Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.
Управление людьми это искусство. Ему нельзя выучиться только в институте. Только практика, годы работы, много прочитанных книг и отдельные теоретические методы, работающие в реальной жизни.
Приложение
Опросник `Оценка мотивации к работе` /методика С.В.Соловьев
Первый вариант опросника предлагал такой набор высказываний:
Инструкция:
Вам будут представлены 6 утверждений, которые Вам необходимо оценить, попарно сравнивая их между собой.
" Я хочу…"
Быть хорошим работником и отвечать только за себя
Быть профессиональным и самостоятельным
Быть независимым и материально благополучным
Быть творчески успешным и свободным
Быть в хорошем коллективе и отвечать за общее дело
Быть руководителем и отвечать за весь трудовой коллектив
Вроде бы логично… и все же! Статистика ответов тут же показала перекос в ответах респондентов!
Например, 63 из 65 респондентов в выборе высказываний
**** Я хочу…Быть хорошим работником и отвечать только за себя
или
**** Я хочу…Быть независимым и материально благополучным
отдали предпочтение второму высказыванию.
Это был первый тревожный сигнал. В дальнейшем тенденция сохранилась: 300 респондентов из 326 (то есть 92%) сделали такой же выбор.
Мы провели полную ревизию остальных высказываний - анализ формулировок вопросов и статистики ответов на них. Как результат этой работы - Соловьев
Станислав Валентинович скорректировал сами формулировки.
Новый вариант:
Инструкция:
Вам будут представлены 6 утверждений, которые Вам необходимо оценить, попарно сравнивая их между собой.
" Я хочу…"
Быть трудолюбивым, делать добросовестно любую работу
Быть профессиональным, знать в совершенстве свое дело
Быть предприимчивым, уметь делать деньги
Быть креативным, реализовать свои творческие способности
Быть общительным, найти признание и дружбу в коллективе
Быть обличенным властью, управлять организацией
сравните статистику со старыми формулировками и с новыми
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативности.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.
Ответ «НЕТ>: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Литература
1. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. || Человек и труд 1997 №10.
2. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. М. 1996.
3. . Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.
4. Методики С.В.Соловьев
5. Опросники Реана А.А
2