Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:08, реферат
Возникновение политологии связано с развитием политико-правовых доктрин, но политология отличается от них стремлением к объективному, не зависящему от социальных интересов, партийных программ и оценок к изучению власти и государства. Политология сложилась на стыке социологии, государствоведения, юриспруденции, психологии, антропологии и других наук еще во второй половине XIX в. Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. Современные политологи основателем политической науки (в широком смысле этого слова) чаще всего называют Аристотеля, а не Платона, так как произведения Аристотеля более соответствуют сегодняшним представлениям о научном изложении проблем политики (отсутствуют миф в качестве способа аргументации и диалог в качестве формы произведения).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..С. 1 - 2
1. Возникновение и становление современной западной политологии.
С. 3 – 8.
2. Проблемы современной интерпретации западных политических традиций
С. 8 –14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………С. 14 - 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….С. 17
На сегодняшний день неолиберализм остается идейно-теоретической основой деятельности многих политических парий, в том числе и Демократической партии США.
Принципы неолиберализма на уровне мирового порядка исследованы известным американским учёным и политическим мыслителем Н. Хомским, автором нескольких статей, книг, посвящённых критике неолиберализма, а также политики США.
Как считает Хомский
[6], современная глобальная
Хомский рассматривает роль США и подконтрольных им международных финансовых институтов в проведении неолиберальной экономической политики. По мнению автора, Соединённые Штаты стремятся к формированию мировой системы, позволяющей им вывозить ресурсы и прибыли из менее развитых стран, которым отводится роль обслуживания экономики США. В этих интересах США используют военные нападения, вмешательство ЦРУ и пропаганду своего образа жизни.
Современные консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Социальную базу этого течения составляют бизнесмены, не заинтересованные в усилении правительства, финансовая олигархия, истэблишмент, зажиточное фермерство и определенные круги творческой интеллигенции. Не отвергая экономической деятельности государства полностью, консерваторы выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль государственной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.
Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма было связано с усложнением социальной структуры зрелого капиталистического общества, формированием многопартийных систем в промышленно развитых странах.
Начало плюралистическим воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма. Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство, призванное выражать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, и прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демократии лишены возможности реально воздействовать на политику высших органов государства и добиваются защиты своих интересов с помощью альтернативных (негосударственных) организаций – профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр. С развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893– 1950 гг.) – видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании. Он сформулировал такие понятия, как плюралистическая теория государства и политический плюрализм, которые были восприняты последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований.
Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия.
Формирование идей общественного
благоденствия проходило
Теория “демократического социализма”, окончательно сформировавшаяся после второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира. Основные постулаты “демократического социализма”, изложенные во Франкфуртской декларации 1951 г., отражают многие реалии современного мира, существенно осложнившиеся политические системы в развитых странах. Наряду с защитой демократии и признанием ведущей роли ее институтов в современном мире (демократия как необходимое условие существования современного мира и развития социализма) видна и абсолютизация ее значения (демократия как практически единственное средство социалистических преобразований в обществе). Франкфуртская декларация в силу достаточно общих характеристик целей современного социалистического движения отразила идеи и левой и правой ориентации в “демократическом социализме” (левые не отрекаются полностью от марксизма, признавая его в основе гуманным, свободным и демократическим социализмом, правые отрицают всякое значение его, ориентируясь, например, на христианский социализм). Именно это сделало Декларацию приемлемой и для тех и для других. Поэтому ее основные положения и легли без существенных изменений в основу последующих программ социал-демократических партий мира (Годесбергская программа Социал-демократической партии Германии 1959 г. и др.). Среди наиболее существенных новых акцентов, появившихся после ее принятия, необходимо отметить характерное для нашего времени внимание к созданию условий для всестороннего развития, самоутверждения и самоосуществления каждого человека, его права занять в обществе место свободно мыслящего индивида.
Внутренняя трансформация политических традиций зависит от характера развития социально-политических процессов.
Политическое мировоззрение становится продуктом конкурентной борьбы различных политических идеологий и различных политических традиций, выполняющих самые разнообразные функции и приобретающих все более сложную структуру за счет включения в себя новых компонентов.
Каждое государство обладает богатым арсеналом политических традиций. Применение этих традиций может быть успешным только при условии их серьезного изучения. Адекватное теоретическое освещение проблемы традиций на практически-политическом уровне позволит проводить более гибкую политику, оттачивать политическое искусство, более точно учитывать степень влияния традиций в обществе.
Сегодняшние напряженности
внутри западной цивилизации
порождаются, с одной стороны,
притягательностью
Наиболее ярко
выражены сегодня тенденции
Обществу необходим баланс традиций, создающих будущее и оберегающих от ошибок в настоящем.
Заключение
Политические и правовые учения прошли многовековой путь развития. На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми требованиями, ориентированными на новые идеалы.
Противоборство
Современность характеризуется многоаспектным и активным формированием разнообразных коллективных идентичностей. При этом наиболее значимые ценности современной демократии – это укрепление институтов гражданского общества и повышение уровня доверия.
Таким образом, современная западная политология не представляет собой единой теории. Подавляющее большинство западных политологических теорий оформлено в виде определенных школ, направлений и концепций. Причем эти направления и концепции не замыкаются рамками одной страны, а развиваются политологами разных стран. Развитие западной политологии в современную эпоху свидетельствует о том, что она находится в зависимости от запросов и потребностей политики, проводимой в той или иной стране. С точки зрения развития цивилизации вклад западной политологии определяется выявлением и всесторонним анализом ряда реальных политических процессов.
Последние десятилетия выявили значительные возможности государства в преодолении кризисных явлений в экономике, а также положительное значение социальных функций государства, направленных на сглаживание и смягчение имущественного неравенства и порожденных им конфликтов в гражданском обществе. Современное государство должно быть не только демократическим и правовым, но и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Литература:
1. История политических и правовых учений : учебное пособие / В. П. Малахов, Н. Д. Амаглобели, Н. В. Михайловаи [др. ]; под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 471с.
2. Кудинов, О. А. История политических и правовых учений : краткий курс/ О. А. Кудинов. – М. : Ось-89, 2009. – 144с.
3. Ларин, А. Ю. История политических и правовых учений : курс лекций / А. Ю. Ларин. – М.: Книжный мир, 2008. – 181с.
4. Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений : учебник / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ_ДАНА, 2005. – 591с.
5. Мы в мире - мир в нас: 50 лет интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку (Виртуальный "круглый стол") // Полис. - 2005. - № 6. - С. 5-30.
6. Хомский Н. Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок / Пер. с англ. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002. - 248 с.
7. Харви Д. Краткая история неолиберализма. – М.: Поколение, 2007. – 288 с.
8.Основные национальные школы и проблемные
подходы современной западной политологии//www.asrb.ru/
Информация о работе Основные направления современной Западной политологии