Менталитет. Национальные человеческие ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:22, реферат

Краткое описание

Здесь раскрывают понятие менталитета, национальные человеческие ценности и дают определения понятиям "менталитет", "ментальный" и "специалист"

Файлы: 1 файл

Вероника история.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему: «Менталитет. Национальные человеческие ценности»

По предмету: Обществознание

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила: студентка 166 группы

                                                         Каширина Вера

                                                         Проверила: Пигалева Н.В.

 

 

 

 

 

 

2013 год

МЕНТАЛИТЕТ — направленность и склад мышления личности, группы. Целостность, устойчивость способствуют консолидации общности людей. Разрушение привычного менталитета, трудности формирования нового менталитета являются одной из причин психологических кризисов, сопротивления социальным новациям, появления отклоняющегося повеления у представителей данной общности.

Ментальный — имеющий отношение к умственной сфере субъекта (в широком смысле), имеющий отношение к особенностям организации индивидуального умственного опыта (в узком смысле). Термин *менталитет* и *ментальность* часто употребляются как синонимы, однако было бы разумным их развести. Ментальность можно определить как универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Таким образом, свое конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов.

Существуют различные  трактовки политического менталитета: это и представления и убеждения, присущие определенной социальной общности; это и совокупность установок, которые предполагают активное восприятие окружающей действительности как на уровне отдельной социальной общности, так и ее субъектов; это и особого рода конструкт «коллективного бессознательного». Понятию «политический менталитет» близки такие понятия, как «картина политического мира» и «политическое сознание». «Картина политического мира» включает как знания теоретического характера, так и знания, вытекающие из повседневного опыта, а также ценностные ориентации политических субъектов. Политическое сознание — это не только научные теоретические знания, но и представления, возникшие в ходе осознания повсеневной жизни.

В обобщенном виде менталитет можно рассматривать как социально-политическую категорию, представляющую собой отражение социально-психологического состояния субъекта (этноса, социальной группы, человека), которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания указанного субъекта и проявляется в различных сферах деятельности. Складываясь, формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой трудно поддающуюся изменениям, устойчивую совокупность социально-психологических и духовно-нравственных качеств и черт, взятых в их органической целостности, определяющих все стороны жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов.

Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической  науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Специалисты — психологи в области менталитета и ментальности подчеркивают: «отражая специфику психологической жизни людей, менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, нормы и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, социальные установки и т. п., отличающие указанную общность от других. Отраженные сознанием взаимоотношения между явлениями действительности и оценкой этих явлений действительности достаточно полно зафиксированы в языке, который является в силу этого одним из объектов анализа при изучении менталитета. Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями и также как устойчивые особенности поведения индивида называются чертами его личности. 

Национальные  человеческие ценности. 
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. 
Национальная ценность, как часть культуры: 
Национальные ценности — это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии. 
Общие гражданские ценности: 
Честность — свойство человеческого характера выражать словами своё истинное отношение (мысли) к какому-либо предмету, другими словами — говорить правду. Проявление честности принято считать однозначно позитивным поступком только в том случае, когда у всех слушателей она вызывает положительные эмоции. В случаях же, когда нет единодушно-положительного восприятия слушателями, то отношение к проявлению честности может быть весьма двояким и неоднозначным.

Отраженные  сознанием взаимоотношения между  явлениями действительности и оценка этих явлений действительности достаточно полно зафиксированы в языке, который является в силу этого одним из объектов анализа при изучении М. Относясь к когнитивной сфере личности, М. наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь прежде всего в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями, и так же как устойчивые особенности поведения индивида называются чертами его личности. Типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, позволяет описать черты национального или общественного характера, складывающиеся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и схематизированном виде предстает как классовый или этнический стереотип. Исходя из этого, можно сделать вывод, что национальный характер, понимаемый как специфическое сочетание устойчивых личностных черт представителей конкретного этноса или как доминирующие в данном обществе ценности и установки, является, по существу, лишь частью М. как интегральной характеристики психологических особенностей людей, принадлежащих к изучаемой культуре.

Понятие менталитета.

1. Коэффициент  интеллектуальности (IQ) человека определяет  величину действительной части  информационного сопротивления  психики человека (то есть, эффективность  данной личности, как информационного усилителя).

2. Тип информационного  метаболизма (ТИМ) определяет  величину комплексной части информационного  сопротивления (то есть, каким  образом данная личность поворачивает  в аспектном пространстве вектор, обозначающий приходящую информацию).

3. Вместе эти параметры характеризуют особенности работы вычислительной системы, называемой "мозг": "тактовую частоту", приоритетную "входную информацию", приоритетную "выходную информацию", возможные ошибки и пр. Иными словами, это "hardware" психики: то, что для системы "человек" играет ту же роль, что аппаратное обеспечение в системе "компьютер".

4. Насколько  можно судить, ТИМ и уровень  интеллекта человека определяются  в момент его рождения (рассуждая  осторожнее, скажем: в течение первого  года жизни).

5. Фрейдовская структура (Ego, SuрerEgo, Id, набор комплексов - противоречий психики) формируется к 3 годам. Данная структура определяет скорость эволюции психики.

6. Однако, формирование  личности человека не заканчивается  к трем годам. Разумно предположить, что после того, как сформированы "аппаратные средства" и загружена "операционная система", под действием информации, приходящей к личности из внешнего мира, под давлением структурных противоречий психики начинает формироваться "программное обеспечение" - software психики.

7. Назовем  это программное обеспечение  МЕНТАЛИТЕТОМ психики.

8. Менталитет  включает в себя систему ценностей  данной личности и характерный  для нее набор целей (стратегических  и тактических, жизнесодержащих  и жизнеобеспечивающих).

9. Менталитет формируется в результате индукционного воздействия на человека внешнего мира. Основными факторами определяющими тип менталитета являются (в нисходящем порядке):

литература, прочитанная  в детстве и юности;

биологические факторы (уровень  физического и психического здоровья, детские болезни);

менталитет родителей;

воздействие со стороны  отдельных "сильных личностей";

теле- и кинофильмы, просмотренные  в детстве и юности;

средства массовой информации;

школа;

иные формы искусства (кроме литературы и кино).

10. Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает "конфликт целей". (См. например, Г. Каттнер "Механическое эго": " - Ты трогать моя подруга, - заревел питекантропоообразный мистер Мартин, теряя всякую связь с ХХ веком, - Я - убивать!")

11. Насколько можно судить, не существует функциональной  связи между ТИМом и менталитетом  человека. Существование корреляций  не удалось ни доказать, ни  опровергнуть. В дальнейшем мы  будем считать ТИМ и менталитет  независимыми.

12. Поскольку менталитет есть результат программирования человека обществом, его теоретически можно изменить. Следует, однако, учесть, что формирование менталитета продолжается около 12 лет (с 3 лет до 14 - 16). Следовательно, если учесть, что способность мозга к обучению падает примерно как _t, на смену ментальности понадобится около 100 лет. То есть, практически это невозможно, и для взрослого человека тип ментальности можно считать статической характеристикой.

13. Теория менталитетов, соционика и психоанализ разделены в функциональном пространстве. Соционика отвечает на вопрос об особенностях мышления личности безотносительно к предмету этого мышления. Психоанализ освещает источники психического развития. Модель менталитетов занимается сознательной (в отличие от психоанализа) деятельностью людей, их взаимодействием с большими социальными группами (в отличие от соционики, работающей, как правило, с парными взаимодействиями или микрогруппами), интересуется предметом мышления безотносительно к его форме, ценностными и идеологическими ориентациями.

14. Происхождение ментального  расслоения сознания связано,  по видимому, со стратификацией  европейской цивилизации.

 

 


Информация о работе Менталитет. Национальные человеческие ценности