Контрольная работа по "История политических и правовых учений "

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного строя, при котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества.

Оглавление

1. Охарактеризуйте модель идеального государства Т. Мора.(XVIв.). Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции………………………3
2. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение о естественном состоянии, сущность общественного договора, соотношения личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др…………….13
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_ИППУ1.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Соотношение античной и христианских традиций в идеальном  государстве Мора.

    "Утопия" Мора, отразившая и оригинально  осмыслившая всю глубину социально-политических  конфликтов эпохи разложения  феодализма и первоначального  накопления капитала.

      Обращаясь к анализу этического  аспекта "Утопии", нетрудно  заметить, что главное в утопийской  этике - это проблема счастья.  Утопийцы полагали, что "для  людей все счастье или же  его важнейшая доля" заключается  в удовольствии, наслаждении. Однако, согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении состоит счастье человека, но "только в честном и благородном", основанном на добродетели и устремлении в конечном итоге к "высшему благу", к которому "влечет нашу природу добродетель". Ставя и решая эти "вечные" проблемы, Мор обнаруживает основательное знакомство с древнегреческой философией, в частности с сочинениями Платона и Аристотеля. Об этом свидетельствуют не только общность поставленных проблем и терминологии, но и многочисленные текстуальные совпадения "Утопии" с диалогами Платона "Филеб", "Государство", а также "Этикой" Аристотеля. При этом речь идет о глубоком понимании существа этической философии Платона, без искажений и христианской тенденциозности, которую было бы естественно предположить у католика Мора. Прежде всего, это обнаруживается при рассмотрении Мором таких важнейших категорий, как удовольствие и наслаждение.

    Понятие "удовольствие" этика утопийцев  определяет как "всякое движение и  состояние тела и души, пребывая в которых под предводительством природы, человек наслаждается". Так же, как и в диалоге Платона "Филеб", в "Утопии" дается тщательная классификация родов и видов удовольствий. Больше всего утопийцы ценят духовные удовольствия, которые они считают "первыми и главенствующими". Таковыми являются удовольствия, связанные с упражнениями в добродетели и с сознанием беспорочной жизни. При этом в духе учения стоиков под добродетелью подразумевается "жизнь согласная с законами природы", к которой люди предназначены богом". Но если природа внушает нам быть добрыми к другим, то она не предполагает быть тебе суровым и немилосердным к себе самому, напротив, сама природа предписывает нам приятную жизнь, то есть наслаждение, как конечную цель всех наших действий. Автор "Утопии" исходил из убеждения, что аскетизм противоречит человеческой природе. И в этом можно увидеть реакцию гуманиста на феодально-католическую этику. Исключение, согласно этике утопийцев, допустимо лишь тогда, когда человек добровольно пренебрегает своим благом ради пламенной заботы о других и об обществе, "ожидая взамен своего труда от Бога большего удовольствия". Иначе совсем глупо терзать себя без пользы для кого-нибудь "из-за пустого призрака добродетели". Примечательно, что совершенная этика утопийцев обосновалась и аргументировалась почти исключительно доводами разума.

    Утопийцы  считали свою этику наиболее разумной прежде всего потому, что она полезна  для общества в целом и для  каждого члена общества в отдельности, так как принципы этой этики, с  их точки зрения, больше всего отвечали самому существу человеческой природы, проявляющемуся в стремлении человека к счастью. Другим критерием, которым руководствовались в своей этической философии граждане совершенного государства, была религия, постулирующая идею бессмертия души, ее божественного предназначения к счастью. Гуманность утопийской этики подкреплялась также верою в загробное воздаяние за добрые и дурные дела. Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной жизни, т.е. жизни "согласно с законами природы", люди предназначены самим богом. Обосновывая с помощью религии этику совершенного государства автор "Утопии" исходил из ложной идеи о несовместимости человеческой морали с атеизмом, и в этом он оставался сыном своего времени. Однако важно другое: сама религия утопийцев проникнута духом рационализма и приобретает несколько утилитарный характер, поскольку она освещает лишь то, что отвечает интересам всего общества. Из религии берется ровно столько, сколько требуется для обоснования гуманистических идеалов, в частности наиболее разумных, с точки зрения Мора, идеалов этики и политики. Таким образом, автор "Утопии" настойчиво пытается согласовать религию с общественной пользой и доводами разума.

    Религии утопийцев отличались друг от друга  не только на своем острове, но и  в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т. е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных интересов с общественным благом, а также недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой в бессмертие души. В остальном граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропагандировать свою религию "только спокойно и рассудительно, с по мощью доводов", не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.

      Мор, создавший свою "Утопию" в период гуманистических исканий  путей реформы церкви, по-видимому, не считал религиозную концепцию  "Утопии" противоречащей учению  Христа и христианской религии.  Более того некоторые черты  религиозной концепции утопийцев были для Мора настолько привлекательными, что, вероятно, он был бы рад, если бы католицизм, упрощенный и очищенный от схоластики в результате реформы, позаимствовал их на благо всего христианства.

    Необходимо  также иметь в виду, что религиозная концепция  "Утопии" с ее верой в бессмертие души и божественное воздаяние после смерти, даже с точки зрения Нового Завета, представляет собой существенное условие, ведущее к спасению. Таким образом, когда легендарный Утоп провозгласил этот принцип веры в качестве необходимого условия этики, он тем самым обеспечил утопийцам, употребляя христианскую терминологию, "путь к спасению".

 

     2. Составьте сравнительную  таблицу по теме "Сходство  и различие политико-правовых  концепций Томаса  Гоббса и Джона  Локка по следующим критериям: учение о естественном состоянии, сущность общественного договора, соотношения личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др. 

    Сравнительная таблица

    «Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка»

Критерии Политико-правовая концепция Томаса Гоббса Политико-правовая концепция Джона  Локка
учение  о естественном состоянии Изображает  как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. Состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность
сущность  общественного договора Отдельные граждане добровольно ограничили свои права  и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорная концепция используется для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. Целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством — это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора.
соотношение личности и государства Государство распоряжается  силами и способностями отдельных  лиц в интересах общего блага. Абсолютную власть государства над обществом и людьми. Люди отдают государству лишь часть своей  естественной свободы. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью.
собственность Право собственности  подданного состоит в праве отказать всем другим подданным в пользовании, но не вправе отказать своему суверену, будь он собранием или монархом. Каждый человек  обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной  личности, на которую никто, кроме  него самого, не имеет никаких прав. Труд его тела и работа его рук  по самой природе вещей принадлежит  ему. То, что человек извлек из предметов, созданных и представленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, — и тем самым делает это своей собственностью.
отношение к революции Подданные обязаны  понимать бесполезность изменения формы правления. Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Если государство  не выполняет своего долга перед  людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание.
теория  разделения властей Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха предложил принцип  разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной, не отделяя т.о. суд от администрации.
права человека в случае согласия на то других человек должен согласиться  отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей в отношении к себе. Ибо до тех пор, пока каждый человек держится за это право — делать все, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны. В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод является государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом.

Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах.

 

 

     Список литературы

    1. Хрестоматия по истории политических  и правовых учений. Тюмень, 1998, ч.2.

    2. История политических и правовых  учений. Учебник для вузов. Под ред. Нерсесянц В.С. М., 1996.

    3. История политических и правовых  учений XVII-XVIII вв. М., 1989.

    4. Штекли А.Е. Томас Мор. М. 1981.

    5. Зайченко Г.А. Дж. Локк. М. 1988.

Информация о работе Контрольная работа по "История политических и правовых учений "