Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:04, доклад
Культурную безопасность можно считать частью информационной безопасности. Не стоит путать данный термин с «Культурой безопасности» или «безопасностью культуры». Она является главным приоритетом любого государства в области культуры. Чем это объясняется?
Культурная безопасность
Культурную безопасность можно считать частью информационной безопасности. Не стоит путать данный термин с «Культурой безопасности» или «безопасностью культуры». Она является главным приоритетом любого государства в области культуры. Чем это объясняется?
Мы живем в XXI веке, веке информации. Постиндустриальное общество, в развитых странах, принято называть информационным. Наша страна продолжает следовать своим курсом на информационное общество, и, сейчас, фраза «Кто владеет информацией, то владеет всем» - актуальна как никогда. Информация поджидает человека везде, и знания получает он хаотично, случайно.
Сегодня, в век информационных ресурсов и технологий, не секрет, что слово, (а чаще все-таки шокирующие цветные картинки) как одна из форм информации, приобрело свойства мощного средства, с помощью которого, влияя на сознание и психику, можно положительно или отрицательно воздействовать на состояние и здоровье людей. Это является обратной стороной господства информации. Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Мало кто представляет современную жизнь без интернета, телевидения. Сегодня большое влияние на индивидуальную культуру человека оказывают СМИ, в руках которых находятся колоссальные рычаги воздействия на людей. Индивидуальная культура сегодняшней, а возможно и завтрашней молодежи, в руках социальных сетей. В их силах пересмотреть историю России ее роль и место в мировой истории, а также пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость. Это все усиливает негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры.
Культурная безопасность рассматривается как «состояние защищенности личности, общества, государства и его территорий от внутренних и внешних угроз в вопросах культурного развития, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Это и защита культуры от угроз и одновременно создание условий для ее гармоничного развития.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:
В 90-е годы, на фоне трансформации ценностных ориентаций молодежи, в Россию хлынул мощный поток западных (в том числе информационных) продуктов. Это осуществлялось в условиях, когда люди были не подготовлены к такому огромному потоку информации и не знали, как с ним управляться. Произошла подмена ценностей, начинают закладываться новые ценности и жизненные цели, не характерные для всей предыдущей культуры. Ввиду резкого перехода от одной системы «измерения» ценностей и идеалов, государство потеряло контроль над сознанием граждан, и как видится, старается всё же не потерять тот «стержень», ту «тонкую ниточку» взаимосвязи. Это выражается в поиске национальной идеи, но ни одна из многих предложенных идей так и не получила практического применения. Необходимо поддерживать международный имидж России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой.
Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров, развитие производства отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов.
Следует отметить, что далеко не все исследователи признают его функциональную необходимость. Так многие известные отечественные культурологи считают, что культурная безопасность «не укрепляет и не способствует укреплению прав и достоинств человека…».В данном случае поднимается извечная проблема традиций и инноваций в культуре. Исследователи вполне справедливо восстают против жесткого отрицания массовой культуры и попыток законсервировать национальную культуру на уровне лучших образцов прошлого. Для них самая главная опасность – это встать на позицию сохранения культурной безопасности, понимаемой ими как заслон для любых инноваций. По их мнению «обеспечить «безопасность культуры», это значит закрыть границы и остановить развитие, сделать так, чтобы все было, как уже было очень давно.
Культура сама по себе консервативна, и она сама себя спасет. Но если мы не будем думать о развитии, то мы зациклимся. А любая система, ориентированная только на самосохранение, обречена».