Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:27, контрольная работа
1. Основные формы демократии.
2. Партийные системы.
1. Основные формы демократии......................................................2
2. Партийные системы........................................................................ 5
3. Тест....................................................................................................10
Список использованной литературы............................................. 14
Содержание:
1. Основные
формы демократии..............
2. Партийные системы.......................
3. Тест..........................
Список использованной
литературы....................
1. Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.
1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.
Законодательство многих
стран предусматривает и
Референдум,
иногда называемый плебисцитом (в дословном
переводе - народное решение), представляет
собой прямое голосование народа по важнейшим
государственным вопросам. Различают
два вида референдумов. Одни из них представляют
собой своеобразный опрос мнения, по результатам
которого законы не принимаются, но власть
должна учитывать его результаты. Например,
в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный
референдум по поводу сохранения СССР
в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский
референдум, в ходе которого голосовавшие
поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина.
Результаты референдумов другого рода
имеют значение закона. С их помощью утверждаются
конституции или поправки к ней, проекты
законов. Так, в декабре 1993 г. посредством
референдума был одобрен проект новой
Конституции России, что обеспечило ее
легитимность. Мировой опыт показывает,
что вопросы, выносимые на референдум,
могут быть самыми разнообразными: замена
монархии республикой (Греция, 1974 г.), о
независимости какой-либо территории
(провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение
разводов и абортов (Италия).
Инициатива - это процедура, посредством
которой граждане предлагают обсудить
какой-либо вопрос непосредственно на
референдуме либо законодательными органами.
Инициатива реализуется через сбор определенного
количества подписей граждан в поддержку
проведения референдума.
К другим формам демократического участия,
позволяющим гражданам влиять на власть,
можно отнести демонстрации, митинги,
шествия, обращения во властные структуры
всех уровней и в СМИ.
2. Представительная
(репрезентативная) демократия. В представительной
(репрезентативной) демократии воля народа
выражается не прямо, а через институт
посредников, поэтому ее еще называют
делегируемой демократией. Депутаты, политические
лидеры, получив "мандат доверия"
от народа через процедуру голосования,
должны воплотить эту волю в принимаемых
законах и решениях. Между народными представителями
и теми, кого они представляют, устанавливаются
отношения, основанные на полномочиях
и ответственности власти перед народом.
Плюсы и минусы каждой формы демократии
Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.
Однако у представительной
демократии есть свои значительные плюсы.
Некомпетентность рядового избирателя
заменяется профессионализмом депутатов,
которые имеют возможность
Развитие современных компьютерных
технологий приносит новые моменты в развитие
современной демократии. Сторонники прямой
демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной
демократии" или "телематической
демократии". Под телематикой
понимают соединение в единую сеть компьютера,
телевизора и телефона. Речь идет о возможности
для гражданина кнопочного или телефонного
голосования по различным вопросам, включая
выборы депутатов из дома. Компьютерная
демократия технически возможна, но и
у нее могут быть свои минусы. Наряду с
общими недостатками прямой демократии
(например, "тиранией некомпетентности"),
может возникнуть проблема с анонимностью
голосования. Если урна для голосования
является анонимным методом регистрации
предпочтений, то электронные технологии
позволяют накапливать сведения о голосовавших.
Современные потребности
демократического развития требуют
сбалансированного соотношения
прямой и представительной формы
демократии. Демократия представляет
собой постоянный процесс совершенствования,
т.к. ее современные формы не являются
идеальными. Крылатой стала фраза
У. Черчилля о том, что демократия
является наихудшей формой правления
за исключением всех других форм, которые
время от времени испытывались. Преимущества
демократии заключаются в том, что
она позволяет сохранить
2. Партийные системы
Политические партии возникают
для представительства и
Партийные системы различаются
по количественному и
При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.
Партийные системы различаются
по политическому весу партий. Масштаб
политического влияния на общество и власть
определяет характер отношений внутри
партийной системы. Политическое влияние
партии складывается из трех переменных:
а) число членов партии; б) количество избирателей,
проголосовавших за нее; в) число депутатских
мандатов, полученных партией на выборах.
В соответствии с распределением депутатских
мест в парламенте партии различаются
по влиянию на процесс принятия политических
решений.
По политическому весу выделяются четыре типа партий:
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.
Выделяются партийные системы:
- основанные на партиях с мажоритарным
призванием, т.е. со стабильным доминированием
в течение длительного времени одной правящей
партии (например, либерально-демократическая
партия Японии, консервативная партия
Великобритании в 1970–
1980-х годах);
- с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;
- основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.
Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить следующие:
партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;