Либерализм и консерватизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:24, реферат

Краткое описание

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической жизни общества. Для начала разберемся, что представляет собой идеология?

Оглавление

1.Введение
2.Либерализм
3.Консерватизм
4.Список используемой литера туры

Файлы: 1 файл

Либерализм и консерватизм - копия.docx

— 38.73 Кб (Скачать)

План

1.Введение

2.Либерализм

3.Консерватизм

4.Список используемой  литера туры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая идеология  является важным элементом общественного  сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической жизни общества. Для начала разберемся, что представляет собой идеология?

Создателями теории идеологии  являются немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. С точки  зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, идеология  представляет собой духовное образование, появившееся в результате социально-классовой  дифференциации общества. Она возникает  и развивается по мере того, как  на место однотипных первобытных  общин пришли социальные группы разного  типа, имеющие различные интересы и занимающие неодинаковое социальное положение. Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Поскольку в социально - структурированном обществе существуют различные социальные группы и классы, интересы которых не совпадают, постольку в нем постоянно происходит идеологическая борьба.

Одна из важных задач идеологической борьбы - особым интересам господствующих групп и классов придать форму  всеобщего интереса и тем самым  внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества. Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Все эти идеологические течения, несомненно связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур. Но ни одна из них в жестком виде, напрямую не может быть отнесена к той или иной партии или курсу правительства. Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм.

Либерализм был знаменем буржуазных революций, потрясших страны Европы в XVIII начале XIX века. Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями  идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик  Э. Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. де Бональд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Либерализм

Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма. Под либерализмом понимается система  взглядов, ориентированных на то, что  свобода каждого отдельного человека рассматривается как высший общественный идеал и фундаментальный принцип  политической организации. Этимологически слово "либерализм" происходит от латинского liberalis - свободный. Понятие "либерализм" вошло в политический словарь Европы в 30-40-е годы XIX века, но его идейно- теоретические корни уходят в эпоху Просвещения XVII - XVIII вв. Творцами "классического" либерализма первого этапа его исторического развития являются Дж. Локк и Ф. Вольтер, Д. Юмм, И. Кант, Ш.Л. Монтескье и Б. Франклин, Т. Джефферсон и А. Смит, И. Гете и Д. Дидро.

Базовые ценности "классического" либерализма включают в себя следующие  положения:

  • абсолютная ценность человеческой личности и естественное ("от рождения") равенство всех людей;
  • существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, справедливость;
  • создание государства на основе общего консенсуса с целью сохранить и защитить естественные права человека;

верховенство закона как  инструмента социального контроля и "свобода в законе" как  право и возможность "жить в  соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе <... > и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека" (Дж. Локк);

способность каждого индивида к восприятию доводов высших истин  разума, к духовному прогрессу  и моральному совершенствованию.

С момента возникновения  либерализм не был единым течением, но все его сторонники разделяли  две обязательные основополагающие установки. Первая из них заключается  в признании свободы личности наиболее значимой моральной и политической ценностью. Все остальные ценности рассматриваются либеральной доктриной  как средства достижения или поддержания  данной свободы. Другая установка - непоколебимая  вера либералов в прогресс, в способность  науки постепенно разрешить все  социальные проблемы. Основы либеральной экономической теории были разработаны в конце XVIII столетия А. Смитом. Ее основные положения гласят:

  • в экономической сфере каждый индивид, что совершенно нормально, руководствуется своими собственными интересами, каждый стремится к получению максимальной прибыли;
  • разные отрасли экономики связаны между собой рыночными отношениями, которые позволяют регулировать отношения спроса и предложения;
  • участвуя в экономической жизни общества, каждый человек, кроме удовлетворения собственных интересов, поневоле способствует реализации общих интересов, ибо они - не что иное, как "сумма интересов отдельных членов общества".

Стихийное регулирование  экономики А. Смит уподобляет "невидимой  руке" Провидения, благодаря которой  отдельные индивиды и социальные группы способствуют гармонизации экономической  жизни общества, считая при этом, что они удовлетворяют свои собственные  интересы.

Отстаивая права человека, идеологи либерализма не переставали  твердить о необходимости ограничения  функций государства, об их минимизации. Государственный контроль в либеральной  трактовке - неизбежное зло, без которого нельзя обойтись, но которое следует  ограничить областью внешней политики, а внутри страны защитой граждан от посягательства на их жизнь и имущество. Недопустимо, считали они, вмешательство государства в экономическую жизнь, в стихийный рыночный механизм. В экономике государство должно быть "ночным сторожем", обеспечивать порядок, охранять субъектов экономической жизни, но не более того. Признавая свободу личности наиболее значимой моральной и политической ценностью, либералы требовали защиты для частной жизни человека от вмешательства извне. Это требование относилось в первую очередь к государственным институтам: "свобода от..." трактовалась как требование, обращенное к государству, оставить человека в покое.

Возникновение либерализма  как социально-политического движения "третьего сословия" датируется концом XVIII - началом XIX столетия. Под его  знаменами объединялись в борьбе против абсолютизма и феодальных экономических и политических основ  старого порядка городские ремесленники и буржуазия. Вдохновленное успехами английского парламентаризма, опираясь на учение об общественном договоре и  разделении властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье), "третье сословие" настойчиво и  методично стремилось к расширению личных свобод, обеспечению гарантий частной собственности, установлению правового государства, представительной власти и парламентаризма. "Декларацией  о правах" (Англия, 1689), американской конституцией 1787 г. и завоеваниями французской  революции (конституция 1791 г) либерализм заложил политические традиции западной (а потом и мировой) демократии.

Процесс демократизации западного  общества протекал на фоне бурно развивающегося капитализма по промышленной революции. Эпоха "грюндерского", "манчестерского" капитализма с его неприкрытой хит ческой эксплуатацией наемного труда обнаружила глубокое противоречие в идейных установках либеральной теории: свобода и равенство не желали уживаться друг с другом, одна ценность противоречила другой.

На практике оказалось, что  общество "Laissez-faire", которое отстаивали либералы, общество безграничной конкуренции не только не привело к гармоничным отношениям между людьми, но и не дало обещанного развития экономики. Лозунг "равных возможностей", "индивидуальных свобод" преобразовался в право беспощадной эксплуатации миллионов наемных рабочих. Следствием этого стала глубокая социальная и имущественная дифференциация западного общества, что поставило под сомнение ценности либеральных идей в сознании народных масс.

Наибольшей остроты противоречия в западных странах достигли в 20-е  годы XX в., которые вошли в историю  как "эра великой депрессии". Экономические и социальные стрессы  этих лет требовали пересмотра теоретических  и политических принципов либеральной  доктрины. На смену "классическому либерализму" была разработана концепция "нового" или "социального" либерализма. В ее фундамент были положены идеи английского экономиста Д. Кейнса, который обосновал необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами. Лозунгом "нового либерализма" стало "государство всеобщего благоденствия" с его программой помощи наиболее незащищенным общественным прослойкам на основе активного вмешательств государства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование. Характерной особенностью "нового либерализма" стала активная социальная политика: доступное всем медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование, расширение системы социального обеспечения и т.д. В политической практике эта доктрина нашла воплощение в политике "нового курса" Ф. Рузвельта.

После Второй мировой войны  либерализм получил "второе дыхание" на пути реформирования европейского общества. Либеральные партии снова  стали реальной политической силой в Англии, США, Германии и Японии, а также в ряде других индустриально развитых государств.

Социальный либерализм с  его идеями государства "всеобщего  благоденствия" господствовал в  политической, экономической и духовной жизни западного общества до конца 70-х годов, когда кризисные явления, которые наблюдались в процессе реализации идей "социального либерализма", поставили перед идеологами либеральной  мысли сложное задание: разработку новых подходов к социальным, экономическим, политическим проблемам современного постиндустриального общества. Эту  фазу в развитии либерализма относят  к неолиберализму.

Экономическая платформа  неолибералов основана на соединении механизма свободного рынка с государственном контролем за экономической жизнью, при этом на смену запрещающим мерам государственного контроля должны прийти поощрительные. Неолибералы также требуют решительной децентрализации государственного регулирования, своего рода разделения функций между высшими и низшими органами государственной власти. Они также разрабатывают программы разгосударствления собственности, выступая за народную собственность. В их экономических доктринах разрабатывается идея "смешанной экономики", в которой должно найтись место не только частному и государственному секторам, но и новым формам групповой и коллективной собственности.

Как и ранее, неолиберализм  отстаивает максимальц0 возможную свободу личности, приоритет интересов и про человека и семьи перед социальными группами, классами или государством.

Идеология и политика либерализма  и ныне имеет много сторонников. Современное либеральное движение насчитывает около 110 партий, из них 60 объединены в Либеральный Интернационал, созданный в 1947 г.

Либерализм распространен  и в независимой Украине. В 1990 г. была создана либерально-демократическая  партия Украины, которая выступает  за создание правового государства  с его характерными чертами: частная  собственность как материальная основа свободы человека, свободное  предпринимательство, возрождение  национальной культуры.

 

Консерватизм

Как направление в западной политологии, философии, социологии консерватизм возникает как ответ на социальные изменения, которые раскачивали  мировой правопорядок с середины XVIII столетия в связи с крахом феодализма. Понятие "консерватизм" впервые было использовано французским  писателем Шатобрианом. История  консерватизма (собственно, как и  либерализма) начинается со времен Великой  Французской революции, которая  бросила вызов самим основам "старого  порядка", всем традиционным силам, всем формам господства Феодальной аристократии. Именно с того времени берут начало две классические формы консерватизма: первая, которая идет от французских  мыслителей Ж. де Местра и Л. Де Бонанда; вторая - от английского мыслителя Э. Берка.

Первая, служившая идеологией феодально-дворянской реакции в  европейских странах, по мере утверждения  капитализма постепенно утратила свои позиции. Другой же была суждена долгая жизнь. Ее отцом-основателем является Эдмунд Берк, чья книга "Размышления о революции во Франции" ознаменовала собой возникновение консерватизма как социального течения, направления политической мысли.

Основными чертами консерватизма  считают: сохранение древних моральных  традиций человечества, уважение к  мудрости предков, неприятие радикальных  изменений традиционных ценностей  и институтов, убежденность в том, что общество нельзя построить в соответствии с умозрительно разработанными схемами.

Наиболее авторитетные представители  консерватизма, которые стояли у  истоков этого направления (Берк, Шатобриан, де Местр, Токвиль и др.) считали, что человеческий разум ограничен в своих возможностях восприятия общества в его целостности и потому попытки радикально перестроить его могут иметь непредвиденные последствия. По мысли консерваторов, социальный процесс - это результат проб и ошибок, накопленный и передаваемый из поколения в поколение, опыт, который воплощается в общественных институтах и ценностях.

Информация о работе Либерализм и консерватизм