Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 14:25, контрольная работа
Анализ конституции РСФСР 1918г с точки зрения примордиализма и конструктивизма
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г.
Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет гуманитарный
Кафедра государственного управления и истории
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Контрольная работа
по дисциплине
«Государственное и муниципальное управление межнациональными отношениями»
Пермь 2014
Анализ конституции РСФСР 1918г с точки зрения примордиализма и конструктивизма
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г.
Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Определяя основы устройства общества, она руководствовалась лозунгами, под которыми шли к власти большевики и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918-го года. Конституция закрепляла власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах.
Документ включал формулировки чисто политического характера, ориентированные на все мировое сообщество. Так, в статье 3 говорилось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах "1. Смит писал «Чтобы мобилизовать членов сообщества и создать новую гражданскую связь требуется ощущение политической цели».2
Б. Андерсон сторонник примордиализма отмечает в своей книге: «Эрик Хобсбаум совершенно прав, утверждая, что «марксистские движения и государства тяготели к превращению в национальные не только по форме, но и по содержанию, т. е. в националистические»3.
Конституция имеет в себе статьи призывающие к объединению братских народов в борьбе против общего врага «капитализма».
Э.Смит: «Но под напором тройственной революции (или ее части) и с подъемом национализма необходимым элементом проекта по созданию нации стала политическая мобилизация низмших слоев, даже крестьян. Общественные лидеры теперь были вынуждены отказаться от смиренных взглдов средних классов и крестьян и превратить политических париев в мобилизованных граждан. Старые этнические чувства, благоприятствовавшие консерватизму и припособленчеству, должны были быть сломлены»4.
Его слова подтверждаются историей. Действительно для Свержения власти в России большевики были вынуждены мобилизировать крестьян и рабочих, до ныне не принимавших участия в политический жизни. Кроме того для мобилизации низших слоев населения царской России использовалось так же национальное сознание. Естественно это не могло в дальнейшем ни найти отражения в конституции. В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный.... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии — права наций на самоопределение вплоть до отделения. Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.
Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что “Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». 5
Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России— государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы, выделенные по национально-территориальному принципу.
Э. Смит: «Социологические разновидности примодиализма рассматривают язык, религию, расу, этничность и территорию как базовые организационные принципы и как связи для человеческого объединения на протяжении истории».6
«Понятие «идентичности» уже привлекло заметное внимание, не в последнюю очередь в литературе, посвященной политическим наукам и международным отношениям. В данном случае, однако, оно главным образом связано с чувством общности, основанным на истории и культуре, а не на коллективизме или на каких-либо идеологических концепциях».7
Конституция 1918г закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно. Э. Смит: «Поскольку каждый этнос претендует на порцию государственного бюджета, профессиональных и государственных должностей, жилья, школ и материальных благ, и поскольку каждый этнос пытается повлиять на государство в пользу своих этнических родственников за рубежом, постольку другие этносы неизбежно втягиваются на политическую арену с аналогичными действиями, заставляя первый этнос удваивать свои усилия, и так далее»8.
Ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия»9. Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства. Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Смит пишет о конструктивизме «новое представление рисует нацию в качестве гомогенного единства личностей, являющихся обобщенными равными или «гражданами» и которые связаны между собой безлично, но по-братски».10
В конституции прослеживается стремление показать одновременность, создать тем самым воображаемое сообщество, члены которого ничего не знают друг о друге, но тем ни менее чувствуют себя частью сообщества. Б. Андерсон пишет об этом так «…определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное. Оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности»11.
Таким образом, мы видим, что конституция РСФСР 1918г. содержит в себе статьи, отражающие точки зрения как примордиалистов, так и конструктивистов, и это значит, что правительство новообразованного государства еще не определилось точно в своей политике в отношении других этносов и наций. Оно действует по ситуации. Тем ни менее заметно стремление большевиков к созданию интернационального государства, религией которого будет марксистская идеология. Б. Андерсон: «Правильнее было бы сказать, что национализм оказался для марксистской теории неудобной аномалией, и по этой причине она его скорее избегала, нежели пыталась как-то с ним справиться. Чем в противном случае объяснить, что Маркс не растолковал ключевое прилагательное в своей памятной формулировке 1848 г.: «Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией»? И чем иначе объяснить, что на протяжении целого столетия понятие «национальная буржуазия» использовалось без сколь-нибудь серьезных попыток теоретически обосновать уместность содержащегося в нем прилагательного? Почему теоретически значима именно эта сегментация буржуазии, которая есть класс всемирный, поскольку определяется через производственные отношения?»12.
Список литературы
1. Конституция РСФСР 1918г.
2. Б.Андерсон: Воображаемы сообщества. М.- 2001
3.Э. Смит: Этнические начала наций
1 Конституция РСФСР 1918г.
2 Смит для студентов – Стр.26.
3 Б.Андерсон: Воображаемы сообщества. М.- 2001 – стр. 25.
4 Смит для студентов – Стр. 13
5 Конституция РСФСР 1918г.
6 Смит для студентов стр. 6
7 Смит для студентов Стр. 8.
8 Смит для студентов Стр. 16
9 Конституция РФСР 1918г.
10 Смит для студентов Стр. 26
11 Б.Андерсон: Воображаемы сообщества – Стр.29.
12 Б.Андерсон: Воображаемы сообщества. М.- 2001 - стр. 26