Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:16, контрольная работа
Вопрос об основных законах (закономерностях) и категориях политологии является сложным, до конца не исследованным и дискуссионным.
Систему законов (закономерностей) политологии составляют:
– закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий,
– закономерности становления, функционирования и изменений характера и содержания политической власти;
– закономерности функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности);
Закономерности, категории, методы и функции политологии.
Политическое участие. Политический процесс, как совокупность политических решений.
Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др.
На степень
политического участия
Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.
Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике:
• личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: лица, профессионально занимающиеся политикой, и лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях;
• личность, принимающая
эпизодическое участие в
• личность с
различным уровнем
• пассивная
личность с нейтральным или
• аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике.
По политической ориентации или направленности, граждан можно классифицировать на “левых”, “центристов” и “правых”; “радикалов”, “демократов” и “консерваторов”; “модернистов”, “транснационалистов” и “фундаменталистов”; “националистов” и “космополитов”. В реальной жизни эти “идеальные типы” наиболее ярко и характерно проявляются у политических активистов, людей с устойчивыми политическими взглядами и позициями. Существуют и группы людей, которые в силу разных причин, в том числе культурного порядка, уклоняются от участия в политике. Их число может доходить до 15% избирателей.
Одним из факторов отсутствия интереса к политике является недоверие граждан к власти. Однако существуют и другие причины. Так, своим окружение индивидуум может быть лишен стимула к участию в политической жизни. На него может также подействовать слабая политическая активность со стороны других членов его круга общения.
В демократическом обществе вырабатываются многообразные институциональные формы, позволяющие выразить широчайший спектр политических взглядов и действий. Можно установить своеобразную зависимость: чем более демократическим является общество, тем более многообразны существующие в нем формы политического участия.
Субъективными
факторами, влияющими на политическую
деятельность личности, являются ее собственные
способности, воля, позиции по отношению
к политике. Мотивация социальной
активности в значительной степени
обусловлена политико-
От каких же факторов социального, политического и психологического порядка зависит влияние “рядового” гражданина?
1. Социальный
статус личности (классовая принадлежность,
профессия, место в
2. Связанное
с социальным статусом
3. Объем и
социальная значимость
4. Степень и
масштабы активности личности, т.е.
с какой вовлеченностью, напряженностью
и последовательностью она
5. Собственные
усилия и умение, равно как
и сила социально-
6. Уровень воздействия
личности на политическую
Очевидно, что чем больше в обществе существует возможностей для политической активности и выбора, с одной стороны, и чем выше собственная сознательная активность личности – с другой, тем больше ее роль (с учетом ее личностных способностей и умений) в политической жизни общества. Границы и наиболее широкую в данных условиях сферу участия личности в политической жизни определяет система нормативной регламентации социальной жизни общества – в особенности правовая система, которой определяются также и допустимые нормы политической активности. Другими словами, социальный и правовой статус личности получает конкретизацию в ее правовом статусе гражданина. Основным измерением правовополитической субъектности личности являются ее гражданские права и обязанности, их правовые гарантии.
В принципе можно говорить о действии определенной тенденции к расширению политического участия и повышения его роли в современную эпоху. Одновременно действует и противоположная тенденция: участиеграждан в политике падает в условиях тоталитаризма (авторитаризма), в случаях разочарования в эффективности политической системы и др.
Анализ результатов
политического участия
1. Преуспевающие
граждане сильнее склонны
2. Лица, окончившие
университет, проявляют почти
кратную активность по
3. Не участвующие
в политике – это, как правило,
4. На уровень
политической эффективности
5. Многие избиратели
идентифицируют свои интересы
с определенным лидером или
партией (особенно партией “
Политический процесс, как совокупность политических решений.
Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.
Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.
В силу такой
интерпретации политического
В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер — с деятельностью харизматического лидера, Парсонс — с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.
Конфликт —
один из возможных вариантов
Литература
Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен: о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. 1993. №2.
Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.
Политический процесс: вопросы теории. – М., 1994.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 1999.
Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.
Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.
Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.
Лебедева М.М. Политическое
урегулирование конфликтов. М., 1997.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Политология"