Межэтническая напряженность как начальная стадия межэтнического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотрение причин возникновения межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных форм и способов их урегулирования. Задачами, вытекающими, из цели являются:
Анализ причин межэтнических конфликтов
Рассмотрение межэтнической напряженности как начальной стадии любого социального конфликта
Выявление динамики этнического конфликта
Раскрытие типологии и форм этнических конфликтов
Рассмотрение способов урегулирования межэтнических конфликтов.

Оглавление

Введение..................................................................................................3
1. Межэтническая напряженность как начальная стадия межэтнического конфликта...................................................................6
1.1. Межэтническая напряженность.....................................................7

2. Причины межэтнических конфликтов..............................................9

3. Способы урегулирования этнических конфликтов.......................14
Заключение............................................................................................19
Список используемой литературы......................................................21

Файлы: 1 файл

кр по этнологии.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

Этот список можно продолжать и  дальше, разрабатывать каждую из этих причин более глубоко. Современное  их многообразие позволяет \то сделать, но необходимо также учитывать специфика  каждого вида межэтнических конфликтов, тем более что она может  меняться в ходе самого конфликта5.

По официально версии бытовавшей в  СССР, главным фактором происхождения  межэтнических конфликтов считается  отступление от ленинской национальной политики. Одни ученые видели это в  сталинских репрессиях, депортациях  целых народов, в декларативном  характере федеративных отношений  в обществе.

Другие ученые считают, что отступление  от ленинской национальной политики произошло тогда, когда большевики согласились на федеративное устройство в бывшем СССР и отошли от единого  централизованного государства.

Как следствие коммунистического  тоталитарного политического режима рассматривал конфликтолог и этносоцилог  И. М. Крупник, считавший это простым  “возвращением насилия прошлого”.

Кроме политических версий была предложена новая социально-структурная модель, суть которой заключалась в том, что в основе межэтнической напряженности  лежат процессы, связанный с современной  модернизацией и интеллектуализацией  общественного разделения труда. Этот процесс привел к тому, что начала нарастать конкуренция в различных  сферах труда между русскими и  титульными этносами. По мнению ученых в 70-х годах XX века сложилась не только полиструктурная интеллигенция, но также научная, художественная-творческая, производственная, начали складываться новые этносоциальные ценности и представления, в том числе о самодостаточности и большей этнической самостоятельности. Но это не воспринималось всерьёз правительством СССР. Большинство русских, приезжавших в республики, с установкой на помощь местному населению чувствовали себя выше титульного этноса.

Этот подход даёт нам понять, что  на определенном отрезке времени  происходит изменение потенциала внутри этнических групп, претендующих на привилегированные  места. Такая ситуация в обществе может сохраняться достаточно долго  после заявления претензий на этносоциальные изменения, но так продолжаться может только в той социальной структуре, в которой достаточно мощная централизованная власть (в  том числе и при тоталитаризме). Но как только власть теряет легитимность, как это случилось в СССР (в  конце 80-х – начале 90-х годов  XX века), то появляется шанс не только на высказывание претензий, но и реализовать их. Дальнейшее развитие событий – эскалация или свертывание конфликта на прямую зависит от потенции центральной власти.

В работе А. Г. Здравомыслова “Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве”  главной причиной межэтнических  конфликтов выступает стремление этноса, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества6.  

Как уже упоминалось выше, с 70-х  годов начинается укрепляться этническое самосознание, это должно было стать  сигналом для власти, но этого не произошло, власть продолжала насаживать идеологию, которая должна была привести к созданию нового исторической общности людей – советского народа.

Здоровое функционирование этнической культуры всегда построена на уважении и понимании не только своих культурных ценностей, но и культуры других народов, предпочтение родовых ценностей  как главного фактора сохранения ядра культуры. В СССР же целые поколения отчуждались от этих ценностей, выселение целых народов. Они сознательно отчуждались обществом от своих культурных корней (языка, культуры, религии). Затем ошибки в национальной политике, основанные на идеи, что этнические различия должны быть стерты и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Но все это привило к сплочению не просто отдельных людей, а даже целых народов.  

Все существующие причины в бывшем СССР и на нынешнем постсоветском  пространстве можно свести к нескольким группам:

  1) социально-экономические - неравенство уровней жизни,  различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые - недостаточное,  с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;

3) этнодемографические - быстрое  изменение соотношения  численности  контактирующих народов вследствие  миграции и различий в уровне  естественного прироста населения;

4) экологические - ухудшение состояния  окружающей среды и природных  ресурсов в результате их загрязнения  либо истощения вследствие использования  представителями иной этнической  группы или государством, ассоциирующимся  с другим народом;

5) этнотерриториальные - несовпадение  государственных или  административных  границ с границами расселения  народов;

6) исторические - прошлые взаимоотношения  народов (войны,  былое отношение  господства - подчинения и т.д.);

7) конфессиональные - не только  из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения; 8) культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры7.

 

3. Способы урегулирования  этнических конфликтов

 

Технология урегулирования межэтнических конфликтов предполагает алгоритм деятельности в этом направлении. В ходе работы по разрешению конфликта  прежде всего должны быть проанализированы причины конфликта, его биография, стороны конфликта, позиции  отношения  сторон, конечное отношение к конфликту.

Прежде всего, следует  учитывать, что этнический конфликт легче погасить в самом начале, в зародыше, когда он не приобрел ещё широкомасштабный характер. Дело в том, что межэтнический конфликты, однажды вспыхнув, имеют тенденцию  к разрастанию. Если конфликт перешел  в длительную стадию, принял затяжной характер, то его разрешение становится трудным, иногда с необратимыми последствиями.

Одним из методов ослабления конфликта является дезинтеграция  сил, участвующих в конфликте, с  помощью системы мер, изолирующих  наиболее радикальные элементы или  группы, и поддержки сил, наиболее склонных к компромиссам, переговорам.

К эффективным средствам  торможения конфликтов относится использование  широкого спектра санкций – экономических, политических, дипломатических, военных  и др. Иногда необходимым становится вооруженное вмешательство. Чаще всего  это происходит, если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения  прав человека. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется санкция  международных организаций.

Применения правовых механизмов не всегда работают, потому что предполагает изменение всего законодательства полиэтнических государствах. Но в любом случае, в обществе, где привилегии распределяются не верно, например, между евреями и арбами в Израиле, то должны быть предприняты определенные усилия, которые внесут гармонизацию в межэтнические отношения. С психологической точки зрения необходимо разрушить барьер между группами, что обычно способствует изменению законов.

К сожалению, существует и  такой способ разрешения конфликта, как вооруженное противоборство, война. Прусский военный теоретик Клаузевиц  говорил, что “война есть продолжение  политики иными словами (именно: насильственными) средствами”.

В межэтнических конфликтах вооруженного характера важно добиться остановки военных действий и  перемирия сторон. Это дает возможность  остудить пыл противоборствующих сторон. И создать условия для переговоров. В результате этого меняется эмоциональный  фон конфликта, снижается накал  страстей, что позволяет расширить  действие прагматических подходов к  урегулированию конфликта. Этот метод  использован в карабахском, осетино-ингушском, грузино-абхазском и других межэтнических  конфликтов.

Некоторые условия и правила  существуют и в переговорном процессе. Для достижения успеха его следует  прагматизировать, для чего необходимо разделить предмет переговоров  на ряд последовательных задач. Обычно стороны идут на переговоры по первоочередным и неотложным вопросам, по поводу которых  и устанавливается перемирие: для  захоронения погибших, обменом пленных, возврата беженцев. Затем переходят  к актуальным бытовым, социальным, экономическим  вопросам. Политические вопросы, как  наиболее трудные, обсуждаются в  последнюю очередь. Если очевидно, что  в данный момент решить их невозможно, то используется тактика так называемых “отложенных решений”.

Переговоры должны проводиться  таким образом, чтобы каждая сторона  стремилась учитывать не столько  позиции друг друга, сколько взаимные интересы. Тогда можно будет найти  удовлетворенный результат не только для себя, но и для партнера. По рекомендациям конфликтологов, надо добиваться смены модели “выигрыш - проигрыш” на модель “выигрыш - выигрыш”. При этом важно каждую договоренность в переговорном процессе закреплять юридически.

Опыт показывает, что согласие сторон в переговорах редко достижимо  без участия посредников, которые, как правило, выполняют роль арбитража. Таковым может являться третейский суд, которые предполагает официальное  разбирательство: судебную или какую-нибудь иную юридически официальную процедуру. Конфликтующие стороны могут  обращаться в международные  организации (суд, арбитраж), которые также способствуют разрешению споров. Арбитраж опирается  на нормы конституции, условия прежних  договоренностей и нормы международного права. Также в переговорах могут  участвовать общественные силы по методу народной дипломатии.

Урегулирование конфликта  – это всегда сложный процесс, где требуется большое искусство. Особо сложным является разрешение этнотерриториальных конфликтов. Здесь  применим такой метод, как альтернатива. Его суть в применении нестандартного, неординарного выбора из предлагаемых вариантов решения. Например, “обмен территории на мир” или экономическая  территориальная уступка в обмен  на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. Этот механизм применялся в Боснии, в ходе палестино-израильских переговоров.

Все способы урегулирования конфликтов можно свести к трем вариантам:

1. Полная победа одной стороны над другой, т.е. разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. В этом случае у побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечи поражения, которые передаются новым поколениям, и конфликты могут консервироваться, переходя из открытого состояния в латентное. Через какое-то время такой конфликт может опять обостриться.

2. Существуют варианты разрешения актуализированного конфликта, когда налицо взаимное поражение конфликтующих сторон. Такой исход неизбежен при истощении сил обеих борющихся сторон при том, что ни одна из них не одержала победу над другой. В этом случае стороны вынуждены обращаться за помощью к третьей стороне, искать компромисс. При этом способе конфликт переходит практически в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Этот вариант разрешения конфликта также чреват высокой вероятностью последующей актуализации.

3. Возможен вариант разрешения конфликта с взаимным удовлетворением сторон в виде достижения соглашения по вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Подобный исход зависит от наличия у конфликтующих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. При этом вырабатываются механизмы их последующего сотрудничества для решения стоящих перед ними общих проблем. Нередко бывает так, что посредники или международные организации берут на себя роль гарантов выполнения достигнутых договоренностей. При этих вариантах конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время89.

Также стоит отметить важную роль в решении межэтнических  конфликтов четко сбалансированной этнополитики. Основными ориентирами  этнополитики принято считать следующие  задачи:

1. В политической и  государственно-правовой сфере:  создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений; достижения межнационального согласия; утверждения принципа равноправии граждан различных национальностей и вероисповеданий, взаимопонимание между ними; разработка мер раннего принуждения национальных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.

2. В социально-экономической  сфере: реализация экономических  интересов народа на основе  учета их традиционных форм  хозяйствования и опыта трудовой  деятельности; выравнивания уровня  социально-экономического развития  страны; осуществление специальных  программ занятости в трудоизбыточных  районах.

3. В духовной сфере:  формирование и распространение  идей духовного единства, дружбы  народов, межнационального согласия; сохранение исторического наследия  и дальнейшее развитие национальной  самобытности и традиций взаимодействия  славянских, тюркских, кавказских, фино-угорских, монгольских и других народов;  учет взаимосвязи национальных  обычаев, традиций и обрядов  с религией, поддержка усилий  религиозных организаций в миротворческой  деятельности.

Информация о работе Межэтническая напряженность как начальная стадия межэтнического конфликта