Модели политического менеджмента в отечественной и зарубежной практике государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:26, творческая работа

Краткое описание

В 90-е годы в Казахстане произошли серьезные институциональные изменения. На смену плановой экономике пришла рыночная, серьезные изменения претерпели многие сферы общественной жизни и особенно – система государственного управления. При этом следует отметить, что именно государство стало главным двигателем и инициатором большей части преобразований. В конце 80-х гг. в Советском Союзе объективно сложилась кризисная ситуация, связанная с неэффективным государственным управлением народным хозяйством стали воплощаться в реальные экономические проблемы.

Файлы: 1 файл

Презентация Хасенова Г..pptx

— 442.00 Кб (Скачать)

«Модели политического менеджмента  в отечественной и зарубежной практике государственного управления»

В 90-е годы в Казахстане произошли серьезные институциональные  изменения. На смену плановой экономике  пришла рыночная, серьезные изменения  претерпели многие сферы общественной жизни и особенно – система  государственного управления. При этом следует отметить, что именно государство  стало главным двигателем и инициатором  большей части преобразований.

В конце 80-х гг. в Советском  Союзе объективно сложилась кризисная  ситуация, связанная с неэффективным  государственным управлением народным хозяйством стали воплощаться в  реальные экономические проблемы. Тотальный  дефицит товаров народного потребления  и продуктов питания стал последней  каплей, вызвавшей открытое недовольство населения. Необходимость для общества серьезных структурных изменений  в экономике и государственном  управлении стала очевидной.

Рыночная экономика немыслима  без свободных цен, но насколько  эта мера отвечала реальной макроэкономической ситуации в стране на тот момент? Можно выделить два главных фактора, которые обуславливали катастрофические последствия этого шага. Во-первых, огромной дефицит ТНП - следствие  постоянного роста зарплаты в  конце 80-х гг. Начиная с 88-го года темпы роста зарплаты постоянно  ускоряются (с 3-4 до 19% в месяц), тогда  как товарное производство сильно отстает. Причем источником финансирования этого  роста является дефицит бюджета (который, например, в 1988 г. составил 9,2% ВВП). Результат - наличие большого количество неотоваренных денег на руках  у на¬селения к началу 90-х и пустые прилавки магазинов. Уже только это обуслав¬ливало неизбежность гиперинфляции.

Высокая степень монополизации  была и в сфере розничной торговли, причиной чему являлась старая централизованная система поставок через единые снабженческие  базы. В результате либерализации  цен инфляция за 1992 год составила  свыше 2600%. Борьба с инфляцией на ближайшие годы превратилась в главную  цель экономической политики. При  этом бороться с ней предпочитали исключительно монетарными методами - сокращая денежную массу в обращении, в основном за счет бюджетных расходов.

За 19 лет независимости  Казахстан сумел добиться впечатляющих результатов. Он занял свое достойное  место в мировом сообществе и  стал равноправным партнером как  в решении региональных, так и  более глобальных экономических  и политических проблем. В стране обеспечены безопасность и территориальная  целостность. Созданы основы для  экономического развития и развития рыночной экономики и за короткий период своего суверенитета Казахстан  достиг экономического роста (рисунок 1).

Концептуальные подходы  к реформированию системы государственного управления в условиях экономического развития Республики Казахстана» раскрывается сущность и содержание  государственного менеджмента  и его тенденции  развития в Казахстане. С начала 1970-х гг. практически во всех развитых государствах – Великобритании, США, Франции, Японии, Скандинавских странах  – началась эпоха, получившая название «административного реформирования», всеобъемлющих и принципиальных изменений в сфере государственного управления и государственной службы.

Как известно, наиболее интенсивно реформирование государственной службы проходило в Великобритании, где  уже в 1970-е гг. намечается переход  от администрирования к менеджменту. С приходом к власти правительства  М. Тэтчер осуществляется серия мероприятий  по внедрению принципов рыночной экономики в деятельность государственных  учреждений: происходит  приватизация части предприятий госсектора, внедряется в управление конкурсный тендер, подряд, выпускаются ваучеры на образование  и осуществляется известная инициатива «Next Steps» и многое другое.

Основной же причиной перехода к реформам государственного управления и государственной службы была, безусловно, разделяемая практически всей общественностью  глубокая неудовлетворенность бюрократическим  управлением со всеми свойственными  ему характеристиками: затратным  характером, неэффективностью управления, отчужденностью от него граждан.

Основным направлением реформирования государственного управления стала  ориентация на законы и философию  рынка, что выражается в двух конкретных моментах:

1. Усиление рыночной конкуренции  для государственных учреждений  и предприятий госсектора.

2. Обеспечение клиенту  реального права голоса при  невозможности выхода из ситуации  монополии производителя.

 

Глава государства выделил 10 основных направлений модернизации системы:

1. Кардинальное изменение подходов к разработке и содержанию программных документов.

2. Разделение функций государственных органов на стратегические, административно-исполнительские и контрольно-надзорные.

3. Применение бюджетного планирования, направленного на обеспечение эффективности, результативности, подконтрольности и прозрачности.

4. Передача в конкурентно-рыночную среду все нестратегические виды экономической деятельности государства.

5. Разработка новой системы организации государственных закупок, которая должна устанавливать четкие правила, а сами процедуры должны быть прозрачными, контролируемыми, понятными и легкими для исполнения.

6. Разработка и внедрение качественных стандартов предоставления государственных услуг, определив реестр государственных услуг.

7. Разработка комплекса мер, направленных на повышение прозрачности и подотчетности своей деятельности.

8. Разработка мотивационной системы для государственных служащих, направленной на повышение ответственности госслужащих.

9. Разработка оценки деятельности государственных органов, которая будет проводиться с учетом эффективности и качества услуг, предоставляемых гражданам, результатов реализации государственных, отраслевых, региональных и бюджетных программ.

10. Дальнейшее создание «электронного правительства», опираясь на опыт ведущих стран мира.

 

 

Сегодняшняя схема взаимодействия всех секторов общества

 

 

Государство

 

Гражданское

общество

 

Бизнес

 

Желаемая схема взаимодействия всех секторов общества

Государственное управление - это управление институтами государства, означающее изменение принципов, способов действия и мышления, методов государственно-управляющего воздействия на общественные процессы и отношения. В последнее время  государственное управление стало  обозначать не только политико-правовую деятельность, но и теорию, раскрывающую специфику этой деятельности, ее структуру, механизмы и инструменты. Прямое воздействие на эффективность системы  государственного управления определяется составляющими компонентами: принципы государственного управления, формы  государственного управления, методы управленческой деятельности, структура  управленческой деятельности, «древо целей», организационная структура,  кадровая и культурная составляющие.


Информация о работе Модели политического менеджмента в отечественной и зарубежной практике государственного управления