Контрольная работа по "Избирательному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:53, контрольная работа

Краткое описание

Понятие избирательной системы в юридической науке является достаточно дискуссионным и разными авторами трактуется сообразно их юридической позиции в освещении данного понятия.
Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян под избирательной системой в Российской Федерации понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления.

Оглавление

1. Теоретическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Понятие избирательной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2. Виды избирательных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3. Особенности российской избирательной системы . . . . . . . . . . . . 9
2. Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Файлы: 1 файл

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО контрольная.doc

— 141.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

1. Теоретическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

1.1. Понятие избирательной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

1.2. Виды избирательных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

 

1.3. Особенности российской  избирательной системы . . . . . . . . . . . .  9

 

2. Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть.

1.1. Понятие избирательной  системы.

 

Понятие избирательной  системы в юридической науке  является достаточно дискуссионным и разными авторами трактуется сообразно их юридической позиции в освещении данного понятия.

Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян под избирательной системой в Российской Федерации понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления.

По мнению А.С.Автономова и Ю.А.Веденеева, под избирательной  системой следует понимать установленный  законом или иным нормативным  актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами.

А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева полагают, что избирательная система может применяться как в широком, так и в узком смысле. В первом смысле говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. В широком смысле это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов.

Более развернутое определение  дает А.В. Зиновьев, но, по сути, все элементы этого определения в той или иной мере относятся к избирательному праву. Автор говорит о том, что избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выбранных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами.

Однако, обобщив наиболее распространенный точки зрения, можно  указать, что понятие избирательная  система трактуется в двух смыслах – широком и узком.

В широком смысле избирательная  система – это система общественных отношений, связанных  с выборами органов публичной власти. Избирательная система в таком широком смысле регулирется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктура выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.) и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная систем нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

В узком смысле избирательная  система – это способ определения  того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.

Абстрагируясь от значения избирательной системы в широком или узком смысле, можно попытаться дать определение избирательной системы как совокупности правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Избирательная система, как составная часть политической системы подразделяется на структурные  компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

Избирательной право -  это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в  выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура  включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов, создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

 

1.2.Виды избирательных  систем.

 

Типы избирательных  систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная  система – избирательная система, при которой избранным считается  кандидат, набравший наибольшее число  голосов.

Существуют разновидности  этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).

Мажоритарная система  также разделяется на системы  относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Система относительного большинства предполагает, что избранным  считается кандидат, набравший больше любого другого кандидата (иногда предусматриваются  дополнительные условия признания  выборов состоявшимися).

Система абсолютного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший более половины (50% +1) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набирает такого количества голосов, то проводится повторное голосование («второй тур»). В нем участвуют два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре.

Система квалифицированного большинства предполагает, что избранным  считается кандидат, набравший точно  указанное количество голосов избирателей. Применяется достаточно редко.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию, которая по его мнению адекватно выражает и защищает его интересы в политической системе.

Мандаты распределяются между партиями пропорционально  числу поданных за них голосов  в процентном выражении. Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия, занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов. Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка.

Данная система обеспечивает адекватное представительство политических  интересов в выборных органах  власти.

В пропорциональной избирательной  системе устанавливается «избирательный барьер» - минимальное количество голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы мелких, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами.

Пропорциональная избирательная  система имеет свои разновидности:

- пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти; свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

- пропорциональная избирательная  система с многомандатными округами, политические партии формируют  списки кандидатов по избирательным  округам, соответственно депутатские  мандаты, «разыгрываемые» в округе  распределяются на основе влияния  партии в этом округе.

Однако, существенная претензия  к пропорциональной системе связана  с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи  выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть.

Суть смешанной избирательной  системы состоит в том, что  часть депутатов в один и тот  же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.   

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем.

По этому основанию  выделяется два вида смешанных систем:

- смешанная несвязанная  система выборов, при которой  распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе;

- смешанная связанная  избирательная система, при которой  распределение мест по мажоритарной  системе зависит от результатов  выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

 

1.3. Особенности российской  избирательной системы.

 

Избирательная система  – порядок выборов органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и их должностных  лиц, избираемых[ непосредственно гражданами.

В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ,

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая применяется для выборов Государственной Думы.

В Российской Федерации  гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Избирательному праву"