Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа
Легитимность – это одно из специфических свойств политической власти. Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление. Слово легитимность происходит от латинского legalis – законность(легальность), но легитимность и законность это не одно и тоже, потому что политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но она всегда нуждается в поддержке части населения страны. Понятие легитимности выражает опору и поддержку власти субъектами политики.
1.Понятие легитимности политической власти 2.
2.Типы легитимности 3.
Заключение 9.
Список используемой литературы 10.
1.Понятие легитимности политической
власти
2.Типы легитимности
Заключение
Список используемой литературы
1. Понятие легитимности
политической власти.
Легитимность – это одно из специфических свойств политической власти. Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление. Слово легитимность происходит от латинского legalis – законность(легальность), но легитимность и законность это не одно и тоже, потому что политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но она всегда нуждается в поддержке части населения страны. Понятие легитимности выражает опору и поддержку власти субъектами политики.
В качестве основных источников легитимности политологи выделяют три субъекта: население, правительство и внешнеполитические институты.
Первостепенное значение для утверждения легитимности политической власти имеет поддержка ее со стороны широких слоев населения. Именно эта поддержка обеспечивает устойчивость и стабильность власти. В этой поддержке находят выражение политические и гражданские традиции, принимаемые обществом ценности и идеологии, организация государства и общества. Из этого следует, что опираясь на поддержку населения, власть может использовать насилие для утверждения порядка в обществе, как последнее средство политического господства.
Легитимность может утверждаться и действиями самого государства (правительства) и политическими структурами, например политическими партиями, побуждающими массовое сознание воспринимать положительные оценки деятельности правящего режима. Для формирования такой легитимности огромное значение приобретают коммуникативные и институциональные ресурсы государства. И тогда по сути дела легитимность становиться тождественной легальности.
Также легитимность может формироваться усилиями внешних политических центров – разного рода международными организациями и дружественными странами. Такого рода поддержка нередко проявляется в период избирательной кампании руководителей государств.
Легитимность сочетается с противоположным ей процессом – делегитимацией – утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Процесс делигитимации является результатом целого ряда факторов:
- противоречия между
- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой, что проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;
- отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
- рост бюрократизации и коррумпированности;
- национализм, этнический
сепаратизм в
- потеря веры правящей
элиты в правомерность своей
власти; возникновение внутри ее
острых социальных
В политической науке считаются классическими типы легитимности (традиционная, харизматическая и легально-рациональная), предложенные выдающимся немецким политологом и социологом - Максом Вебером(1864-1920). Вебер предположил «идеальную» типологию господства, основанного на легитимности, на основе учета мотиваций управляемых подчиняться тем, кто правит. По Веберу господство неотделимо от легитимности, т. е. от убеждения индивидов в легитимном характере господства и в способности правящих кругов управлять публичными процессами и обеспечивать публичный порядок для осуществления публичной политики. Господство (по Веберу) - это возможность для политического руководителя добиться подчинения тех, кто должен подчиняться.
Традиционная легитимность основывается на вере в священный характер традиций и обычаев, существующих в обществе, а также на вере в легитимность тех, кто призван осуществлять власть на основе этих традиций.
М. Вебер выделяет несколько вариантов этого типа господства:
- традиционный руководитель концентрирует в своих руках всю полноту власти ; Вебер называет это «султанизмом»;
- традиционный руководитель разделяет свою власть с другими авторитетами, которые также обладают определенной легитимностью; по Веберу это «геронтократия» или «патриархат»;
- традиционный
руководитель опирается в
Согластно
Веберу, «патримониализм» представляет
наиболее типичную форму
Традиционное политическое господство по мере исторического развития получает и этатическое выражение. Это означает, что наряду с обычаями и традициями действуют политические институты.
В современных условиях традиционная легитимность повсеместно отступает. В быстро изменяющемся мире возрастает роль и значение феномена обновления, в том числе и в вопросе политического управления. Но это не означает того, что традиционная легитимность утратила свою эффективность. Длительная привычка к оправданию традиционной формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость.
Харизматическая легитимность основана на безусловном подчинении экстраординарной личности и появляется в исключительных исторических условиях. Она предполагает веру людей в особенные, сверхъестественные качества вождя, лидера. Понятие «харизма»(с греческого милость, божий дар) заимствовано из античной христианской терминологии, обозначает исключительный авторитет, которым пользуются некоторые индивиды внутри ограниченных сообществ. В теологической традиции авторитет исходит от Бога, в светской традиции от самого индивида и от его способности утверждения политических отношений на основе обольщения. Такой авторитет имеет две особенности: он настолько высок, что способен вовлечь людей в действия, к осуществлению которых их ничто не побуждает; он не зависит ни от ранее существовавших условий, ни от воли других людей.
Рассматривая харизму
как экстраординарную
Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция, а эмоционально окрашенная вера в его харизматичность. Эта вера чаще всего возникает в период радикальных перемен, когда рушатся старые, привычные для людей социальные порядки и идеалы. В такой период люди утрачивают возможность опираться на привычные ранее нормы и ценности. Признание законности власти харизматического лидера происходит на волне его популярности и на «свободном» признании населением харизмы этого лидера. Кроме того значительная часть населения образует с харизмой лидера некое «эмоциональное сообщество» по исполнению его призывов и осуществления его исторического предназначения.
Для харизматического типа легитимного господства характерны следующие черты:
- исключительная разновидность, которая меняет привычное течение реализации политического авторитета;
- отношения
между политическим
- окружение харизматического руководителя не обладает никаким статусом и являет собой некую форму личного отряда лидера;
- нацеленность на разрушение старого порядка и утверждение нового порядка.
Легально-рациональная легитимность (демократическая) основывается на вере в справедливость тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. А также на вере в легальность и рациональность документов и решений, принимаемых политическими авторитетами, представителями центральной власти. В основе этого типа господства лежит целенаправленное действие, типичной фигурой этого действия является чиновник, который в своей деятельности руководствуется строгими (легальными) правилами и подчиняется им.
Легально-рациональный тип легитимного господства имеет нормативную основу. Люди здесь подчиняются строгим правилам, законам, процедурам и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. Ключевой институт легально-рационального господства – бюро, при помощи которого осуществляется руководство обществом. Поэтому этот тип господства называют бюрократическим. Бюрократическую администрацию отличает(по Веберу), то что господство в ней осуществляется как функция знания. А это значит, что процесс властвования здесь является специфически рациональным и строится на рациональных ценностях.
Современная бюрократия – это бюрократия компетентных чиновников. В демократических странах аппарат государственного управления состоит из специально подготовленных чиновников, которые в своей деятельности руководствуются строго формальными и рациональными правилами. Именно рациональные правила определяют нормы и границы осуществления власти. Совокупности этих абстрактных правил подчиняются все, включая политическое руководство государства. Таким образом в основе легально-рационального господства лежит формально-правовое начало.
Для легально-рационального типа легитимного господства характерны следующие особенности:
- индивиды в
меньшей степени подчиняются
личностям или организациям
- никто: ни
индивид, ни представитель
- легально-рациональная
власть нуждается в сильной,
разветвленной, рациональной
Большинство современных демократий имеют в своей основе легально-рациональный тип господства.
Рассмотренные
выше классические типы
Помимо классических типов легитимного господства выделенных М. Вебером, в современной политической науке выделяют технократическую легитимность и идеологическую легитимность.
Идеология технократической легитимности берет свое начало в первые десятилетия девятнадцатого века. Одним из основоположников идеологии технократического государства является Сен-Симон(1760-1825). Сен-Симон выдвинул идею «промышленного» (технократического) общества. Согласно Сен-Симону лучшие физики, химики, физиологи, банкиры, торговцы, сельскохозяйственные и промышленные производители должны находиться во главе нации, представляя собой подлинную власть в государстве. Реальные же политики, по Сен-Симону, - это лишь видимость власти.
Далее теория
«технократии» была развита
Далее Д. Берхем сформулировал идею «революции менеджеров» - он противопоставил демократическую легитимность с ее словесной театральностью технократической - легитимности технических специалистов высшего звена, которые заставляют власти принимать вполне определенные решения. Не находясь на политической «сцене», они играют решающую роль в определении политики, оставляя профессиональным политикам возможность произносить речи.
В шестидесятые годы двадцатого века идея технократии как передовой силы общества стала предметом анализа американского ученого Д. Гэлбрейта, утверждавшего примат технократической рациональности в обществе. Она получила свое выражение в «техноструктуре» как современном выражении властвующей элиты. Именно ее действия, по Гэлбрейту, определяют политическое поведение профессиональных политиков.
У идеи технократической легитимности безусловно есть право на существование. Но обстановка секретности, часто корыстная заинтересованность технократов в решении тех или иных вопросов, отсутствие демократического контроля за деятельностью чиновников – эти и другие аспекты ставят пределы технократической легитимности. А при массовой политизации общества влияние технократов резко снижается.