Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:57, контрольная работа
Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного строя, при котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества.
1. Охарактеризуйте модель идеального государства Т. Мора.(XVIв.). Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции………………………3
2. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение о естественном состоянии, сущность общественного договора, соотношения личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др…………….13
Список литературы…………………………
Соотношение античной и христианских традиций в идеальном государстве Мора.
"Утопия"
Мора, отразившая и оригинально
осмыслившая всю глубину
Обращаясь к анализу
Понятие
"удовольствие" этика утопийцев
определяет как "всякое движение и
состояние тела и души, пребывая
в которых под
Утопийцы считали свою этику наиболее разумной прежде всего потому, что она полезна для общества в целом и для каждого члена общества в отдельности, так как принципы этой этики, с их точки зрения, больше всего отвечали самому существу человеческой природы, проявляющемуся в стремлении человека к счастью. Другим критерием, которым руководствовались в своей этической философии граждане совершенного государства, была религия, постулирующая идею бессмертия души, ее божественного предназначения к счастью. Гуманность утопийской этики подкреплялась также верою в загробное воздаяние за добрые и дурные дела. Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной жизни, т.е. жизни "согласно с законами природы", люди предназначены самим богом. Обосновывая с помощью религии этику совершенного государства автор "Утопии" исходил из ложной идеи о несовместимости человеческой морали с атеизмом, и в этом он оставался сыном своего времени. Однако важно другое: сама религия утопийцев проникнута духом рационализма и приобретает несколько утилитарный характер, поскольку она освещает лишь то, что отвечает интересам всего общества. Из религии берется ровно столько, сколько требуется для обоснования гуманистических идеалов, в частности наиболее разумных, с точки зрения Мора, идеалов этики и политики. Таким образом, автор "Утопии" настойчиво пытается согласовать религию с общественной пользой и доводами разума.
Религии утопийцев отличались друг от друга не только на своем острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т. е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных интересов с общественным благом, а также недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой в бессмертие души. В остальном граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропагандировать свою религию "только спокойно и рассудительно, с по мощью доводов", не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.
Мор, создавший свою "Утопию"
в период гуманистических
Необходимо также иметь в виду, что религиозная концепция "Утопии" с ее верой в бессмертие души и божественное воздаяние после смерти, даже с точки зрения Нового Завета, представляет собой существенное условие, ведущее к спасению. Таким образом, когда легендарный Утоп провозгласил этот принцип веры в качестве необходимого условия этики, он тем самым обеспечил утопийцам, употребляя христианскую терминологию, "путь к спасению".
2. Составьте сравнительную
таблицу по теме "Сходство
и различие политико-правовых
концепций Томаса
Гоббса и Джона
Локка по следующим
критериям: учение о
естественном состоянии,
сущность общественного
договора, соотношения
личности и государства,
собственность, отношение
к революции, к теории
разделения властей,
права человека и др.
Сравнительная таблица
«Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка»
Критерии | Политико-правовая концепция Томаса Гоббса | Политико-правовая концепция Джона Локка |
учение о естественном состоянии | Изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. | Состояние полной
свободы и равенства при |
сущность общественного договора | Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорная концепция используется для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. | Целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством — это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. |
соотношение личности и государства | Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Абсолютную власть государства над обществом и людьми. | Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью. |
собственность | Право собственности подданного состоит в праве отказать всем другим подданным в пользовании, но не вправе отказать своему суверену, будь он собранием или монархом. | Каждый человек
обладает некоторой собственностью,
заключающейся в его |
отношение к революции | Подданные обязаны понимать бесполезность изменения формы правления. Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. | Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание. |
теория разделения властей | Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха | предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя т.о. суд от администрации. |
права человека | в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей в отношении к себе. Ибо до тех пор, пока каждый человек держится за это право — делать все, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны. | В обществе люди
вынуждены частично отказаться от своей
природной свободы. Гарантом естественных
прав и свобод является государство, издающее
законы, снабженные определенными санкциями.
Люди, частично отказываясь от своих естественных
прав и свобод, передают их обществу в
целом.
Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. |
Список литературы
1.
Хрестоматия по истории
2.
История политических и
3.
История политических и
4. Штекли А.Е. Томас Мор. М. 1981.
5. Зайченко Г.А. Дж. Локк. М. 1988.
Информация о работе Контрольная работа по "История политических и правовых учений "