Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:38, контрольная работа
Развивая теоретическую сюжетную линию категорий лиц, допущенных к участию в политической деятельности, Сократ, Платон и Аристотель ставили вопрос о нравственных добродетелях индивидов, наделенных властными полномочиями. Определение и классификация форм государства, рассмотрение механизмов перехода от одной формы правления к другой, размышления об основных принципах полисной организации заключали в себе значительный нравственный подтекст.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие политики..............................................................................................4
2. Взаимное влияние политики и морали в истории……………………………8
3. Мораль и политика……………………………………………………………18
ВЫВОД…………………………………………………………………………...24
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла как роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, так и морали – в воспитании общества. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истинной политики.
И мораль, и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нем существенно различаются.
В отличие от других организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего – в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. “Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, – говорил Конфуций, – то и все остальное будет ясно”.
Общее между политикой и моралью заключается в том, что и политика, и мораль относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего они подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей;
Различия между политикой и моралью:
1.
Политика представляет собой
деятельность, направленную на
2.
Источником политики являются
экономические и другие
3.
Многие императивы морали
4.
Мораль всегда индивидуальна,
ее субъект – отдельный
5.
Важнейшей отличительной
Можно выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой:
1) полное подчинение моралью и религией политики (например, в средневековье);
2)
серьезный разрыв между
3)
сохранение аутентичности или
разумного взаимодействия
Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали: морализаторский, ценностно-нейтральный и компромиссный.
Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства.
Ценностно-нейтральный подход основывается на игнорировании политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В “Артхашастре”, работе Н. Макиавелли “Государь” и других трактатах описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу “цель оправдывает средства”.
Компромиссный подход преобладает среди большинства ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней. Вот почему “хорошая политика” не отличается от “хорошей морали”.
В современном мире центральными направлениями институциализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества. Подлинное искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.
Политика может быть моральной и аморальной, но она не может быть безморальной, поскольку всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные, оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с различным уровнем профессионализма. В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой особо значимой моральности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она, подобно вышедшей из-под контроля людей науке и технике, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.
Известная
газета “Московский комсомолец”
провела среди известных
В. Игрунов (директор Института гуманитарно-политических исследований): “Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морали, – вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права и морали”.
А. Мигранян (политолог): “Мораль и политика – принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики и особенно демократической политики – согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор “меньшего зла” при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ”.
В. Семаго (депутат Госдумы): “Политическое “лицо” любого политика прямо пропорционально моральным и нравственным ценностям, которыми он руководствуется”9 .
В современных условиях возрастает роль нравственных критериев и координат политики, в силу того, что многократно увеличивается “цена” многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Можно сказать, что мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна и грязна.
Интересно
рассуждение А. Шопенгауэра о
роли морали в обществе и причинах
отказа человека делать зло, осуществлять
злонамеренные действия. Он полагал,
что “человек, не делающий зла, которое,
однако, он способен сделать, побуждается
к тому следующими мотивами: 1) страхом
наказания или мести; 2) страхом загробного
возмездия; 3) состраданием; 4) честолюбием,
т.е. страхом позора; 5) честностью, т.е.
объективной преданностью и верностью,
вместе с решимостью свято соблюдать эти
священные основы человеческого общежития.
Это чувство имеет огромное значение.
Оно-то и побуждает честного человека
отворачиваться с презрением от бесчестного,
но корыстного дела, с возгласом: «Я честный
человек!»10.
ВЫВОД
Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения. Политика – это не только и не столько личная власть, а осуществление поставленных лидером политических целей -например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, подлинное величие государства. Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.
В
конечном счете, нравственное решение
общественного деятеля и
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Аристотель
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
В.И. Ленин
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Ж.-Ж. Руссо
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
К. Маркс
ПРИЛОЖЕНИЕ
5
Н. Макиавелли
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Цицерон
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аристотель. Политика. – М.: Мысль, 1983. – С. 376.
2. Белов Г.А.. Политология - М.: 1998, 304с.
3. Гаджиев К.С. . Политическая наука – М.: Международные отношения, 1996, 398с.
4. Лавриенко В.Н.. Политология: учебник для студентов вузов.- 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юнити – ДАНА, 2007. -591 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
5. Мухаев Р.Т.. Основы политологии М.: Новая школа, 1996.-192с.
6. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993