Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Ответ на 6 теоретических вопросов:
5. Функции политологии.
15. Ресурсы власти.
25. Права человека во взаимоотношениях государства, общности и личности.
35. Основные направления современной элитарной теории.
45. Классическая теория тоталитаризма и ее кризис.
55. Коллективистская демократия. Концепция демократии Руссо.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Тюменская Государственная  Сельскохозяйственная Академия»

Институт  дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по политологии 
 

                                                        Выполнила:

                                                        Сабалюте Анастасия

                                                        Шифр: 090435

                                                        Специальность:

                                                        экономист-бакалавр

                                                        3 курс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

     5. Функции политологии. 

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать  существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
 

     Ещё одна трактовка:

      В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом

     15. Ресурсы власти. 

     Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

     Одну  из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

     — утилитарные;

     — принудительные;

     — нормативные.

     Утилитарные ресурсы – это материальные и  социальные блага, связанные с повседневными  интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и  целые слои населения.

     Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

     Нормативные ресурсы включают средства воздействия  на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они  призваны убедить подчиненных в  общности интересов граждан и  власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

     В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

     Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного  производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

     Социальные  ресурсы – это понижать или  повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское  обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

     Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки  и образования, СМИ и др. Как  считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

     Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

     Ресурсы власти могут использоваться для  наказания, для поощрения, для убеждения  и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти. 

     25. Права человека во взаимоотношениях  государства, общности и личности. 

     Ориентация  политики на интересы людей, живущих  в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

     Проблема  прав человека, выражаемая в той  или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

     Возможны  четыре основных способа взаимоотношений  индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

     Патриархальный  тип взаимоотношений индивида и  власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти.

     Индивидуалистический  способ взаимоотношений личности и  власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.

     Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических  сферах и пути утверждения в них  свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.

     В современной политической науке  преобладает третий, партиципаторный  подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

     Все четыре рассмотренных выше способа  взаимоотношений индивида и власти в большей или меньшей степени  представлены в истории человечества. Они составляют ту систему координат, в которой осознается и оценивается сама проблема прав человека. 

     35. Основные направления современной  элитарной теории. 

     Макиавеллистская  школа (Г.Моска, В.Парето, Р. Михельс). Любому обществу присуща элитарность. В  основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит. и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. Внутренняя сплоченность политической элиты.

     Ценностные  теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита  есть результат в большей степени  естественного отбора лиц с выдающимися  качествами и способностями управлять обществом.  Процесс формирования элиты – способ привлечения наиболее способных к осуществлению власти. Существование элиты  не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей. Т.о., сторонники ценностных теорий доказывают, что наличие элиты неизбежно. Особо важно наладить механизм контроля и смены состава полит.элиты, что обеспечивает близость элиты к массам, а также ее авторитет и легитимнось.

     Теории  демократического элитизма.(Р.Даль, С.Липсет,  Л. Зинглер). Полит.элита в условиях демократии – это необходимая группа проф.управленцев, эффективно контролируемых обществом. Понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов. Элита- непреклонный защитник демократических ценностей.

     Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

     Леволиберальные концепции (Р.Миллс).  Существование  элиты приводит к тому, что только верхний, узкий и привилегированный  слой реально участвует в процессе принятия полит.решений. Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. У обыкновенных граждан очень мало шансов получить доступ к ведущим постам в гос-ве и обществе и войти в состав элиты. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны. 

     45. Классическая теория тоталитаризма  и ее кризис. 

     Тоталитаризм  как тип политической  системы  возник  в  ХХ  в.  Что  же касается самого этого слова, а также  тоталитарных  идей,  то  они  возникли гораздо  раньше. Термин «тоталитаризм»  происходит  от  позднелатинских  слов «totalitas» (полнота,  цельность)  и  «totalis»  (весь,  полный,  целый).  В неполитическом знании этот термин издавна использовался многими  учеными.  В политический лексикон его впервые ввел для  характеристики  своего  движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг.  английская  газета  «Таймс»  писала  о тоталитаризме как о  негативном  политическом  явлении,  характеризующем  не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40–50-х гг. и получила развитие  в последующие десятилетия.  Она широко  использовалась   Западом   в   целях идеологической борьбы против  коммунистических  стран.  Первые  классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы  Ф.  Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а  также совместный труд К. Фридриха  и  З. Бжезинского  «Тоталитарная  диктатура  и автократия»  (1956),  в  котором  сделана  попытка  эмпирически   обосновать тоталитаризм  как  понятие,  отражающее  сталинизм   и   другие   однотипные политические режимы. Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную базе реальных, Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ  в.,  его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные  взгляды  и  прежде  всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству,  а также тотальной управляемости обществом существуют свыше  двух  тысячелетий. Так,  еще  в  V  в.  до  н.э.  Гераклит  считал,  что,  обладая   мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми  вещами».  Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства  получают  у  Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.  В  более  позднее  время они развиваются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и других  мыслителей.  Несмотря на глубокие содержательные различия,  тоталитарные  концепции имеют общую логику. Как отмечал Н.  А.  Бердяев,  первоистоки  тоталитаризма следует  искать  в  политизации  утопии.  Идеальные   образы   совершенного, гармоничного строя – утопии – играют  огромную  роль  в  истории.  И  они  в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. В  тоталитарной  модели  привлекательная  утопия   отождествляется   с абсолютной истиной. Это  позволяет  рассматривать  все  остальные  теории  и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их  носителей  –  либо  как врагов, либо как  темных  или  заблудших  людей,  требующих  перевоспитания. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике,  к  другим социальным идеям начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом,  на  почве чего вырастает тоталитарное стремление к  «математически  совершенной  жизни Единого Государства», к «математически безошибочному счастью». Претензия  на монопольное обладание истиной обусловливает в  конечном  счете  историческую обреченность тоталитаризма, его невосприимчивость к идем и  требованиям,  не укладывающимся в рамки официальных догм. Тоталитарная утопия представляется в форме  идеологии,  обосновывающей цели коллективных действий.  Дальнейшая  логика  формирования  тоталитарного строя примерно такова. Общие цели конкретизируются и реализуются  с  помощью экономического и  социального  планирования.  Общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны.  Это  – индустриальная    стадия    развития;    нарастание     рациональности     и организованности в жизни общества; появление  монополий  и  их  срастание  с государством; этатизация  общества,  особенно  усиливающаяся  во  время  войн: массовое   коллективистско-механистическое   мировоззрение;    эмоциональная уверенность в возможности быстро  улучшить  жизнь с помощью рациональны общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее  беззащитность  и  одиночество;  острый  социально- экономический кризис,  резко  усиливающий  беды  и  недовольство  населения; появление многочисленных маргинальных слоев. 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"