составляет партийную систему.
В истории обычно появление одной партии обычно приводило к образованию другой, противодействующей партии. Формируясь на почве определенных социальных конфликтов: классовых, религиозных, этнических, ценностных и др. – и отражая их противоположных сторон, различные партии обуславливают возникновение своих оппонентов. Представляя часть граждан, партия по самому своему назначению предполагает наличие другой части населения и его политического представительства, т.е. другой партии. Уже в преддемократический период возникновение либеральных партий обычно раньше или позже вызывало консолидацию консервативных сил в соответствующую партию. Позднее в качестве оппонента буржуазным партиям возникли рабочие партии.
Функционируя
в едином государстве и конкурируя
друг с другом, партии образуют определенную
систему политических взаимосвязей. Партийные
системы принято классифицировать по
количественному
(по числу партий, входящих в систему) и
качественному (устойчивость существования
и влияние на формирование правительства)
критериям. В партийную систему обычно
не включают партии, пользующиеся незначительной
(менее 2 % голосов) поддержкой избирателей.
Однопартийность
и бипартизм
В зависимости от количества партий в государстве партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные), двух с половиной партийные и многопартийные.
Однопартийные системы далеко не все исследователи причисляют к партийным системам, поскольку они строятся на неконкурентных принципах взаимоотношений с государством и фактической монополии единственной партии на власть. Однако даже единственная в стране партия представляет собой определенную целостность и действует в определенной политической и общественной среде, и, хотя бы в этом смысле, она является партийной системой.
Однопартийная система обычно характеризуется руководящей ролью партии в государстве, выполнению ею многих государственных функций и прежде всего функций идеологического воспитания граждан, подбора руководящих кадров и контроля над деятельностью государственных органов и формально непартийных организаций, запретом оппозиционных партий. При этом допускается существование союзных партий, признающих руководство правящей партии-гегемона. Примером однопартийных систем ХХ в. являются коммунистические и фашистские режимы.
В современном мире, особенно в Африке, Азии и Латинской Америке, однопартийные системы нередко создавались захватившими власть диктаторами для легитимации и укрепления своего господства. Эти партийные системы несовместимы с конкурентной, плюралистической демократией.
Двухпартийные системы предполагают наличие в государстве двух чередующихся у власти партий. Каждая из них способна самостоятельно, без коалиций, формировать правительство и осуществлять власть. Классические примеры бипартийных систем – Великобритания и США. На протяжении многих лет бипартизм существовал в Канаде, Новой Зеландии, Австралии. В ряде стран, в том числе в Великобритании, с появлением третьей более или менее влиятельной партии он ставится под угрозу или перерастает в двух с половиной партийную систему.
Двухпартийная система имеет свои сильные и слабые стороны. К числу первых обычно относят стабильность правительства (поскольку правящая партия имеет большинство в парламенте и не зависит от партнеров по коалиции), сравнительно высокую управляемость государством, меньшую вероятность различного рода политических потрясений. Малое количество партий заставляет каждую из них в целях привлечения широкого круга избирателей учитывать разнообразный спектр общественных интересов еще на стадии подготовки избирательной платформы, что существенно облегчает их последующую реализацию.
Бипартийная система имеет и свои слабости. Она критикуется за склонность к окостенению, консервации политических институтов, недопущению к власти третьих, альтернативных сил, за ее слабую восприимчивость к многообразию общественных интересов, срастание партии, особенно доминирующей длительное время, с государственным аппаратом. Кроме того, бипартизм побуждает партии делать акцент не на собственных конструктивных предложениях в решении общественных проблем, а на критике оппонента, что в период избирательных компаний бывает не редко.
Двух с половиной партийные системы (или системы несовершенного, неполного бипартизма) характеризуются наличием двух основных партий, набирающих совместно примерно 75-80 % голосов, однако не способных самостоятельно, без поддержки третьей партии в борьбе за власть между основными соперниками позволяют ей оказывать влияние на политику больше чем удельный вес ее парламентских мандатов. Двух с половиной партийная система длительное время существует в ФРГ, где спор между христианскими демократами и социал-демократами за формирование правительства обычно решает Свободная демократическая партия.
Эта
партийная система занимает промежуточное
положение между бипартизмом и многопартийностью.
Двух с половиной партийной системе в
основном присущи плюсы и минусы бипартизма.
В то же время она позволяет учесть интересы
более широких слоев населения и расширяет
политический выбор граждан.
Многопартийность
Многопартийная система обычно состоит из четырех (или как минимум трех одно порядковых по своему влиянию) и более партий, ни одна из которых не располагает устойчивой поддержкой большинства электората и не способна без вступления в коалицию победить на выборах и обеспечивать работу правительства. Многопартийные системы существуют в подавляющем большинстве демократических государств. Причем в современном мире наблюдается тенденция роста количества партий, фрагментация партийных систем.
Многопартийность не исключает устойчивого преобладания в политической жизни страны одной партии, которая обычно претендует на защиту интересов и ценностей всего общества. В этом случае имеет место многопартийная система доминирующей партией. Такие системы существуют в Швеции, Норвегии, Италии, Японии и ряде других стран.
Многопартийные системы имеют свои сильные и слабые стороны. Они предоставляют хорошие возможности для артикуляции разнообразных общественных интересов, расширяют политический выбор избирателей, повышают гибкость правительственной политики, во многом предотвращают ее одностороннюю групповую ориентацию. В тоже время эти системы имеют и свои недостатки. Это:
Отмеченные
выше недостатки во многом устраняются
в том случае, когда существуют
устойчивые союзы хорошо знающих друг
друга близких по программным установкам
партий.
Детерминанты
партийных систем.
В партологической литературе нет однозначных оценок преимуществ той или иной конкурентной партийной системы. В одних странах, например США и Новой Зеландии, уже давно и достаточно эффективно функционирует бипартизм, в других (ФРГ) – двух половиной партийная система, в третьих– их большинство - многопартийная система.
Складывание различных партийных систем зависит от целого ряда особенностей страны: социальной структуры, характера и уровня конфликта, культуры и исторических традиций, избирательных законов, а также таких сравнительно краткосрочных факторов, как идеологические различия между партиями, готовность их лидеров к коалициям или даже объединению в одну организацию и др. в странах с большим разнообразием хозяйственных укладов, этнических и религиозных групп, языков и культур существует благоприятная почва для многопартийности. На ее характер прямо влияет острота конфликтов: глубокие конфликты предопределяют жесткую борьбу между партиями, отсутствие острых конфликтов, наличие широкой сферы согласия способствует более мягким межпартийным отношениям.
Социальный плюрализм в его воздействии на политическую жизнь во многом сглаживается историческими и культурными традициями. Так (например, в США и Великобритании), где в общественном создания глубоко укоренились традиции двухпартийности, достаточно затруднено появление новой влиятельной партии.
Длительное
время в политологии
Финансирование
партий
Демократизм партийной системы, количество партий в стране, их политический облик, характер взаимоотношений и влияние во многом зависят от системы их финансирования. Финансы, материальные средства необходимы для покрытия расходов партий на штатный персонал, содержание организации, работу с общественностью и гражданами, ведение избирательной компании и тд. В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция роста расходов партий в первую очередь на избирательные компании.
Финансирование партий включает поступления: 1) от частных лиц (членские взносы, пожертвования, бесплатное или льготное предоставление техники, помещений, услуг и т.п.); 2) от экономической деятельности партий (предпринимательская деятельность, сдача в аренду помещений, получение процентов по вкладам и т.п.); 3) из государственного (общественного) бюджета. Практически во всех странах Запада реальное финансирование партий осуществляется за счет членских взносов, частных пожертвований и государственных субсидий, хотя доля каждого из этих источников в партийных бюджетах существенно различается: например, в Великобритании и США преобладают частные пожертвования, в Испании, Аргентине, ФРГ - государственные субсидии.
В странах запада существуют ограничения размерах частных пожертвований, хотя очень часто их удается обходить. Как правило, большую долю частных пожертвований собирают правые партии, в то время как левые рассчитывают преимущественно на членские взносы и государственные субсидии. Государственная поддержка оказывается в различных формах. Это могут быть денежные суммы, которые партия расходует по своему усмотрению; целевые средства, предназначенные для политико-просветительской работы, поддержки партийной прессы, избирательных компаний; бесплатное предоставление зданий, средств массовой агитации, времени на телеэкране и в радиоэфире; льготы на почтовую пропаганду, телефонные разговоры и т.п.
В зависимости от характера финансирования различают партийные системы, ориентированные на кандидатов (Япония, Канада, США и др.),- в этом случае субсидии выделяются непосредственно кандидатам для ведения избирательных компаний, - и партийные системы, ориентированные на партии (Коста-Рика, Аргентина, ФРГ и др.) – средства получает и расходует (под государственным контролем) партийное руководство. Чаще всего (хотя и не всегда) государственная финансовая поддержка обусловлена получением партий определенного процента голосов избирателей или установленного количества парламентских мандатов. Обычно выделяемые средства делятся между партиями пропорционально, хотя и в этом случае из-за существующих барьеров для малых партий и других причин от государственных субсидий больше выигрывают крупные партии.