Основные приоритеты социально-экономического развития в Казахстане. Целеполагание и экономические регуляторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:57, доклад

Краткое описание

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Файлы: 1 файл

срсп 2.docx

— 93.23 Кб (Скачать)

Министерство Образования и  Науки РК

Казахский Экономический Университет  им Т. Рыскулова


 

 

СРСП №2

Кафедра: ГРЭ и маркетинг

По дисциплине: ГРЭ

На тему: Основные приоритеты социально-экономического развития в Казахстане.

Целеполагание и  экономические регуляторы.

 

 

 

Подготовила: Дворецкая Виктория УиА 205гр

 

 

 

 

 

 

Основные приоритеты социально-экономического развития в  Казахстане.

  Для того чтобы отвечать на данный вопрос поставленный перед нами, нам необходимо разобраться для начала в том, что представляет из себя социальная и экономическая политика.

   Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).  

   При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

   Экономическая политика  — совокупность мер, действия  правительства по выбору и  осуществлению экономических решений  на макроэкономическом уровне.

   На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

  • Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
  • Поддержание эффективного размера занятости;
  • Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;
  • Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

    Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики.

   Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

  • Денежно-кредитная политика;
  • Бюджетная политика;
  • Налоговая (фискальная) политика;
  • Инвестиционная политика;
  • Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
  • Внешнеэкономическая политика;
  • Другие разновидности направлений экономической политики.

   Основные приоритеты социально-экономического развития в Казахстане мы будем рассматривать на основе последнего послания Президента РК от 27.01.2012 г.

   Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана

   Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана

Январь, 2012 г.

   В своем выступлении Глава государства отметил, что новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии.

   Президент подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям.

Первое. Занятость казахстанцев. Это создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана.

Второе. Доступное жильё. В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья. В первую очередь, важно решить вопрос об обеспечении собственным жильём более полумиллиона молодых семей. Для решения этой задачи надо довести ввод арендных жилых площадей до 1 миллиона квадратных метров.

Третье. Региональное развитие. Сильный Казахстан – это, прежде всего, сильные регионы. В перспективных ареалах экономического роста в первую очередь должны строиться новые заводы, создаваться индустриальные рабочие места, социальная инфраструктура. Отдельный вопрос - развитие малых городов.

Четвертое. Повышение качества государственных услуг населению. Необходимо развивать Электронное правительство, упрощать административные процедуры, повышать компьютерную грамотность  населения.

Пятое. Улучшение кадрового потенциала. Важнейшая задача – подготовить квалифицированный политический класс управленцев, составляющих основу новой управленческой элиты, которой предстоит достойно вести Казахстан в ХXI веке. Правительству, Администрации Президента поручено подготовить предложения по кандидатурам в президентский   кадровый корпус

Шестое. Модернизация судебной и правоохранительной систем. Необходимо кардинально пересмотреть порядок формирования судейского корпуса. Надо завершить в текущем году разработку нового Уголовно - процессуального кодекса, законопроекта о частной детективной деятельности. Важный вопрос - качественное кадровое обновление правоохранительных и специальных органов.

Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Это, прежде всего, образование и здравоохранение. Необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии, повышать качество педагогического состава, создать независимую систему подтверждения квалификации, расширять доступность образования для молодежи. Образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации. Другим важным направлением повышения уровня человеческого потенциала являются повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, продвижение здорового образа жизни.

Восьмое. Совершенствование пенсионной системы. Правительству совместно с Национальным Банком необходимо выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Девятое. Индустриально-инновационные проекты. Социальная значимость проектов в рамках индустриально - инновационного развития абсолютна. Эта программа остаётся главным ориентиром модернизации экономики. Определены ряд новых проектов индустриализации и развития инфраструктуры, среди которых железнодорожные линии Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь, комплекс глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ, газоперерабатывающий завод на Карачаганакском месторождении, трубопроводная система,  которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу, и другие. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Правительству необходимо укреплять казахстанскую инновационную систему. Одним из важных вопросов текущего развития является диверсификация потоков прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Их нужно направлять в перспективные отрасли, например, сферу туризма.

Десятое. Развитие сельского хозяйства. Будут внедряться механизмы господдержки розничной торговли без посредников, создан единый зерновой холдинг, создана государственная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.

   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ - механизмы и институты, посредством которых в национальной экономике осуществляется распределение ресурсов и формирование пропорций. В рыночной экономике к ним относятся системы рыночных форм и рынков, инструментов государственного регулирования и государственных институтов.

   Система рыночных форм регулирования включает цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. В результате колебаний их величин в зависимости от спроса и предложения ресурсы переливаются туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, и наиболее эффективно используются. Давление рыночной конкуренции заставляет производителя снижать издержки и тем самым регулирует затраты ресурсов. Система рынков образуется рынками товаров и услуг, труда, капиталов, земли, ценных бумаг, на которых определяются уровни цен на товары и услуги, цен на ресурсы и фиксируются их колебания.

   Так как с помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие дополняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования экономики. В систему инструментов государственного регулирования входят административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование. Примером административного регулирования могут служить применяемые в нашей стране правила экспорта и импорта: устанавливаемая государством квота (доля) отдельных экспортеров в вывозе нефти, доступе к нефтяному трубопроводу, часть валютной выручки, подлежащая обязательной продаже государству. Правовое регулирование - это устанавливаемые государством и закрепленные в гражданском и хозяйственном законодательстве правила и нормы поведения субъектов регулирования: налоговых органов, бирж, банков и др.

   Прямое экономическое регулирование осуществляется путем финансирования и субсидирования государством отдельных сфер и секторов экономики, отдельных предприятий. К косвенному экономическому регулированию относятся формы воздействия государства на рыночные регуляторы через управление валютным курсом, процентными ставками, таможенными пошлинами и др. В регулировании экономической жизни задействованы все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и все уровни (республиканский, региональный, местный). В нем участвует вся система государственных институтов и прежде всего органы экономического управления как на уровне национальной экономики в целом, так и отдельных сфер, секторов и отраслей.


Информация о работе Основные приоритеты социально-экономического развития в Казахстане. Целеполагание и экономические регуляторы