Национальные диаспоры в Калининградском регионе: правовая основа их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

Поставленная цель данного реферата – попытаться понять и разобраться с терминологией «диаспоры», «национальные диаспоры». В частности нужно ознакомиться с национальными диаспорами в Калининградском регионе и разобраться, что же является правовой основой их деятельности , чем они регламентируются.

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство  по рыболовству БГА РФ

Балтийская  Государственная Академия Рыбопромыслового Флота

Судоводительский  факультет

«Судовождение»

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Правоведение»

«Национальные диаспоры в Калининградском регионе:

правовая основа их деятельности»

 

 

 

 

 

Выполнил: курсант  группы С-12

Михеенко М.И.

Проверил: преподаватель Правоведения

Черникова И.В.

 

 

 

 

 

Калининград 2012

 

Оглавление

 

 

Введение

Поставленная цель данного  реферата – попытаться понять и  разобраться с терминологией  «диаспоры», «национальные диаспоры». В частности нужно ознакомиться с национальными диаспорами в Калининградском регионе и разобраться, что же является правовой основой их деятельности , чем они регламентируются.

Понятие «диаспоры». История происхождения термина

Диаспора - часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.

Отношения с  диаспорой осознаются как важное направление внешней политики многими странами. Для некоторых стран (Израиль, Армения, Индия) диаспора, оказывающая политическую и экономическую поддержку исторической родине, играет особо важную роль.

Диаспора может  играть также заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания. 

Диаспоры возникали  в результате эмиграции групп  населения, вынужденной или добровольной. Зачастую первыми эмигрировали торговцы и вновь образованные колонии  имели торговый характер. Подобные методы расширения жизненного пространства были характерны для финикийцев, евреев и греков. Все эти народы, имея небольшие по площади государства, распространились и создали колонии на огромных пространствах Древнего мира.[2]

В среде эллинизированных евреев термин диаспора употреблялся для обозначения еврейских общин, состоящих из добровольно проживающих вне Земли Израиля, в отличие от насильно изгнанных (галут) из Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н. э., и римлянами — из провинции Иудея в 136 году.

С созданием  Септуагинты, слово диаспора стало  использоваться почти исключительно  для обозначения евреев рассеяния, насильно изгнанных из Земли Израиля. Вероятно, своим происхождением новое  значение термина обязано словам Септуагинты  «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли».  В этом смысле слово диаспора имеет негативный оттенок, выражает наказание: "Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада; ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд.

В современном  значении термин диаспора стал использоваться с конца XX века, перестав быть связанным  исключительно с еврейским этносом. Термин до сих пор не является строго определенным, вокруг него ведутся оживленные дискуссии, как в России, так и за рубежом.

Некоторые государства  устанавливают и поддерживают контакты со своей диаспорой за рубежом, например в Грузии за это отвечает соответствующее министерство.

Классификация диаспор

Исследователи выделяют различные  типы диаспор и предпринимают  попытки классифицировать их. Так, С.А. Арутюнов и С.Я. Козлов различают  диаспоры по времени их образования. В группу старых они включают те, которые существовали со времен древности или Средневековья: это еврейские, греческие, армянские диаспоры в странах Европы и Западной Азии, китайские и индийские в странах Юго-Восточной Азии. Относительно молодыми авторы считают турецкие, польские, алжирские, марокканские, корейские, японские диаспоры; совсем новыми - диаспоры, формируемые гастарбайтерами (выходцами из Палестины, Индии, Пакистана, Кореи) в нефтяных государствах Персидского залива и Аравийского полуострова с начала 1970-х годов.

Р. Брубейкер ввел в научный оборот новое понятие - "диаспоры катаклизма". Появление таких диаспор он связывает с дезинтеграцией и распадом крупных государственных образований, приводящих к изменению политических границ. Главной идеей, положенной Р. Брубейкером в основу выделения "диаспор катаклизма", служит не перемещение людей через границы, а движение самих границ. "Диаспоры катаклизма", в отличие от уже знакомых исторических или трудовых диаспор, возникают мгновенно, в результате резкого изменения политического устройства, вопреки желанию людей. Они более компактны по сравнению с трудовыми диаспорами, имеющими тенденцию быть рассеянными в пространстве и слабо укорененными в принимающих странах.

Британский социолог, профессор  университета Уорвик Р. Коэн выделяет четыре типа диаспор: диаспоры-жертвы (еврейская, африканские, армянская, палестинская), трудовые диаспоры (индийская), торговые (китайская) и имперские (британская, французская, испанская, португальская).

Профессор Висконсинского университета (США) Дж. Армстронг при классификации диаспор исходит из характера их взаимодействия с мультиэтничным государством, в котором они обосновались. Он выделяет два типа диаспор: "мобилизованные" и "пролетарские". "Мобилизованные" диаспоры имеют длительную и сложную историю, они складывались веками. Эти диаспоры обладают способностью к социальной адаптации и потому глубоко укоренились в принявшее их общество. Как подчеркивает Дж. Армстронг, "хотя c точки зрения занимаемого ими положения в обществе эти диаспоры не превосходят другие этнические группы мультиэтничных государств, тем не менее, по сравнению с ними они обладают целым рядом материальных и культурных преимуществ". К категории "мобилизованных" диаспор Дж. Армстронг относит прежде всего еврейскую диаспору (он называет ее архетипичной, т.е. истинной, первоначальной диаспорой) и армянскую. "Пролетарские" диаспоры - это молодые, возникшие недавно этнические сообщества. Дж. Армстронг считает их "неудачным продуктом современной политики" (24, с. 393).

Г. Шеффер выделяет следующие типы диаспор:

   - диаспоры  с глубокими историческими корнями  (сюда относятся армянская, еврейская  и китайская);

   - "дремлющие"  диаспоры (американцы в Европе  и в Азии и скандинавы в  США);

   - "молодые" диаспоры (их образуют греки, поляки  и турки);

   - "зарождающиеся", то есть находящиеся лишь в начальной стадии своего становления (их только начинают формировать корейцы, филиппинцы, а также русские в бывших советских республиках);

   - "бездомные", то  есть не имеющие "своего" государства (в эту категорию попадают диаспоры курдов, палестинцев и цыган);

   - "этнонациональные" - самый распространенный тип  диаспор. Их характерная особенность  в том, что они чувствуют  за спиной незримое присутствие  "своего" государства;

   - диаспоры "рассеянные" и диаспоры, живущие компактно.

Очень интересна  детально разработанная типология, предложенная В.Д. Попковым. Он классифицирует диаспоры на основе восьми критериев.

I. Общность исторической  судьбы. По этому критерию выделяются  два типа: 1) диаспорные образования,  члены которых проживают на территории своего бывшего государства, но за пределами отделившейся страны исхода (например, армянские или азербайджанские диаспоры в России, русские (и "русскоязычные") общины в государствах Средней Азии); 2) диаспорные образования, члены которых ранее не были связаны с территорией нового проживания единым правовым, языковым полем и никогда не являлись частью единого государства (сюда относится большинство ныне существующих диаспор - например, армяне в США или во Франции, турки в Германии и др.).

II. Юридический статус. Этот  критерий также позволяет разделить  все диаспоры на два типа: 1) общины, члены которых обладают  официальным юридическим статусом, необходимым для легального пребывания  на территории принимающего региона  (сюда относится статус гражданина страны поселения, вид на жительство, статус беженца и т.д.); 2) общины, члены которых находятся на территории принимающей страны преимущественно нелегально и не имеют официальных документов, регламентирующих их пребывание (В.Д. Попков подчеркивает, что данное разделение довольно условно, поскольку практически каждая диаспорная община включает в себя как лиц с признанным юридическим статусом, так и нелегалов).

III. Обстоятельства появления  диаспор. Здесь возможны два  случая. Первый связан с миграцией. Группы людей пересекают государственные границы и перемещаются из одного региона в другой, в результате возникают новые диаспорные общины либо пополняются уже существующие. Второй случай предполагает перемещение самих границ: та или иная группа остается на месте и, оказавшись "вдруг" в положении этнического меньшинства, вынужденно формирует диаспорную общину (наиболее ярким примером могут служить русские в бывших республиках Советского Союза).

IV. Характер  мотивации к переселению. В  соответствии с этим критерием диаспорные образования делятся на: 1) возникшие в результате добровольного перемещения людей, движимых, например, экономическими мотивами (таковыми является большинство "новых" диаспорных общин в странах ЕС, например, турки или поляки в Германии); 2) сформировавшиеся в результате "выдавливания" членов данной этнической группы с исходной территории вследствие различного рода социальных, политических изменений или природных катаклизмов (в эту категорию попадает большинство классических диаспор, возникших в результате принуждения к переселению, а также русская эмиграция первой и второй волн).

V. Характер пребывания  на территории региона поселения.  По этому критерию диаспоры  делятся на три типа: 1) общины, члены кото­рых ориентированы  на постоянное нахождение на новой территории, то есть на оседлость и получение гражданства страны поселения; 2) общины, члены которых склонны рассматривать регион нового поселения как транзитную область, откуда должно следовать продолжение миграции или возвращение в страну исхода; 3) общины, члены которых настроены на непрерывную миграцию между страной исхода и регионом нового поселения (сюда следует отнести, например, значительную часть азербайджанцев в России, ориентированных на челночную миграцию).

VI. Наличие "базы" в регионе нового поселения. Здесь выделяются два типа: 1) диаспорные образования, члены которых длительное время проживают (или проживали) на территории региона поселения, исторически связаны с местом нового проживания и уже имеют опыт взаимодействия с его культурой и обществом. Такие диаспоры отличаются наличием сложившихся сетей коммуникаций, обладают высоким уровнем организации и экономическим капиталом (типичными примерами являются еврейские или армянские диаспоры на территории России); 2) диаспорные общины, возникшие в относительно недавнее время и не имеющие опыта взаимодействия с культурой и обществом принимающего региона (сюда относятся "новые", или "современные" диаспоры - такие, например, как турки в Германии или афганцы в России).

VII. "Культурная схожесть" с принимающим населением. Данный критерий предполагает разделение на три типа: 1) общины с близкой культурной дистанцией (например, украинские общины в России, азербайджанские общины в Турции, афганские общины в Иране); 2) общины со средней культурной дистанцией (например, русские общины в Германии или армянские общины в России); 3) общины с дальней культурной дистанцией по отношению к населению принимающего региона (например, афганские общины в России или турецкие общины в Германии).

VIII. Наличие  государственных образований на  территории страны исхода. Данный  критерий предполагает разделение  диаспорных общин на три типа: 1) диаспорные общины, члены которых  имеют свое государство, историческую  родину, куда они могут вернуться  добровольно либо быть высланы властями региона нового поселения; 2) "безгосударственные" диаспоры, члены которых не имеют официально признанного государства, на поддержку которого могли бы рассчитывать (сюда относятся, например, цыгане, палестинцы, до 1947 г. - евреи) (16).

Приведенная типологизация  показывает, сколь сложным и неоднозначным  является феномен диаспоры. Неудивительно  поэтому, что ни одному исследователю  до сих пор не удалось дать определение, более или менее устраивающее всех. Как справедливо отмечает вице-президент Института национальной стратегии А.Ю. Милитарев, "в современной литературе термин этот достаточно произвольно применяется к самым разным процессам и явлениям с вкладыванием в него того смысла, который считает нужным придать ему тот или иной автор или научная школа".

Очевидно, единственное, что можно сделать в этих условиях - попытаться выявить сходство и  различия в позициях ведущих ученых, обозначившиеся в ходе дискуссии.

Национальные диаспоры в Калининградском  регионе.

Национальные  диаспоры в Калининградской области берут начало еще с 1945 года, со времен капитуляции в то время Кёнигсберга. До войны на территории Восточной Пруссии проживало 2,5 млн. человек. В состав СССР вошла 1/3 Восточной Пруссии, то есть примерно 1,3 млн. человек. К концу войны, как уже говорилось выше осталось на территории Кёнигсбергской области 1390000 человек, из них 65 % было работоспособно.

Первые переселенцы  враждебно относилось к немецкому  населению, создавалась система  шлагбаумов, устанавливался комендантский час. Немецких жителей стали переселять  из Кёнигсберга  на другие территории Кёнигсбергской области насильно. Им выдавались учётные карточки с именем. Едой снабжали на полевой кухне, позже ввели карточки, но с отличными от норм для наших жителей:

- у русских жителей - карточки 1 и 2 (что считалось хорошо);

- для немцев - 3 и 4 (то есть меньше, чем для  русских)

К осени 1945 года первоначально установленный для  немецких граждан жёсткий режим  был ослаблен. Они получили право  свободного передвижения и общения  с советскими людьми, стали допускаться к работе в учреждениях и воинских частях. Устранялась охрана в местах их проживания. Из немецких активистов стала назначаться местная администрация.

Немцам  можно  было открывать частные магазины, где совершались покупки по рублям и оккупационным маркам. Можно было так же иметь участки (до 2 десятин), им выдавались семена свёклы и брюквы для посадки.

На рынках происходил товарообмен:

- шифоньер = 1 буханка  хлеба;

- золотое кольцо = кусок мяса

Однако были и попытки мирного сосуществования бывших хозяев этой земли и новых. Так, для немецкого населения   было создано 4 больницы с немецким мед. персоналом. Организовывались детские дома для немецких детей, оставшихся без родителей; открывались дома престарелых.  Так же для немецкого населения организовывались клубы и библиотеки.

11 октября 1947 года и 15 февраля 1948 года было  принято два постановления под  одним названием «О переселении  немцев из Калининградской области  РСФСР в Советскую зону оккупации  Германии».

Информация о работе Национальные диаспоры в Калининградском регионе: правовая основа их деятельности