Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения и Реформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Политология - это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - «политическая наука») - это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX - XX вв., когда встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией.

Оглавление

Введение
Эпоха Возрождения и Реформации Беларуси.
Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
Заключение

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

     Тема 4. Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.

     План

     Введение

     Эпоха Возрождения и Реформации Беларуси.

     Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения  и Реформации.

     Заключение

 

Введение

     Политология - это относительно новая дисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - «политическая наука») - это наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Ее возникновение связывают с рубежом XIX - XX вв., когда встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией.

     В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека. На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

     В политической мысли эпохи Возрождения  на место религиозного, теократического  объяснения политики, государства и  права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.

     Реформация  — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной  Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование христианства в соответствии с Библией.

     Основными причинами Реформации являлись преодоление  феодальной раздробленности и возникновение  централизованных государств, экономический  кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией.

     Эпоха Возрождения и Реформации играет немаловажную роль в религиозном и общественно-политическом движении Беларуси, в связи с чем тема исследования является весьма актуальной.

 

      Эпоха Возрождения  и Реформации Беларуси.

     Если  посмотреть на историю Беларуси, среди  всех периодов особенно выделяется время, которое многие называют Золотым Веком нашей страны. Это XVI век, эпоха Возрождения, время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси; время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба.

     На XVI век в истории Беларуси приходится большинство наиболее важных событий.

     Наиболее  характерной чертой белорусского Возрождения XVI века является развитие Реформации на наших землях. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращением к библейским основаниям христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века. В полной мере это относится и к нашей стране. Мы не можем говорить о Возрождении на Беларуси, игнорируя Реформацию, и, наоборот, нельзя Реформацию отделить от Возрождения. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения были одновременно людьми Реформации.

     Реформация  сформировала белорусское Возрождение, создала Золотой Век Беларуси, заложила основания белорусской нации. К XVI веку обращаются многие поколения белорусов в поисках своих корней, своей тождественности, своего предназначения, своей идеи.

 

      Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи  Возрождения и  Реформации.

     Первые  памятники общественно-политической мысли Беларуси относятся к XII в. В этот период Древнерусское государство - Киевская Русь - распадалось на удельные княжества. Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества также отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросиньи Полоцкой (1120-1173) и Кириллы Туровского (1130-1182).

     Ефросинья Полоцкая и Кирилла Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей - идеи единения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Значение этой идеи трудно переоценить. Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув, она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славяно-русскими народами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений. Ныне поиск новой формулы своего политического единения снова становится доминирующим компонентом общественного сознания белорусского, русского и украинского народов.

     На  развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый  период благотворно сказывался общий  духовный подъем, охвативший европейские  страны в эпоху Возрождения. Это  время дало нам Франциска Скорину (1490 - не позднее 1552) - белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя, Миколу Гусовского (ок. 1470-1533) - европейски известного, поэта-гуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэма же М. Гусовского «Песнь о зубре» - это замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Можно уверенно утверждать, что Микола Гусовский и Франциск Скорина заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа.

     Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (1530-1593), Василий Тяпинский (1540-1604), Михаил Литвин (XVI в.), Л. И. Сапега (1557-1633), Петр из Гонендза (между 1526-30-1573), Якуб из Калиновки, Павел из Визны (XVI в.), Мартин Чеховиц (1532-1613) и др. В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской политической мысли того времени. В целом уровень развития отечественной политической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

     Подчеркнем, общественно-политические и правовые идеи отечественных мыслителей рассматриваемого периода носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.

     Представители первого, умеренно-гуманистического, направления (Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л. Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавали необходимость определенных общественных перемен, являлись приверженцами активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов. Представители второго, радикально-гуманистического, направления общественно-политической мысли (Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза, Павел из Визны, Мартин Чеховиц и др.) в специфической, религиозно-теологической форме отражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к радикальным социально-политическим переменам, считали необходимым проявлять социальную активность за рамками сложившихся общественных институтов. Если в содержании социально-политических и правовых идей представителей первого направления ведущей была раннебуржуазная тенденция, то у выразителей второго - народно-утопическая.

 

Заключение

     Политическая  мысль соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и его государственности. К своему нынешнему политическому бытию  белорусы шли очень сложной дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которых предопределялось существенными аспектами исторического прошлого народа, получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи.

     Следует отметить, что создание более или менее цельной истории политической мысли Беларуси пока еще остается насущной научно-исследовательской задачей. Разные периоды в развитии отечественной социально-политической мысли изучены не в одинаковой мере. Внимание ученых чаще всего привлекало к себе идейное наследие мыслителей периода Великого княжества Литовского. Наряду с этим исследователи нередко встречаются с трудностями при отборе отечественных персоналий, поскольку имя одного и того же мыслителя как своего оспаривают зачастую белорусы и литовцы, русские и поляки.

 

Список  использованной литературы

  1. Политология: Уч. пос./ Под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  2. Политология: Учебник/ Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004.

Информация о работе Общественно-политическая мысль Беларуси эпохи Возрождения и Реформации