Отношение государства к кооперации в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Задача кооперации - объединить покупательную активность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, получаемых в основном от деятельности вне кооператива. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребительских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает.
Потребительская кооперации России за время своего существования доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулированную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы.

Оглавление

Введение
1.Отношение государств с развитой рыночной экономикой к различным видам коопераций
1.1 Великобритания
1.2 Германия
1.3 Финляндия
1.4 Франция
1.5 Швеция
1.6 Американский континент
2. Современное состояние кооперации в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат ТиПК.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального  образования 

Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет  кооперации»

Сыктывкарский филиал

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН 

 

Реферат

 

По дисциплине « теория и практика кооперации »

 

На Тему: Отношение государства к кооперации в современном мире

 

 

 

 

                                                                    Выполнил (а) студент (ка):  1 курса

                                                                    Бурнашева Александра Алексеевна

                                                 Бакалавриат «Экономика»

                                                        (сокращенный срок обучения)

                                       шифр   ЗЭБс – 04-11

                                                                   Научный руководитель:

                                                   К.э.н., доцент  Бойков В.К.

 

 

Сыктывкар 2012 г.

Содержание

 

Введение

1.Отношение государств  с развитой рыночной экономикой к различным видам коопераций

    1.1 Великобритания

    1.2 Германия

    1.3 Финляндия

    1.4 Франция

    1.5 Швеция

    1.6 Американский  континент

2. Современное состояние  кооперации в России

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Современное кооперативное движение зародилось в Европе.  Европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и положением развивающихся стран в 21 веке, в таком случае опыт развития европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.

Задача кооперации - объединить покупательную активность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, получаемых в основном от деятельности вне кооператива. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребительских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает.

Потребительская кооперации России за время своего существования  доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась  и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулированную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы.

 

 

 

      1. Отношение государств с развитой рыночной экономикой к различным видам коопераций

1.1  Великобритания

 

В 50-е годы потребительская  кооперация Великобритании была одна из самых мощных кооперативных движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.

Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с различными по размеру магазинами, чье распределение не долго соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей конкуренцией предпринимателей. Вследствие этого его доля к 1964 г. снизилась до 22%.

Этому послужили четыре основные причины:

    • Более 30 тыс. кооперативных магазинов были исторически сосредоточены на старых промышленных территориях со сравнительно низким покупательным спросом населения.
    • Низкий уровень управления. Среди руководителей кооперативов практически не было людей не только с высшим, но даже со специальным образованием.
    • Ослабление роли центрального союза кооперативов, что нарушило координацию действий отдельных кооперативов. Кооперативное движение стало неуправляемым.
    • Из-за конкуренции мелкие кооперативы стали разорятся и сливаться в более крупные, но так же экономически слабые (к середине 90-х годов количество обществ снизилось с 1000 до 50). Нестойкие обязательства кооперативов перед пайщиками привели к ослаблению их заинтересованности в деятельности кооперативов, снизило доверие к руководству.

К середине 90-х годов  на долю кооперативного сектора осталось лишь 4% розничного товарооборота.

Сегодня появляются признаки возрождения кооперации, для чего британские кооператоры предприняли  следующее:

    • продав мощности по производству товаров, союзы кооперативов вновь превратилось в розничные объединения;
    • найдена торговая ниша – удобные для населения средние и мелкие размеры магазинов и супермаркетов, преобразована торговая сеть, установлены прямые связи с поставщиками товаров;
    • кооперативные страховые общества и кооперативный банк стали самой сильной частью деятельности;
    • обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным ценностям и принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться вера в кооперативы, наметился рост числа пайщиков;
    • повысились требования к профессиональной подготовке управленческого персонала.

 

1.2 Германия

 

После крушения корпоративной  экономической системы в Германии была полностью реконструирована система  потребительской кооперации. Это  позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить кооперативный товарооборот, число членов возросло до 2 млн. человек.

Отличием германской потребительской кооперации от потребительской  кооперации Великобритании явилось  то, что законодатели Германии снизили  максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав, таким образом, предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот.

1.3 Финляндия

 

В Финляндии существует два национальных объединения кооперативов: социал-демократическое (Е-движение) и нейтральное (CОK).

Оба движение начали развивать  сеть супермаркетов, но позднее, чем  их конкуренты. CОK расширилось и стало одним из самых крупных собственников гостиниц и универмагов. Е-движение стало крупнейшим оптовым продавцом.

Экономические причины  вынудили к слиянию ОТК (основного  оптового продавца Е-движения) и CОK, которые создали единый союз ЕКА, ставший крупнейшим кооперативным объединением Финляндии.

Группа СОК нашла  свою нишу для бизнеса – маленькие магазины в сельской местности, в то время как ее конкуренты развивали большие супермаркеты в городах.

Результаты не замедлили  сказаться: в 1997 г. доля кооперативного товарооборота увеличилась до 35%.

 

    1. Франция

 

 Во Франции преобладало  региональное кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями национального уровня.

Сила национального  кооперативного движения заключалась  в промышленном Севере, в то время  как на юге кооперативная деятельность находилась в упадке.

Существовало два основных направления развития розничной торговли: маленькие магазины, ориентированные на обслуживание пайщиков и супермаркеты, обслуживающие все население.

Основная проблема французской  потребительской кооперации – слабое управление.

Это привело к проигрышу  в конкуренции с другими торговыми предприятиями.

 

1.5  Швеция

 

Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные  органы и отличается хорошей координацией действий входящих в них кооперативов.

Будучи непохожим на старые движения, шведские кооператоры  использовали самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему самообслуживания, разнообразие в не продуктовых кооперативах, систему супермаркетов. Широкое применение технологии сильно замороженных продуктов позволило стать потребительским объединениям ведущими экспортерами продуктов.

Вовремя проведя структурную  реорганизацию, шведские кооператоры  к началу 80-х годов сократили  число обществ почти в 3 раза, число  магазинов в 2,7 раза, но при этом увеличили  число членов до 1,6 млн. человек, а  долю своего рынка до 18%.

Как и в других европейских  кооперациях и по тем же причинам, в середине 80-х годов в потребительской  кооперации Швеции произошел спад: управленческая элита захватила  власть в кооперативах, что привело  к потере интереса пайщиков.

Были предприняты следующие меры:

    • качественно повышен уровень управления, основой которого явилась его демократизация;
    • повышена заинтересованность пайщиков в развитии потребительской кооперации путем субсидирования экономически слабых кооперативов;
    • произведена концентрация усилий в сфере розничной торговли с образованием новых торговых групп.

Вот некоторые принципы шведских кооперативов:

    • демократический характер управления, основанный на равноправии членов и принципах демократического построения организационной структуры кооперативов снизу вверх;
    • недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого, справедливое распределение прибыли между членами пропорционально их экономическому участию при обязательном отчислении в фонды согласно уставу;
    • строго ограниченный процент начислений на паевой капитал в случае распределения прибылей по паенакоплениям.

В результате этих действий к середине 90-х годов число  членов потребительских кооперативов возросло до 2,2 млн. человек объединенных в 102 общества, имеющих 105 магазинов и около 500 заправочных станций.

Намечается устойчивая тенденция к росту товарооборота, потребительская кооперация входит в десятку лучших торговых компаний Швеции.

 

1.6 Кооперация  на американском континенте

 

Американский континент  – это регион огромных контрастов, с наиболее богатыми, и наряду с этим, некоторыми одних из самых бедных обществ в мире, или, как в Бразилии или Аргентине – между первыми и вторыми.

Даже в самых богатых  странах существует растущая пропасть между богатыми и бедными, что  означает, что кооперация необходима даже в наименее очевидных сферах.

Как пример – Канада, которая имеет наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек. Это означает, что с учетом взаимно перекрываемого членства свыше 12 млн. канадцев являются членами хотя бы одного кооператива.

Особое распространение  на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые  и кооперативы других направлений  деятельности.

Но немаловажную роль играют и потребительские кооперативы.

Потребительская кооперация Канады росла быстро и в 50-х годах  столкнулась с увеличивающейся  конкуренцией частного сектора.

Один из крупнейших кооперативов Северной Америки «Бритиш Канадиан»  захватил торговый рынок в 1980 г. Этот кооператив все еще отдален от крупных городов на Западе и в Атлантическом регионе.

Калгари имеет крупнейший розничный кооператив в Северной Америке который работает на 40% территории местного рынка.

Существует объединение  «Интерпровиншл Кооперативз», которое действует в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства.

Одно из достижений канадских  кооператоров – это организация  нового типа потребительских кооперативов, известная как «прямой плотекс». По существу, инициатором этой идеи явился Кооперативный Союз Канады. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. Начавшись в Оттаве, этот метод был опробован в разных обществах Канады, но его развитие относительно невысоко.

Потребительские кооперации стран авторитарных режимов не только американского континента, но и других регионов, развивались по схеме потребительской кооперации СССР:

    • потребительские кооперативы пользовались поддержкой государства в обмен на лояльность членов;
    • потребительские кооперативы существуют лишь до тех пор, пока они нужны государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Современное состояние кооперации  в России

 

В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.

Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использование  информационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой  стратегии крупными фирмами значительно  сужает поле деятельности потребительской  торговой кооперации, которая основана на массовом спросе или спросе на товары повседневного, массового потребления. Удовлетворение именно этого спроса позволяет им реализовать свои экономические преимущества перед капиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностей и спроса предъявляет новые требования к потребительской кооперации.

Информация о работе Отношение государства к кооперации в современном мире