Мода и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:52, реферат

Краткое описание

Мода, франц., постоянно меняющееся направление общественного вкуса, отражается сильнее всего в костюме и художеств. промышленности.
Такое определение слова «мода» я нашла в толковом словаре. Но, как мне кажется, сюда следует добавить, что мода подвергается влиянию многих аспектов нашей жизни, в том числе и политическому влиянию.
В истории можно найти массу примеров, когда политики влияли на моду и образ жиз-ни народа. Это влияние можно разделить на два основных вида, назовём их «активным влия-нием» и «пассивным».

Файлы: 1 файл

Политологиия.docx

— 39.04 Кб (Скачать)

Введение.

Мода, франц., постоянно меняющееся направление общественного вкуса, отражается сильнее всего в костюме и художеств. промышленности.

Такое определение слова «мода» я нашла в толковом словаре. Но, как мне кажется, сюда следует добавить, что мода подвергается влиянию многих аспектов нашей жизни, в том числе и политическому влиянию.

В истории можно найти массу примеров, когда политики влияли на моду и образ жизни народа. Это влияние можно разделить на два основных вида, назовём их «активным влиянием» и «пассивным».

К «активному влиянию» можно отнести те случаи, когда политиками издавался закон или указ, касающийся внешнего вида или образа жизни человека. И за нарушение этого закона (указа) предусматривалось определённое наказание. При «пассивном влиянии» политик обычно не задаётся целью изменять что-то в облике страны, это происходит как побочный эффект его агитации, предвыборной кампании или культа его личности, несущий при этом выгоду политику, который задал эту моду.

Активное влияние политики на моду в истории России

Рассмотрим некоторые, особо яркие и интересные, примеры активного влияния политиков на моду.

Эпоха Петра I. Переход к Европейскому стилю.

17 января 1700 - вышел указ Петра I об обязательном  ношении в России европейской  одежды.

Эта мера Петра занимает видное место в ряду серьезных преобразований в области русской культуры и традиционного русского быта. Они начались еще в 17 веке в связи с наступлением Нового времени, а в эпоху Петра Великого заметно ускорились.

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом напоминали жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положил приезд Петра I из-за границы 26 августа 1698 г. На следующий день после прибытия Петр в собрании бояр велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию. Постепенно царь даже научился извлекать выгоду из упорства некоторых бояр и нежелания их расстаться с бородами. Им был введен металлический знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Согласно указу 1705 г. все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен и доходил до 100 рублей в год (в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения) - огромные по тому времени деньги.

Недовольство Петра вызывало и широкорукавное платье. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортого дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Наряд бояр и знати завершался шубой и меховой шапкой с высокой тульей и бархатным верхом. В тот день царь, обратив внимание на одежду своих подданных, второй раз взял в руки ножницы и собственноручно стал укорачивать рукава.

Наконец, в 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году вышел окончательный запрет на ношение русского кафтана. Его изготовление и продажа карались законом. В указе также предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного - традиционному, освященному временем и обычаем. Однако, новые порядки приживались с трудом. Долгие годы только насилием можно было поддерживать введенные моды и нравы.

Екатерина II. Влияние Франции.

Екатерина II, слывшая поклонницей французской моды и имевшая пристрастье к роскоши, издала в 1782 году указы, один из которых - "О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору". Во времена её правления в семьях аристократов считалось престижным знать французкий язык и выписывать из Франции гувернантов и учителей для своих детей.

Павел I. Противореволюционные реформы.

После Великой Французской революции 1789 г. в Россию хлынул поток иностранцев, несших сюда моду, язык, правила поведения и манеры. Император Павел I, боясь революционной заразы, запретил круглые шляпы («Чтобы кроме треугольных шляп и обыкновенных круглых шапок, никаких других никто не носил»; тех, кто ослушивался приказа императора, велено было бить по голове.), длинные штаны, сапоги с отворотами, ботинки со шнурками. Те, кто не имел средств или собственного поставщика, носили маленькие шляпы, с помощью булавок переделанные в треуголки и подвернутые внутрь брюки, стянутые чем-нибудь у колена. Даже англичане, состоявшие на службе в России, были вынуждены подчиниться этим приказам.

Однако вскоре свой запрет на вальс он отменил ради своей фаворитки Анны Лопухиной, которая очень любила этот танец. Но, в основном, нововведения Павла I в придворной жизни больше напоминали современникам прусские воинские маневры.

Николай I. Европейское влияние на костюм аристократии

Прочно став в XVIII в. на путь общеевропейского развития, русское дворянство, как и аристократия всей Европы, начало во всем следовать французской моде. Журналы мод, которые с XIX в. начинают регулярно выходить в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин»), а также художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник» помещают французские модели. Роскошные туалеты русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по модным европейским образцам. Успешно работают в этот период известные петербургские и московские швейные мастерские «Ломанов», «Г-жа Ольга», «Бризак», «Иванова», «Шансо». Живопись русских художников XIX в., журналы мод свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии строго следовал во времени и в формах общему европейскому развитию.

В 30-е гг. утверждается дальнейшая пышность и помпезность русского придворного этикета и костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в общественной жизни России после расправы с декабристами в 1825 г. Царь Николай I указом от 27 февраля 1834 г. устанавливает специальную форму русского придворного костюма. Модные французские формы механически соединяются в нем с русским орнаментом золотого и серебряного шитья, украшением драгоценностями. Цель этого псевдорусского стиля — представить царское самодержавие выразителем народных интересов. В Москве и Петербурге открываются золотошвейные мастерские, где расшиваются парадные дворцовые туалеты, стоимость которых превышала 20-25 тыс. золотых рублей.

Возвращение бороды при Александре III.

Русский царь Александр III, вступивший на престол в 1881 году, подчеркивая верность обычаям предков, носил окладистую бороду. Николай II также продолжил эту традицию, правда, стриг бородку по последней моде, на английский манер.

К середине ХХ веке мужчины зачастую отращивали бороду, подражая своим кумирам: политическим деятелям, писателям, артистам. Борода, сумевшая пережить все затейливые повороты истории и изменявшая по воле моды длину и форму, и в современном мире нового тысячелетия продолжает оставаться явлением далеко не редким.

Советское время. Эпоха пролетариата.

Октябрьская революция изменила социальный состав общества, ликвидировав класс дворянской и буржуазной аристократии. Вместе с ними исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности.

Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих, интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым особенностям военного и гражданского труда и быта тех лет.

Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные мужские и женские куртки комиссаров, руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций, солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, френчи, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками — основная одежда мужчин.

Для костюма того времени было характерно полное отсутствие «декоративных излишеств» — галстуков, кружевных отделок, оборок, брошек, колец. Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта.

Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нем.

Красноармейская форма

Одним из первых массовых костюмов была красноармейская форма. В 1918 г. создается специальная комиссия по выработке формы РККА, которая объявляет конкурс на лучшие образцы военной одежды. В конкурсе приняли участие художники-живописцы В. Васнецов, Б. Кустодиев и другие, которые использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм. Через год проекты новой формы были утверждены: шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Как в конструктивном, так и в декоративном решении авторы эскизов шли от русского кафтана и рубахи. Старинные мотивы отделки петлицами сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротника и звезды на шлеме. Шлем также повторял древнерусскую форму шолома с бармицей. Его историческая и национальная основа, подчеркнув героизм и романтику образа, вскоре получила современное боевое имя буденовки и просуществовала вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Но так же следует учесть, что в СССР поначалу ношение шляпы не одобрялось - буржуйские штучки. Даже Ленин, который в российской прессе был язвительно именован "господином в котелке", после революции надел пролетарскую кепку. За ним и остальные вожди водрузили на голову кепки и картузы. Исключения были - к примеру, Молотов. Но он все-таки был министром иностранных дел, приходилось соответствовать. Так продолжалось до Хрущева, который шляпу носил и этим задавал тон бесчисленной номенклатуре. Даже советским туристам, выезжающим в Европу, стали выдавать шляпы из зеленого велюра. Туристы их стыдились, но носили - об этом пишет Даниил Гранин, участник первого советского круиза на пароходе вокруг Европы.

К середине 60-х мужское население страны настолько удалось приучить к шляпе, что даже на дорожном знаке "Осторожно, пешеход!", нарисованном в 1965 году, этот самый пешеход был нарисован в шляпе. До этого он был в кепке. И окончание "шляпного" периода символизировал тот же знак - в 1978 году пешеход остался вовсе без головного убора.

Создание бытового костюма.

Обращение к традиционным формам русского национального костюма, использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма. Такая работа начала осуществляться уже в 1919 г., когда при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса по инициативе Н. Ламановой были созданы «Мастерские современного костюма». Это была первая в Советской Республике творческая экспериментальная лаборатория новых форм одежды. В ее работе приняли участие такие выдающиеся художники, как В. Мухина, Н. Ламанова, Н. Макарова. Несколько позднее, в 1923 г., создается «Центр по становлению нового советского костюма», переименованный затем в «Ателье мод», и другие творческие центры по созданию нового советского костюма.

В моде конца 50-х гг. ведущим силуэтом женской одежды становится прямой рубашечный, что имело большое значение для развития массового производства. Конструкция этого силуэта прекрасно выявляла и выразительность новых тканей из химических волокон.

Первыми образцами деятельности советских модельеров совместно с текстильщиками были молодежные костюмы, созданные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 г. Яркие, красочные, из недорогой ткани юбки, блузки, рубашки имели успех у молодежи.

В 1958 г. к Всемирному конкурсу одежды были разработаны новые требования: создание массовой одежды из недорогих тканей, современных моделей по народным мотивам. Первую и вторую премии получила художница Общесоюзного Дома моделей В. Аралова за модели платьев «Плахта» и «Суздаль». Оба платья — из искусственного шелка прямого рубашечного силуэта.

Активное влияние политики на моду в Зарубежной истории.

Можно привести некоторые примеры «активного влияния» из Зарубежной истории. Например, французский король Филипп IV Красивый всю свою жизнь испытывал денежные затруднения. Это заставило его издать законы против роскоши:

Закон указывал количество блюд, которые можно было подавать на стол, количество платьев, которые можно было надевать в течение года и сумму, которую можно было тратить в соответствии с общественным положением, происхождением и образованием.

Закон запрещал подавать на ужин более двух блюд и мясного бульона, на обед готовилось лишь одно блюдо на десерт. Все блюда должны были готовиться из одного вида мяса или рыбы. Вторая статья этого закона гласила, что герцоги, графы и бароны и их жены, чьи доходы оценивались в шесть тысяч ливров, не могли приобретать более четырех платьев в год.

Информация о работе Мода и политика