Легетимность политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Легитимность – это одно из специфических свойств политической власти. Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление. Слово легитимность происходит от латинского legalis – законность(легальность), но легитимность и законность это не одно и тоже, потому что политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но она всегда нуждается в поддержке части населения страны. Понятие легитимности выражает опору и поддержку власти субъектами политики.

Оглавление

1.Понятие легитимности политической власти 2.
2.Типы легитимности 3.
Заключение 9.
Список используемой литературы 10.

Файлы: 1 файл

Легитимность политической власти.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

 

                                                      Содержание:

 

1.Понятие легитимности политической власти                                                2.

2.Типы легитимности                                                                                          3.      

Заключение                                                                                                           9.

Список используемой литературы                                                                    10.                               
                           1. Понятие легитимности политической власти.

      Легитимность – это одно из специфических свойств  политической власти. Политическая легитимность  - это общественное признание власти и ее права на управление. Слово легитимность происходит от латинского legalis – законность(легальность), но легитимность и законность это не одно и тоже, потому что политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но она всегда нуждается в поддержке части населения страны. Понятие легитимности выражает опору и поддержку власти субъектами политики.

       В качестве основных источников легитимности политологи выделяют три субъекта: население, правительство и внешнеполитические институты.

  Первостепенное значение для утверждения легитимности политической власти имеет поддержка ее со стороны широких слоев населения. Именно эта поддержка обеспечивает устойчивость и стабильность власти. В этой поддержке находят выражение политические и гражданские традиции, принимаемые обществом ценности и идеологии, организация государства и общества. Из этого следует, что опираясь на поддержку населения, власть может использовать насилие для утверждения порядка в обществе, как последнее средство политического господства.

        Легитимность может утверждаться и действиями самого государства (правительства) и политическими структурами, например политическими партиями, побуждающими массовое сознание воспринимать положительные оценки деятельности правящего режима. Для формирования такой легитимности огромное значение приобретают коммуникативные и институциональные ресурсы государства. И тогда по сути дела легитимность становиться тождественной легальности.

    Также легитимность может формироваться усилиями внешних политических центров – разного рода международными организациями и дружественными странами. Такого рода поддержка нередко проявляется в период избирательной кампании руководителей государств.

      Легитимность сочетается с противоположным ей процессом – делегитимацией – утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Процесс делигитимации является результатом целого ряда факторов:

- противоречия между универсальными  ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами  властвующей элиты;

- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой, что проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;

- отсутствие в политической  системе механизмов по защите  интересов народных масс;

- рост бюрократизации  и коррумпированности;

- национализм, этнический  сепаратизм в многонациональных  государствах, проявляющийся в отвержении  федеральной власти;

- потеря веры правящей  элиты в правомерность своей  власти; возникновение внутри ее  острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

 

                                              2.Типы легитимности.

  В политической науке считаются классическими типы легитимности (традиционная, харизматическая и легально-рациональная), предложенные выдающимся немецким политологом и социологом - Максом Вебером(1864-1920). Вебер предположил «идеальную» типологию господства, основанного на легитимности, на основе учета мотиваций управляемых подчиняться тем, кто правит. По Веберу господство неотделимо от легитимности, т. е. от убеждения индивидов в легитимном характере господства и в способности правящих кругов управлять публичными процессами и обеспечивать публичный порядок для осуществления публичной политики. Господство (по Веберу) - это возможность для политического руководителя добиться подчинения тех, кто должен подчиняться.

  Традиционная легитимность основывается на вере в священный характер традиций и обычаев, существующих в обществе, а также на вере в легитимность тех, кто призван осуществлять власть на основе этих традиций.

М. Вебер выделяет несколько вариантов этого типа господства:

- традиционный  руководитель концентрирует в своих руках всю полноту власти ; Вебер называет это «султанизмом»;

-  традиционный  руководитель разделяет свою  власть с другими авторитетами, которые также обладают определенной легитимностью; по Веберу это «геронтократия» или «патриархат»;

- традиционный  руководитель опирается в своей  деятельности на персональную  администрацию, выполняющую его  приказы; этот вариант Вебер  определил как «патримониализм».

  Согластно  Веберу, «патримониализм» представляет  наиболее типичную форму традиционной  легитимности. Она характерна для  многих режимов монархического  типа, вне зависимости от того, идет ли речь о средних веках  или о современности.

  Традиционное политическое господство по мере исторического развития получает и этатическое выражение. Это означает, что наряду с обычаями и традициями действуют политические институты.

В современных условиях традиционная легитимность повсеместно отступает. В быстро изменяющемся мире возрастает роль и значение феномена обновления, в том числе и в вопросе политического управления. Но это не означает того, что традиционная легитимность утратила свою эффективность. Длительная привычка к оправданию традиционной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость.

Харизматическая легитимность основана на безусловном подчинении  экстраординарной личности и появляется в исключительных исторических условиях. Она предполагает веру людей в особенные, сверхъестественные качества вождя, лидера. Понятие «харизма»(с греческого милость, божий дар) заимствовано из античной христианской терминологии, обозначает исключительный авторитет, которым пользуются некоторые индивиды внутри ограниченных сообществ. В теологической традиции авторитет исходит от Бога, в светской традиции от самого индивида и от его способности утверждения политических отношений на основе обольщения. Такой авторитет имеет две особенности: он настолько высок, что способен вовлечь людей в действия, к осуществлению которых их ничто не побуждает; он не зависит ни от ранее существовавших условий, ни от воли других людей.

  Рассматривая харизму  как экстраординарную способность  индивида, Вебер полагал, что харизма  не приобретается, а даруется природой, Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит экстрасенсорные способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики и конечно основатели мировых религий – Иисус Христос, Будда, Магомет.

  Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция, а эмоционально окрашенная вера в его харизматичность. Эта вера чаще всего возникает в период радикальных перемен, когда рушатся старые, привычные для людей социальные порядки и идеалы. В такой период люди утрачивают возможность опираться на привычные ранее нормы и ценности. Признание законности власти харизматического лидера происходит на волне его популярности и на «свободном» признании населением харизмы этого лидера. Кроме того значительная часть населения образует с харизмой лидера некое «эмоциональное сообщество» по исполнению его призывов и осуществления его исторического предназначения.

Для харизматического типа легитимного господства характерны следующие черты:

- исключительная  разновидность, которая меняет  привычное течение реализации  политического авторитета;

- отношения  между политическим руководителем  харизматического типа и народом  – отношения добровольного подчинения;

- окружение  харизматического руководителя  не обладает никаким статусом  и являет собой некую форму личного отряда лидера;

- нацеленность на разрушение старого порядка и утверждение нового порядка.

 Легально-рациональная легитимность (демократическая) основывается на вере в справедливость тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. А также на вере в легальность и рациональность документов и решений, принимаемых политическими авторитетами, представителями центральной власти. В основе этого типа господства лежит целенаправленное действие, типичной фигурой этого действия является чиновник, который в своей деятельности руководствуется строгими (легальными)  правилами и подчиняется им.

Легально-рациональный тип легитимного господства имеет  нормативную основу. Люди здесь подчиняются  строгим правилам, законам, процедурам и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. Ключевой институт легально-рационального господства – бюро, при помощи которого осуществляется руководство обществом. Поэтому этот тип господства называют бюрократическим. Бюрократическую администрацию отличает(по Веберу), то что господство в ней осуществляется как функция знания. А это значит, что процесс  властвования здесь является специфически рациональным и строится на рациональных ценностях.

  Современная  бюрократия – это бюрократия  компетентных чиновников. В демократических странах аппарат государственного управления состоит из специально подготовленных чиновников, которые в своей деятельности руководствуются строго формальными и рациональными правилами. Именно рациональные правила определяют нормы и границы осуществления власти. Совокупности этих абстрактных правил подчиняются все, включая политическое руководство государства. Таким образом в основе легально-рационального господства лежит формально-правовое начало.

Для легально-рационального типа легитимного господства характерны следующие особенности:

- индивиды в  меньшей степени подчиняются  личностям или организациям сторонников,  чем обезличенным и общим правилам, на основе которых организуется  общественная жизнь, включая и  вопросы назначения на властные  должности;

- никто: ни  индивид, ни представитель власти  – не может не подчиниться  этим правилам. При этом юридические  предписания играют главенствующую  роль;

- легально-рациональная  власть нуждается в сильной,  разветвленной, рациональной администрации,  способной реализовать цели господства.

Большинство современных  демократий имеют в своей основе легально-рациональный тип господства.

  Рассмотренные  выше классические типы легитимного  господства в чистом виде не  существуют. На практике легитимность  основывается на определенной комбинации различных черт и качеств, присущих всем трем «идеальным» типам.

Помимо классических типов легитимного господства выделенных М. Вебером, в современной политической науке выделяют технократическую легитимность и идеологическую легитимность.

  Идеология технократической легитимности берет свое начало в первые десятилетия девятнадцатого века. Одним из основоположников идеологии технократического государства является Сен-Симон(1760-1825). Сен-Симон выдвинул идею «промышленного» (технократического) общества. Согласно Сен-Симону лучшие физики, химики, физиологи, банкиры, торговцы, сельскохозяйственные и промышленные производители должны находиться во главе нации, представляя собой подлинную власть в государстве. Реальные же политики, по Сен-Симону, - это лишь видимость власти.

  Далее теория  «технократии» была развита американским  социологом Торстейном Вебленом (1857-1929). Технократическая теория  Веблена предполагала заменить  политику частного интереса, на  научное администрирование, на технологический прогресс принятия решений с четкой организацией всех структур со строгими научными процедурами в интересах развития техники. Кратчайший путь к всеобщему благоденствию (по Веблену) – это путь подавления природы как отдельного человека, так и всего общества. Эти ценности технократии (очень схожие с тоталитаризмом) постепенно вошли в реальную политику.

  Далее Д. Берхем сформулировал идею «революции менеджеров» - он противопоставил демократическую легитимность с ее словесной театральностью технократической - легитимности технических специалистов высшего звена, которые заставляют власти принимать вполне определенные решения. Не находясь на политической «сцене», они играют решающую роль в определении политики, оставляя профессиональным политикам возможность произносить речи.

  В шестидесятые годы двадцатого века идея технократии как передовой силы общества стала предметом анализа американского ученого Д. Гэлбрейта, утверждавшего примат технократической рациональности в обществе. Она получила свое выражение в «техноструктуре» как современном выражении властвующей элиты. Именно ее действия, по Гэлбрейту, определяют политическое поведение профессиональных политиков.

  У идеи технократической легитимности безусловно есть право на существование. Но обстановка секретности, часто корыстная заинтересованность технократов в решении тех или иных вопросов, отсутствие демократического контроля за деятельностью чиновников – эти и другие аспекты ставят пределы технократической легитимности. А при массовой политизации общества влияние технократов резко снижается.

Информация о работе Легетимность политической власти