Основные направления современной Западной политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:08, реферат

Краткое описание

Возникновение политологии связано с развитием политико-правовых доктрин, но политология отличается от них стремлением к объективному, не зависящему от социальных интересов, партийных программ и оценок к изучению власти и государства. Политология сложилась на стыке социологии, государствоведения, юриспруденции, психологии, антропологии и других наук еще во второй половине XIX в. Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. Современные политологи основателем политической науки (в широком смысле этого слова) чаще всего называют Аристотеля, а не Платона, так как произведения Аристотеля более соответствуют сегодняшним представлениям о научном изложении проблем политики (отсутствуют миф в качестве способа аргументации и диалог в качестве формы произведения).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..С. 1 - 2

1. Возникновение и становление современной западной политологии.
С. 3 – 8.

2. Проблемы современной интерпретации западных политических традиций
С. 8 –14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………С. 14 - 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….С. 17

Файлы: 1 файл

политология6.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

На сегодняшний день неолиберализм остается идейно-теоретической основой деятельности многих политических парий, в том числе и Демократической партии США.

Принципы неолиберализма на уровне мирового порядка исследованы  известным американским учёным и  политическим мыслителем Н. Хомским, автором  нескольких статей, книг, посвящённых критике неолиберализма, а также политики США.

 Как считает Хомский  [6], современная глобальная экономическая  система, утвердившаяся после  поражения СССР в холодной  войне с Западом, работает в  интересах меньшинства, которое  различными методами (военные вторжения, подрывная работа спецслужб, манипуляция общественным мнением) подавляет и эксплуатирует большинство. Ведущее положение в этой системе занимают США, где, по мнению автора, реальная власть принадлежит не населению, а различным финансовым группам, которые контролируют обе основные американские политические партии. Все государства-противники такого порядка объявляются недемократическими, и США стараются свергнуть их правительства.

 Хомский рассматривает  роль США и подконтрольных  им международных финансовых институтов в проведении неолиберальной экономической политики. По мнению автора, Соединённые Штаты стремятся к формированию мировой системы, позволяющей им вывозить ресурсы и прибыли из менее развитых стран, которым отводится роль обслуживания экономики США. В этих интересах США используют военные нападения, вмешательство ЦРУ и пропаганду своего образа жизни.

Современные консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Социальную базу этого течения составляют бизнесмены, не заинтересованные в усилении правительства, финансовая олигархия, истэблишмент, зажиточное фермерство и определенные круги творческой интеллигенции. Не отвергая экономической деятельности государства полностью, консерваторы выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль государственной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает  положение о том, что государство  является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма было связано с усложнением социальной структуры зрелого капиталистического общества, формированием многопартийных систем в промышленно развитых странах.

Начало плюралистическим воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство, призванное выражать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, и прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демократии лишены возможности реально воздействовать на политику высших органов государства и добиваются защиты своих интересов с помощью альтернативных (негосударственных) организаций – профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр. С развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893– 1950 гг.) – видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулировал такие понятия, как плюралистическая теория государства и политический плюрализм, которые были восприняты последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований.

Концепции социального  государства и политики всеобщего  благоденствия.

Формирование идей общественного  благоденствия проходило параллельно  с развитием социального законодательства в странах Западной Европы и США. Инициаторами реформ в области социального  обеспечения, как правило, выступали  левые силы – партии социалистической ориентации и профсоюзы. Реформы социального законодательства проводили также либеральные и консервативные партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и требования неимущих. Под политикой социального благоденствия в 40–50 гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последующие годы эти программы дополнялись положениями о демографической политике государства, его задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название политики государства благоденствия (Welfare State).

Теория “демократического  социализма”, окончательно сформировавшаяся после второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира. Основные постулаты “демократического социализма”, изложенные во Франкфуртской декларации 1951 г., отражают многие реалии современного мира, существенно осложнившиеся политические системы в развитых странах. Наряду с защитой демократии и признанием ведущей роли ее институтов в современном мире (демократия как необходимое условие существования современного мира и развития социализма) видна и абсолютизация ее значения (демократия как практически единственное средство социалистических преобразований в обществе). Франкфуртская декларация в силу достаточно общих характеристик целей современного социалистического движения отразила идеи и левой и правой ориентации в “демократическом социализме” (левые не отрекаются полностью от марксизма, признавая его в основе гуманным, свободным и демократическим социализмом, правые отрицают всякое значение его, ориентируясь, например, на христианский социализм). Именно это сделало Декларацию приемлемой и для тех и для других. Поэтому ее основные положения и легли без существенных изменений в основу последующих программ социал-демократических партий мира (Годесбергская программа Социал-демократической партии Германии 1959 г. и др.). Среди наиболее существенных новых акцентов, появившихся после ее принятия, необходимо отметить характерное для нашего времени внимание к созданию условий для всестороннего развития, самоутверждения и самоосуществления каждого человека, его права занять в обществе место свободно мыслящего индивида.

Внутренняя трансформация  политических традиций зависит от характера развития социально-политических процессов.

Политическое мировоззрение  становится продуктом конкурентной борьбы различных политических идеологий и различных политических традиций, выполняющих самые разнообразные функции и приобретающих все более сложную структуру за счет включения в себя новых компонентов.

Каждое государство обладает богатым арсеналом политических традиций. Применение этих традиций может быть успешным только при условии их серьезного изучения. Адекватное теоретическое освещение проблемы традиций на практически-политическом уровне позволит проводить более гибкую политику, оттачивать политическое искусство, более точно учитывать степень влияния традиций в обществе.

  Сегодняшние напряженности  внутри западной цивилизации  порождаются, с одной стороны,  притягательностью универсализма  и плюрализма, а с другой –  стремлением сохранить традиционность. Такие напряженности наблюдаются во Франции и Британии, в Латинской Америке и США и в других странах. По сути дела, здесь происходят изменения в основах идентичности этих государств.

   Наиболее ярко  выражены сегодня тенденции партикуляризма, локализма и т.п. и, одновременно, создание универсалистских движений. В качестве примера последних можно назвать “новые диаспоры”, как мусульманские, так и иудейские. Новые конфигурации модерна возникают как следствие двух подходов. Фундаменталистские религиозные движения пытаются вписать применение традиций в современные реальности. Так, в Саудовской Аравии женщинам не дают водительских прав, есть ограничения для женщин в Иране и Турции, однако в социальной жизни этих стран женщины становятся все более мобилизованными, востребованными. При первом подходе напряженность между плюрализмом и закрытостью становится центральной. Другой подход: возникают движения межгосударственные, транснациональные, и эти движения вносят свои, отличающиеся понимания модерна.

Обществу необходим  баланс традиций, создающих будущее и оберегающих от ошибок в настоящем.

 

 

Заключение

Политические и правовые учения прошли многовековой путь развития. На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми требованиями, ориентированными на новые идеалы.

Противоборство демократических, либеральных, гуманистических идей, с одной стороны, и идей, обосновывавших отстранение народа от власти, правовое неравенство, привилегии власть имущих, преобладание произвола над законом либо тоталитарный режим – с другой, проходит через всю историю политических и правовых учений.

Современность характеризуется  многоаспектным и активным формированием  разнообразных коллективных идентичностей. При этом наиболее значимые ценности современной демократии – это укрепление институтов гражданского общества и повышение уровня доверия.

Таким образом, современная  западная политология не представляет собой единой теории. Подавляющее  большинство западных политологических теорий оформлено в виде определенных школ, направлений и концепций. Причем эти направления и концепции не замыкаются рамками одной страны, а развиваются политологами разных стран. Развитие западной политологии в современную эпоху свидетельствует о том, что она находится в зависимости от запросов и потребностей политики, проводимой в той или иной стране. С точки зрения развития цивилизации вклад западной политологии определяется выявлением и всесторонним анализом ряда реальных политических процессов.

Последние десятилетия выявили значительные возможности государства в преодолении кризисных явлений в экономике, а также положительное значение социальных функций государства, направленных на сглаживание и смягчение имущественного неравенства и порожденных им конфликтов в гражданском обществе. Современное государство должно быть не только демократическим и правовым, но и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. История политических и правовых учений : учебное пособие / В. П. Малахов, Н. Д. Амаглобели, Н. В. Михайловаи  [др. ]; под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 471с.

2. Кудинов, О. А. История политических и правовых учений : краткий курс/ О. А. Кудинов. – М. : Ось-89, 2009. – 144с.

3. Ларин, А. Ю. История политических и правовых учений : курс лекций / А. Ю. Ларин. – М.: Книжный мир, 2008. – 181с.

4. Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений : учебник / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ_ДАНА, 2005. – 591с.

5. Мы в мире - мир в нас: 50 лет интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку (Виртуальный "круглый стол") // Полис. - 2005. - № 6. - С. 5-30.

6. Хомский Н. Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок / Пер. с англ. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002. - 248 с.

7. Харви Д. Краткая  история неолиберализма. – М.: Поколение, 2007. – 288 с.

8.Основные национальные школы и проблемные подходы современной западной политологии//www.asrb.ru/osnovnye_nacionalnye_shkoly_i_problem


Информация о работе Основные направления современной Западной политологии