Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:59, реферат
Понятие «легитимность власти». Основные источники легитимности: население, правительство и внешнеполитические структуры. Типы легитимности. Кризис легитимности режима. Основные пути и средства выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности.
1. Введение…………………………………………………………………………....3
2. Понятие легитимности политической власти. …………………………………..4
3. Источники легитимности. …………………………………………………….…. 5
4. Типы легитимности. ………………………………….…………………...………6
5. Кризисы легитимности и способы их урегулирования..………………………. 7
6. Легитимность и делегитимация государственной власти в России……………8
7. Легитимность государственной власти в современной России……………….. 9
• Описание кризиса легитимности в современной России
• Особенности «Мифологического» российского политического сознания
8. Заключение………………………………….…………………………………….14
9. Список литературы………………………………….……………………………15
6. Легитимность
и делегитимация
Государственную власть можно
рассматривать как способ управления
общественными процессами с помощью общеобязательных
средств регламентации правил и норм социального
взаимодействия и поведения. Существует
две модели государственной власти: 1)
авторитарно-властного господства и 2)
авторитетно-властного полномочия. В первой
модели доминируют механизмы принуждения
и насилия, во второй — убеждения и влияния.
Государственная власть в выполнении
своих функций может основываться на силе
или легитимности. В первом случае «управляющие»
стремятся реализовать принятые решения
вопреки желанию «управляемых», во втором,
наоборот, — опираясь на их добровольное
согласие или даже солидарность. Государственная
власть не может долгое время опираться
на силу: «штыки хороши всем, кроме одного,
— на них нельзя сидеть» (Ш. Талейран).
Такая власть не может быть в длительной
перспективе социально-эффективной, ибо
«управляемые» внутренне не расположены
к реализации принятых властью решений.
Поэтому государственная власть, чтобы
быть успешной, должна быть, прежде всего,
легитимной Легитимность государственной
власти часто отождествляют с ее юридически-правовой
законностью. Однако это свидетельствует
не о легитимности, а о ее легальности.
Власть легитимна в том случае, если «управляемые»
признают за ней право управлять вообще,
и именно так, как это делается в данный
момент.
Легитимация государственной власти представляет
собой взаимообусловленный процесс, с
одной стороны, «самооправдания» и рационального
обоснования собственной власти со стороны
«управляющих», с другой — «оправдания»
и признания этой власти со стороны «управляемых».
Государственная власть, обладая символическим
капиталом, может формировать в нормативно-ценностном
пространстве общества такие конструкты
когнитивного и ценностного содержания,
усвоение которых изменяет внутренний
мир людей и задает определенные стереотипы
восприятия социальной действительности.
Государственная власть тем самым обеспечивает
в обществе необходимый уровень «логического
и морального конформизма» и создает легитимизирующие
структуры массового сознания.
Однако эти конструкты значимы
лишь для тех, кто предрасположен к их
восприятию, а эта предрасположенность
заключена не только в рефлексирующем
сознании, но и в культурных архетипах.
Поэтому в процессе легитимации происходит
непосредственное согласование между
внедренными извне ментальными структурами
и неосознаваемыми духовными «кодами»
жизнедеятельности людей.
Легитимность государственной власти
не может носить всеобщего характера,
поскольку в обществе всегда есть социальные
группы, которые негативно относятся к
ней и ее политике.
Кризис легитимности государственной
власти начинается тогда, когда происходит
резкое сокращение легитимирующего ее
бытие социокультурного пространства.
Это происходит тогда, когда нарушаются
когнитивные и ценностные механизмы «самооправдания»
государственной власти и ее «оправдания»
со стороны большинства «управляемых».
7. Легитимность
государственной власти в
В начале 90-х гг. перспектива
«стать собственником», в кратчайшие сроки
«повысить жизненный уровень», обрести
«долгожданную свободу и справедливость»
была настолько заманчивой, что выбранный
путь шоковой терапии большинством населения
воспринимался как неприятный, но необходимый
шаг. Легитимность государственной власти
и авторитет Президента Б Ельцина был
настолько высок, что ему Верховный Совет
Российской Федерации предоставил даже
дополнительные полномочия на время проведения
«болезненных» реформ. Согласно опросам
общественного мнения осенью 1991 г. около
половины россиян готовы были ради будущего
процветания страны и изобилия потребительских
товаров терпеть на начальном этапе преобразований
и рост цен, и безработицу, и «временное»
снижение уровня жизни. Лишь пятая часть
опрошенных была настроена решительно
против реформ правительства Е. Гайдара.
Однако по мере «размораживания» всех
цен и стремительного их роста, проведения
жесткой бюджетной и денежно-кредитной
политики и сворачивания социальных программ,
приватизации, «обвального» сокращения
производства, роста безработицы, резкого
падения жизненного уровня значительной
части населения легитимность государственной
власти падала, а в конце 1993 г. ее охватил
системный кризис.
Кризис легитимности государственной
власти в современной России вызван несколькими
факторами. В историко-культурном аспекте
нынешние реформаторы в определенной
степени повторяют опыт «вестернизаторов»
прошлого, (1) используя такую модель модернизации,
которая ориентируется на положительные
примеры других стран, без выяснения того,
какие ценностные ориентации, духовные
интенции жизнедеятельности людей скрываются
за их достижениями. К тему же (2) реформы
в России проводятся на основе нормативистского,
программно-целевого подхода в управлении,
слабо учитывающего социокультурные возможности
управляемой системы и (3) исходящего из
иллюзии о том, что «власть всесильна».
Такая государственно-управленческая
патология унаследована современной государственной
властью в России от СССР, где она сформировалась
на основе утвердившегося за годы советской
власти тотального политического отчуждения
человека. В связи с чем эволюция российского
общества в постперестроечный период
представляет собой «восьмерку» блужданий
между реформацией и реставрацией. Очередные
витки этой «восьмерки» представляют
собой области наложения и доминирования
циклов реформ, для которых характерно
движение по пути демократии и законности,
и контрреформ, связанных с восстановлением
в той или иной форме начал авторитаризма
и вседозволенности, мотивированной соображениями
практической целесообразности.
Первый такой виток российское общество
совершило в 1989— 1991 гг., когда под воздействием
демократических сил оно начало двигаться
по пути радикальной реформации, но уже
в первой половине 1991 г. стало «соскальзывать»
на орбиту социальной реставрации, завершившейся
распадом СССР.
Второй виток реформации начался в 1992
г., когда легитимная государственная
власть суверенной России, располагая
максимальным доверием населения, пустила
страну по пути «шоковой терапии», результаты
которой в социально-психологическом
плане противопоставили власть «демократов»
народу, дискредитировав идею «демократии»
в политическом менталитете россиян. Более
того, «демократическая» государственная
власть осенью 1993 г., расстреляв Белый
дом под предлогом политически-целесообразной
вседозволенности, сама подтолкнула эволюцию
российского общества на орбиту реставрационного
цикла.
С принятием Конституции Российской Федерации
и выборами в Государственную Думу (декабрь
1993 г.) начался третий виток «блужданий
между реформацией и реставрацией»: реформаторские
«потуги» первой половины 1994 г. плавно
завершились усилением авторитаристских
тенденций политической вседозволенности,
достигшей своего пика во время чеченского
кризиса зимой 1994/1995 гг. В начале 1996 т. рейтинг
Президента Российской Федерации, ассоциированный
в сознании россиян с выбранным политическим
и социально-экономическим курсом, достиг
критически низкой отметки, что свидетельствовало
о кризисе легитимности государственной
власти в стране.
Выбор социальных приоритетов экономического
развития, «заверения» в верности курсу
демократических реформ, кадровые перестановки
в верхних эшелонах государственной власти,
осуществленные в ходе предвыборной президентской
кампании 1996 г., и в значительной степени
антикоммунистический настрой значительной
части российского электората позволил
реформаторам совместно с центристами-государственниками
удержаться у власти, но будет ли это возвратом
на реформационную орбиту или эволюция
России будет продолжаться в реставрационном
цикле — покажет время. По крайней мере,
выздоровевший Президент и сформированный
им новый состав Правительства В. Черномырдина,
а с апреля 1998 г. обновленный состав правительства
С. В. Кириенко, свидетельствуют о намерениях
власти продолжать курс рыночных реформ.
С цивилизационной точки зрения кризис
легитимности государственной власти
в России вызван кризисом этатизма и патернализма,
как основных принципов нормативно-ценностного
порядка, сливающегося в российской цивилизации
с государственностью. Для этатистского
сознания, отождествляющего государственную
власть и авторитет, характерны две крайности
безудержный государственный пиетет,
преклонение, «обожествление» государственной
власти, которая соответствует социокультурному
идеалу, и беспощадная критика, готовность
на «бессмысленные» бунты, когда власть
перестает соответствовать наиболее значимым
ценностям, составляющим систему этого
идеала. Причем речь здесь идет не столько
о том, что государство в современной России
проводит «антинародную» политику и не
удовлетворяет интересов социальных «низов»,
а о том, что в этатистском сознании российское
государство утратило смысл и не реализует
более определенных социально признанных
ценностей.
В социальном плане кризис легитимности
политической власти в России обусловлен,
с одной стороны, скептицизмом и недовольством
значительной части населения деятельностью
государственной власти, а также политических
партий, представляющих конкретные группы
интересов; с другой стороны, слабостью
самой власти, ее неспособностью эффективно
решать актуальные проблемы современной
российской действительности. Сложилась
ситуация, описанная в теориях «государственной
перегрузки» (Бриттэн и Нордхауз), «узаконения
кризиса» (Хабермас).
Эти теории объясняют падение легитимности
политической власти двумя обстоятельствами:
во-первых, тем, что государственная власть
берет на себя гораздо больше обязательств,
чем способна выполнить; а во-вторых, тем,
что правительство и партии, особенно
в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо
больше обещаний, чем могут выполнить.
Безответственность правительства, партий,
политических лидеров ведет к разочарованию
и скептицизму в массовом сознании, а,
следовательно, и к утрате политической
властью легитимности.
Кризис легитимности государственной
власти в России связан также с нарушением
когнитивных механизмов ее легитимации.
В настоящее время резко обострилась ситуация
«псевдоморфоза» (разрушающего влияния
заимствованной культуры на культуру-реципиент),
что обусловлено трудностями творческого
освоения приобретаемого западного духовного
опыта. Ситуация «псевдоморфоза» оказывает
глубокое влияние на современную социально-политическую
лексику, в которой можно обнаружить три
отдельных семантических пласта, механически
соединенных друг с другом в единое понятийное
поле, но не составляющих непротиворечивого
понятийного континуума. Эти пласты соответствуют
разным культурным типам, воздействующим
на современную российскую культуру: архаический
— древнерусскому народному типу; традиционалистский
— православно-славянскому и общественно-социалистическому;
современный пласт — либерально-западному
типу культуры.
Происходит постоянное столкновение языческих,
православно-христианских и современных
западных политических идеалов (правды,
благодати и закона; лада, соборности и
консенсуса; воли, преображения и контроля
общества над государством). Взаимодействие
этих пластов происходит зачастую неосознанно,
что затрудняет функционирование понятийного
аппарата как целого в рамках не только
политической ментальности, но и его развития
в русле научной теоретико-методологической
рефлексии. Наблюдается мифологизация
одних понятий и придание сверхценностного
им значения, разрушение содержания и
фальсификация других понятий.
Сегодня и политику, и ученому, и простому
человеку приходится думать одновременно
на нескольких языках, смыслы слов в которых
часто отрицают друг друга. Ситуация усугубляется
еще и тем, что европейские политические
понятия в русском употреблении отличаются
«ложной ясностью», поверхностным их восприятием,
без осознания тех духовных интенций и
культурных традиций, которые скрываются
как за достижениями либеральной демократии,
так и ключевыми ее понятиями (гражданское
общество, правовое государство, свобода,
равенство, консенсус, толерантность и
т. д ).
Кризис легитимности политической власти
в современной России поэтому во многом
обусловлен дискретностью нормативно-ценностного
ее пространства, множественностью составляющих
его символических универсумов, в рамках
которых идет постоянная интерпретация
и переинтерпретация этой власти. Поэтому
легитимность любой государственной власти
в современной России может быть лишь
«частичной». Но степень этой легитимности
зависит от того, насколько реальная власть
коррелируется с образом власти в рамках
того или иного символического универсума.
Иными словами, государственная власть
в России, чтобы быть легитимной, должна
соответствовать в той или иной мере разным
культурным типам, представленным в трех
пластах семантического пространства:
архаическом, традиционалистском и современном.
В этом плане интерес представляет та
функция символического универсума, благодаря
которой упорядочивается история и политические
события связываются в единое целое, включающее
прошлое, настоящее и будущее. По отношению
к прошлому создается историческая «память»,
объединяющая всех тех, кто социализирован
в данной общности. По отношению к будущему
— общая смысловая система отсчета для
того, чтобы индивид мог планировать свои
действия.
Специальные исследования исторической
памяти россиян показывают, что единственным
периодом российской истории, вызывающим
у большинства из них чувство гордости
и эмоциональной сопричастности, является
царствование Петра I, которое в плане
оценки его деятельности многократно
превышает любую другую историческую
эпоху. При этом исследователи подчеркивают,
что отношение к Петру I и его эпохе, особую
«маркировку» этой эпохи в современном
массовом сознании нельзя выводить из
объективных реалий того времени. Перед
нами не объективное отражение и даже
не идеализация, а национальный исторический
миф, существующий относительно независимо
от самой истории и воплощающий в себе
сущностные черты русского национального
самосознания и культурного архетипа.
Поэтому структурно-семантический анализ
этого мифа имеет большую когнитивную
ценность, поскольку он позволяет понять,
что люди склонны принимать в политической
реальности, а что будут отвергать.
Власть в России может быть сильной, жестокой,
но она должна быть прежде всего «настоящей»
и «правильной». Стать такой она может
лишь в том случае, когда оказывается способной
предложить «семье-нации» некое «общее
дело» и стать источником социально значимых
ценностей и смыслов, задавая обществу
символическую матрицу единства и определенную
перспективу развития. Образ такой легитимной
власти в России и олицетворяет Петр I,
который не только задумал и осуществил
это «общее дело», открывшее перед Россией
совершенно новые горизонты, но и участвовал
в нем как бы «наравне со всеми». В общем
деле, исполняемом народом вместе с государственной
властью, русская культурная традиция
выделяет не столько факторы утилитарного,
сколько ценностного характера.
Структурно-семантический анализ петровского
мифа обнаруживает связь между его парадигмой
и реальным политическим поведением россиян
сегодня. Причем этот миф в наибольшей
степени коррелируется с различными культурными
типами и семантическими пластами восприятия
государственной власти. Это обусловлено
тем, что в русле российской формулы власти
россияне испытывают глубокую потребность
в появлении нового «отца-преобразователя»,
способного сплотить «семью-нацию», и
их сознание активно настроено именно
на этот образ. Этими элементами мифологизации
во многом объясняется политический триумф
А. Лебедя в ходе президентской избирательной
кампании 1996 г. и губернаторской 1998 г.,
свидетельствующий о том, что «демократические»
лидеры первой волны уже не вписываются
в оценочно-смысловые парадигмы российского
менталитета. Поскольку политическое
мышление россиян в высокой степени персонифицировано,
это, с одной стороны, существенно подрывает
уважение к самой идее демократии, а с
другой, — подспудно подталкивает их к
выбору такой государственной власти,
которая более соответствует специфике
России, олицетворяемой лидерами авторитарно-
Мифологическое российское политическое
сознание, безусловно, предрасположено
к режиму личной власти. Но вместе с тем
в качестве главной ценности и условия
деятельности государственной власти
россияне всех возрастов и социальных
групп выдвигают не снятие ограничений
с воли вождя, а, наоборот, подчинение всех
закону. Характерно: почти 90 % респондентов
считает, что страна может выйти из кризиса
лишь тогда, когда люди научатся уважать
законность и правопорядок. Как полагают
исследователи, мера жесткости политической
власти, на которую в целом согласно сегодня
население России, соответствует скорее
умеренно авторитарному правлению, чем
тоталитаризму. При этом авторитаризм
выступает, по существу, как альтернатива
тоталитарному перерождению власти и
общества, альтернатива, которая людям
кажется более реальной, чем укрепление
собственно демократических институтов.
О кризисе легитимности государственной
власти в современной России свидетельствует
потребность в нравственной политике.
В стране складывается ситуация, когда
в общественном мнении начинает преобладать
представление о том, что все трудности,
переживаемые страной, напрямую связаны
с нечестностью, обманом, коррупцией и
воровством на всех этажах социально-политической
иерархии. На волне массового нравственного
негодования рождается мысль, что стоит
положить конец разворовыванию страны
и грабежу народа, как все наладится и
все проблемы разрешатся сами собой.
В современной России существует целый
ряд обстоятельств, побуждающих
людей рассматривать
Во-первых,
это крайне неудовлетворительное положение
значительной части населения, вызывающее
дискомфорт, раздражение и озлобленность.
Во-вторых,
уверенность в том, что политическая власть
утратила способность что-либо изменить
«сверху», и убежденность общества в собственной
«праведности», в том, что само оно никоим
образом неповинно в «бедах» и «неурядицах»
в стране.
В-третьих,
наличие в обществе демагогических политических
сил и деятелей, суровых обличителей безнравственности
«власть придержащих» и страстных «проповедников»
честности в политики.
В-четвертых,
перманентное появление в структуре государственной
власти «козлов отпущения», легко «подставляемых»
самой властью, на которых возлагается
ответственность за все тяготы народной
жизни.
Значительная часть населения в нашей
стране начинает поворачиваться к идее
«честности» власти как единственно возможному
средству «выправить» жизнь и навести
в стране «порядок». Суждения о современных
реалиях упрощаются, оценки действительности
ужесточаются Фанатичная «захваченность»
общества идеей честной политики, превращающая
остальные, не менее важные качества ее
(цели, средства, результаты) во второстепенные,
— свидетельство кризиса легитимности
государственной власти
Кризис легитимности политической власти
в современной России обусловлен также
тем, что, участвуя в формировании символических
универсумов, сама власть располагает
ограниченными возможностями использования
тех или иных факторов легитимации.
Российская государственность не располагает
вразумительной национально-государственной
идеей, мифы либеральной экономики и демократии
не могут стать ее основанием, поскольку
отторгаются и современной ментальностью
значительной части населения, и культурными
архетипами подавляющего его большинства
Современная государственная
власть в России не может задействовать
такой наиболее существенный из факторов
легитимации, как время, в течение
которого люди привыкают к определенному
типу власти, к традиционным ритуалам
и атрибутике. Не может опереться
современная власть и на такой
фактор легитимации, как успех, ибо
большинством россиян ее деятельность
не признается социально эффективной.
8. Заключение
Таким образом, легитимность
государственной власти в России
обусловливалась, с одной стороны,
символическим капиталом
Легитимность государственной власти
во многом зависела от того, насколько
эта власть и ее деятельность соответствовали
«образу» идеальной власти, сформированному
в контексте культурных архетипов «безмолвствующего»
большинства и актуализированному в его
ментальности на том или ином этапе развития
российского общества.
Большую роль в легитимации государственной
власти играла рациональная интерпретация
на уровне ментальности результатов ее
деятельности, степени соответствия их
ожиданиям различных социальных групп
и общества в целом.
Кризис легитимности государственной
власти выражался в первую очередь в том,
что государственная власть утрачивала
национально-государственную идею, переставала
соответствовать «образу» власти и оказывалась
социально неэффективной.
9. Список литературы