Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:01, контрольная работа
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демок(
ратии.
2. Демократизация как главная тенденция современного поли(
тического развития. Условия эффективности демократии.
3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм поли(
тической демократии Нового времени: либеральной, коллективист(
ской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые
стороны.
Как показывает опыт развитых стран, у демократии существуют серьезные проблемы, разрешение которых является необходимым условием ее эффективного функционирования. В числе главных экономических препятствий демократическому развитию американский политолог С.Хантингтон называет бедность, поэтому будущее демократии он связывает с развитой экономикой. То, что мешает экономическому развитию, является препятствием и для распространения демократии.
С.Хантингтон считал, что «препятствия для демократизации стран можно подразделить на три широкие категории: политические, культурные и экономические. В качестве одного из потенциально значимых политических препятствий выделяют недостаток опыта демократического правления, что проявляется в отсутствии приверженности демократическим ценностям политических лидеров. Сущность культурных препятствий лежит в отличие великих мировых культурно-исторических традиций по отношению к свойственным им воззрениям, ценностям, верованиям и соответствующим поведенческим образцам, благоприятствующих развитию демократии. Глубоко антидемократическая культура препятствует распространению демократических норм в обществе, отрицает легитимность демократических институтов и тем самым способна сильно затруднить их построение и эффективное функционирование или вовсе не допустить его. В числе главных экономических препятствий демократического развития американский политолог называет бедность, поэтому будущее демократии он связывает с развитой экономикой»[5].
Также препятствием для демократии явилось появление технократии, которая считает, что принимать решение призваны лишь немногие компетентные лица, а не весь народ. Демократия предполагает наличие власти открытой и подконтрольной. Особенно это важно в век высоких технологий, когда у власти многократно возрастают возможности получения максимально полной информации о гражданах. Идеал власти всегда состоит в том, чтобы можно было контролировать каждый шаг человека, знать, о чем он говорит и что думает. Теперь с помощью технических средств современные правители демократических государств могут знать о своих гражданах намного больше, чем прежде авторитарные монархи.
Анализ эффективного становления демократических режимов позволяет утверждать, что демократические политические институты становятся действительно эффективными лишь в результате длительного процесса развития и адаптации к условиям и традициям данного общества, о чем свидетельствует опыт демократического строительства в западных странах. Так, о высокой степени демократичности в западных государствах следует говорить лишь со второй половины ХХ в. Следовательно, современные сложности в становлении демократических политических институтов, как в России, так и в ряде других стран, объясняется не проблемой совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а тем, что они могут стать эффективными, лишь постепенно адаптируясь к политическим реалиям.
«Особенностью России является приоритет государства над частными институтами, сформировавшимися в обществе. В результате большая часть населения все еще ожидает от государства готовых решений их проблем вместо того, чтобы взять на себя инициативу и попытаться помочь самим себе, что уменьшило бы их зависимость от государственного аппарата, невосприимчивого к изменениям, которые необходимо провести в социально-экономической сфере. Демократию в России можно отнести к разряду «бедных демократий», которые являются слабыми демократиями. Но тем не менее тенденция вытеснения традиционных способов представительства расширяется, и политический процесс приобретает все новые и новые демократические черты»[2].
Задание 3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической.
Ответ. Либеральная демократия. Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII-XIX в. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.
«Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы»[3, с. 197].
Отметим общие достоинства и недостатки либеральной демократии.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) Отождествление
народа как субъекта власти
с собственниками-мужчинами, 2) Индивидуалистичность,
признание личности первичным
и главным источником власти,
приоритет прав индивида над
законами государства. Права 3) Узкополитический,
формальный характер 4) Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. 5) Ограничение
компетенции и сферы 6) Разделение
властей, создание сдержек и
противовесов как условия 7) Ограничение
власти большинства над |
1) Социально-классовая
ограниченность. Она не распространяется
на большинство населения: 2) Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. 3) Ограниченность
сферы демократии и 4) Принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. 5) Чрезмерный
ценностный индивидуализм, |
Перечисленные сильные стороны либеральной демократии свидетельствуют о том, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.
Практическим ответом на недостатки классической либеральной демократии явились рабочее, социалистическое, коммунистическое и другие движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.
Коллективистская демократия. Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Попытки же его практического осуществления, сделанные прежде всего в странах государственного социализма, не увенчались успехом. И все же они значительно обогатили теорию и практику демократии (хотя в большей степени негативным опытом), оказали значительное влияние на современные политические системы Запада.
Отметим общие достоинства и недостатки коллективисткой демократии.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) Коллективизм
в трактовке народа, признание
народа единым однородным 2) Отсутствие
противоречий внутри народа, рассмотрение
политической оппозиции как 3) Коллективистское
понимание свободы как 4) Тоталитарность,
всепроникающий абсолютный 5) Устранение
самой проблемы прав человека,
поскольку целое - государство
- и без того заинтересовано
в благополучии своих 6) Всеобщая
политическая мобилизация, 7) Декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении. |
1) Попытки осуществления
коллективистских теорий 2) Власть
народа (класса, нации) не может
быть реальной без гарантий
индивидуальной свободы и 3) Так
называемая общая воля, "классовый",
"национальный" или "общенародный"
интересы представляют собой
вымысел, миф, оправдывающие |
Несмотря на неудачность своих практических попыток, идейное и политическое движение за коллективистскую демократию критикой классовой ограниченности либерального государства, постановкой целого ряда важнейших политических проблем и практическим опытом грандиозного по своим масштабам и замыслам социального эксперимента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада.
Плюралистическая демократия. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.
Отметим общие достоинства и недостатки плюралистической демократии.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) Заинтересованная
группа - центральный элемент 2) Общая
воля как результат 3) Соперничество
и баланс групповых интересов
- социальная основа 4) Сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники; 5) "Разумный
эгоизм", личный и групповой
интересы как генераторы 6) Государство - орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость; 7) Диффузия,
распыление власти между 8) Наличие
в обществе ценностного 9) Демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. |
1) Идеализация
действительности, преувеличение групповой
идентификации населения, 2) Игнорирование или недостаточный учет неравенства политического влияния различных общественных групп и прежде всего приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного комплекса. 3) Для
принятия решений требуется 4) Сохраняющееся
в современных демократиях |
Список использованной литературы
ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Европа, 2010.
8. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. –
М.: РОССПЭН, 2003.
9. Баранов Н.А. Трансформации современной демократии: учебное
пособие. СПб.: Балт. гос. техн. ун(т, 2006. – URL:
http://nicbar.narod.ru/