Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:44, реферат
В истории Германии практически не было периода ярко выраженного централизма. Раздробленность Священной Римской империи германской нации, которая политически скорее препятствовала, чем способствовала формированию национального государства, привела к беспрецедентной региональной и культурной децентрализации. Первым германским федеральным государством был Северогерманский союз, возникший в 1867 году.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра
политологии и политического
управления
Реферат
на тему: «Кооперативный федерализм
в ФРГ и его влияние на институты Европейского
Союза»
Выполнил студент
3 курса бакалавриата
конфликтологии
Юсупов
А. М.
Краснодар 2011
1. Понятие федерализма и его история в Германии
В
истории Германии практически не
было периода ярко выраженного централизма.
Раздробленность Священной Римской империи
германской нации, которая политически
скорее препятствовала, чем способствовала
формированию национального государства,
привела к беспрецедентной региональной
и культурной децентрализации. Первым
германским федеральным государством
был Северогерманский союз, возникший
в 1867 году. Первым формальным федеральным
государством стала Германская империя,
образованная в 1871 году. Ее отличали сильные
династические компоненты, гипертрофированный
перевес Пруссии, на которую приходилось
почти две трети населения и территории,
и финансовая система, превращавшая империю
в «нахлебника», ибо главным источником
общеимперских расходов были матрикулярные
взносы (денежные отчисления) земель. Когда
Бисмарк создавал конституционную конструкцию
рейха, он хотел избежать централизма,
искал компромисс между монархическим
суверенитетом и народным. И нашел, объединив
федеральный принцип с гегемонистским:
рейхстаг избирался народом, а бундесрат
выражал княжеский суверенитет, земельная
палата назначала канцлера. В 1945 году победители
пытались навязать немцам свои модели.
СССР предлагал образовать единое централистское
государство, Англия - единое, но децентрализованное,
Франция добивалась децентрализации власти
в Германии любым путем, США рекомендовали
федерацию под своей опекой. Западные
земли все же скроили по моделям союзников.
В ГДР деление на земли отменили совсем.
Державы-победительницы взяли на себя
всю полноту власти внутри страны и во
внешних отношениях. Германия была разделена
на четыре зоны оккупации, большой Берлин
получил статус города, управляемого четырьмя
великими державами, часть Восточной Пруссии
была передана под управление Советского
Союза, остальные области к востоку от
Одера и Нейсе перешли под управление
Польши, а «Саарская область» была присоединена
к французскому экономическому, таможенному
и валютному пространству. Создание современного
германского федерализма было в значительной
мере результатом политики западных оккупационных
держав, которые таким путем хотели ослабить
возможность возрождения централизованного
милитаристского германского государства.
ФРГ - это конституционная федерация, учрежденная
на основе конституции 1949 г. Каких-либо
федеративных договоров между федерацией
и землями в Германии не существует (упомянутый
выше договор об объединении ФРГ и ГДР
- это акт иного рода). Систему отношений
федерации и земель, а также земель между
собой обычно характеризуют как кооперативный
федерализм, поскольку существует законодательно
оформленное их сотрудничество между
собой. После объединения двух германских
государств в состав ФРГ входит 16 земель,
являющихся ее субъектами, в том числе
три города - Берлин, Гамбург и Бремен.
Между землями существуют различия в уровне
экономического развития, в исторических
традициях, размерах территории, численности
населения. Крупнейшая по территории земля
Бавария в 174 раза больше самой малой земли
Бремен, а наиболее населенная земля Северный
Рейн - Вестфалия в 26 раз превосходит тот
же Бремен. Различаются и диалекты земель,
но не языковый фактор стал основанием
их обособления, так как все это немецкий
язык. ФРГ построена по территориальному
принципу. При обособлении земель учитывались
прежде всего исторические традиции, экономические
связи. Других территориальных образований,
кроме земель, являющихся субъектами федерации,
в ее составе не существует (административно-
2. Принципы федерального государственного устройства ФРГ
Федеративное
государство состоит из других государств
или государственных
Одинаковый
конституционный
строй - принцип
гомогенности. Тесная связь между Федерацией
и землями проявляется также в требовании
гомогенности, которое привязывает конституционный
строй земель к политическим структурам,
прописанным в Основном законе для Федерации.
Из требования конституционной гомогенности
вытекает положение статьи 31 Основного
закона Федеративной Республики Германия
«федеральное право имеет приоритет перед
правом земель». Вследствие этого во всех
случаях, когда какая-то сфера жизни или
положение вещей регулируются федеральным
законодательством, оно превалирует над
земельным законодательством и при возникновении
противоречий отменяет последнее. Основной
закон - конституция - предписывает, что
форма государственного правления и государственное
строительство в Федерации и землях должны
в определенных пунктах в минимальной
мере соответствовать друг другу. Это
положение позволяет, с одной стороны,
установить однородность конституционноправовых
принципов и основных учреждений в Федерации
и землях, однако, с другой стороны, допускает
определенное неравенство. Однородность
предписывается для соблюдения четырех
принципов:
Принцип республиканского государства
Земли, так же
как и Федерация, должны иметь
«республиканский»
Принцип демократического государства
Конституционный строй как земель, так и Федерации, должен быть демократическим. Вся государственная власть исходит от народа. Основной закон понимает под этим «гражданскую демократию», которая покоится на разделении властей и характеризуется «господством большинства». В соответствии с нею акты государственного строительства должны осуществляться по воле большинства имеющих право участвовать в выборах и референдумах граждан или большинства избранных народных представителей. Формирование политической воли происходит в направлении от народа к органам государственной власти, а не наоборот, от органов государственной власти к народу. Граждане должны обладать активными гражданскими правами и политическим равенством. При этом особенно важными условиями являются основные права: право беспрепятственно получать информацию и право свободно выражать и распространять свое мнение. Мнения и противоположные мнения должны свободно формироваться в политической среде. Меньшинство должно иметь шанс стать однажды большинством. Земли обладают свободой маневра при воплощении принципа демократии в жизнь. Они могут, например, сделать своим главой Федерального президента, или выстроить отношения между правительством и парламентом иначе, чем на федеральном уровне. Возрастной избирательный ценз, активное и пассивное избирательное право при выборах в земельные парламенты, а также сроки полномочий ландтагов могут законодательно регулироваться иным образом, чем на уровне Федерации. Парламент может состоять из двух палат, как, например, в Баварии - из Народного представительства и Сената. Использование народной инициативы в законодательстве и всенародного опроса позволяет предоставить народу больше прямых возможностей участвовать в принятии решений, чем это предусмотрено в Основном законе для Федерации.
Принцип социального государства
Федерация и земли должны иметь социальный конституционный строй. В соответствии с этим государство должно строиться на принципах социальной справедливости и стремиться воплотить их в жизнь. Оно не должно допускать экономического или культурного угнетения, а также серьезного ущемления интересов общественных групп и слоев, должно бороться с этими явлениями и активно пытаться их устранить. Стремление к адекватному воплощению принципа социального государства, которое требует добиваться сбалансированности социальных и экономических принципов, нашло свое выражение в модели интеграции общества под названием «социальная рыночная экономика», в участии работников в управлении производством, в обязательном «социальном страховании», содействии получению образования и в оказании социальной помощи.
Принцип правового государства
Принцип правового
государства связывает
3. Федерация и земли государства
В Федеративной
Республике Германия Федерация обладает
согласно конституции прямой властью
в рамках своих задач и полномочий,
в равной мере, этим же обладают и
земли в рамках их компетенций. Это
качество государства обеспечивает
землям их собственное пространство
для политического творчества и
возлагает на них ответственность
за собственное конституционное поле.Однако
ввиду ограниченности суверенных прав
земель (что касается предметов ведения)
в пользу Федерации, их нельзя отождествлять
с самостоятельными иностранными государствами.
Хотя федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия
по величине населения и территории больше
Бельгии, Дании или Нидерландов, она является
все же не независимым государством, а
«всего лишь» субъектом федеративного
государства. Гарантия целостности Федерации,
закрепленная в Основном законе. Принцип
федеративного государства относится
к незыблемым конституционным принципам.
Земли не имеют право выхода из состава
Федеративной Республики Германия. Поэтому
федеративное государство не может быть
разделено на части. С другой стороны,
земли, в общем, также не могут слиться
в единое целое, чтобы таким образом образовалось
единое государство. Это категорически
запрещает Основной закон, который объявляет
незыблемым основной состав федеративного
государства. Изменение Основного закона,
затрагивающее разделение Федерации на
земли, принципы участия земель в законодательстве
или принципы, не допускаются. Благодаря
этому положению, получают «вечную гарантию»
две главные черты федеративного государства:
разделение Федерации на земли нельзя
упразднить. Тем самым земли защищаются
от изменений конституции, которые лишили
бы их качества государств. Но это не является
гарантией незыблемости существования
каждой конкретной земли. Допускается
изменение территориально-
Информация о работе Кооперативный федерализм в ФРГ и его влияние на институты Европейского Союза