Конституция государства: сущность, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителем.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 28.49 Кб (Скачать)

    1.Введение 

       В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты  определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором строится правовая и политическая система.

       Вне всякого сомнения, конституция - явление  демократического порядка, поскольку  устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных  лиц и представителем. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

       Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

       Первые  шаги в этом направлении должны быть направлены на раскрытие понятия  конституции как разновидности  нормативно-правового акта, ее сущности и функции, а также объектов конституционного регулирования. Затем обратить внимание на процедуру и способы принятия и отмены конституции. Для облегчения восприятия общей картины конституционного создания, выявления общих существенных признаков конституций необходимо рассмотреть вопрос, связанный с классификацией конституций. 

       Только  после этого у вас сформируется представление о конституции, о  ее месте и роли в государственном  механизме, о ее влиянии на процессы, происходящие в том или ином государстве.

       2.1. Понятие конституции

       Понятие "Конституция" сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам  термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями  в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает  и институализируется концепция  конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась  буржуазно-демократической антитезой  феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция  не только ограничивает пределы государственной  власти, но и устанавливает процедуры  осуществления властных функций. Иными  словами, устанавливалась юридическая  граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция названа "надлежащей правовой процедурой". Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господство права) были исторически  прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

       Если  определять конституцию самым общим  образом, то можно сказать, что это  система правовых норм, имеющих, как  правило, высшую юридическую силу и  регулирующих основы отношений между  человеком и обществом, с одной  стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы  могут быть сосредоточены в одном  или нескольких нормативных актах.

       Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или  конституционных обычаев. Однако в  этом смысле слово "конституция" употребляется редко. Чаще мы говорим  о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой  по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле - это  в своем роде закон законов.

       Материальное  и формальное понимание конституций  находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция  существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

       Различают такие понятия как юридическая  и фактическая конституции. Юридическая - это всегда определяющая система  правовых норм, регулирующих указанный  выше круг общественных отношений. Фактическая - это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие  нормы как регламентация права  на забастовку  организация президиума Совета Министров .

       Расхождение между фактической и юридической  конституцией - обычно результат изменение  в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической  конституции, а также это признак  того, что часть норм юридической  конституции стала фиктивной  и нуждается в пересмотре, либо возлагать их в рамки юридической  конституции.

       Фиктивность конституции обычна, характерна для  стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

       В дальнейшем употребляя термин “Конституция”  мы будем вкладывать в это понятие  закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой (формально-юридическое  значение). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Сущность конституции.

       Большой интерес представляет вопрос сущности конституции. К разрешению этого  вопроса необходимо подходить с  двух позиций: юридической и социально-политической. С юридической позиции конституция  обладает высшей юридической силой. Это в формальном смысле проявляется  в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре. В материальном смысле высшая юридическая сила конституции состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (либо не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по сущности, либо по форме, должен быть признан недействительным.

       Иногда  верховенство конституции обеспечивается ее собственными нормами.

       Социально-политическая сущность проявляется в том, что  конституция представляет собой  как бы запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. "...Действительная конституция страны, это фактические соотношения  сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил". Каждый класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы. В конституции как раз и находит отражение форма согласованности этих интересов. Без согласованности интересов невозможен порядок в обществе.

       Таким образом, социально-политическая сущность конституции выражается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

       Наиболее  ярким примером в этом отношении  является британская конституция, отразившая во времена Английской революции  ХVII века компромисс между земледельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией (принцип выборности Палаты общин). 
 
 

       2.3. Форма и структура конституции

       Форма конституции - это способ организации  и выражения конституционных  норм.

       Прежде  всего, форма конституции определяется тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.

       Единым  и единственным конституционным  актом является , например, Основной Закон Германии, Конституция Испании, Политическая конституция Мексики 1917 года, Конституция США 1787 года. Применительно  к Германии, США и Мексики надо иметь в виду, что в силу их федеративного устройства конституции  там имеются также у субъектов  федерации, но на федеральном уровне указанные выше конституционные  акты - единые и единственные.

       Напротив, конституции Швеции и Великобритании состоят из нескольких нормативных актов (привести пример и их название). В Чехословакии конституция состояла из множества конституционных законов, из которых лишь только один назывался конституцией.

       Если  конституция есть единый писаный  акт, регулирующий все основные вопросы  конституционного характера, то ее можно  определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими  писаными актами, то мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Примеры развернутых конституций дают греческая, португальская; неразвернутых - действующая французская, не говоря уже об американской. Развернутые конституции нередко содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство.

       Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаны и включают парламентские  законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных  толкований. Например, конституция  Великобритании включает законы (статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, Акт о Палате общин (управлении делами) 1978 года, далее судебные прецеденты (так называемое общее право), но также обычаи, именуемые конституционными соглашениями, в которых содержатся конвенционные нормы. Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми Парламентом.

       Бывают  и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, он они существуют обычно временно - после революции, переворотов и  т.п., как, например, было в Румынии  в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как  правило, сохраняют свое действие прежние  акты текущего законодательства, если они не противоречат сущности и целям  нового режима.

       Деление конституций на писаные, смешанные  и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной  конституции в стране действуют  конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответственен только перед  нижней палатой Парламента - Национальным собранием, но на практике несет ответственность  и перед Президентом Республики.

       Структура конституции. В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных - охватывающих в  одном документе все нормы  высшей юридической силы. Эта структура, за некоторым исключением, имеет  стандартизированный вид. Она включает: преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка  также приложения.

       В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия  ее издания, иногда провозглашаются  права и свободы или руководящие  начала государственной политики. Эта  часть конституции наиболее важна  в политическом и идеологическом плане. Что же касается нормативной  природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положение  преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для  толковая и применения остальных  положений конституции.

       В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о  системе и статусе государственных  органов, о государственной символике, о порядке изменения конституций. Нормы о статусе государственных  органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего первоначально идут нормы  о парламенте, затем - о главе государства  и правительстве, далее следуют  нормы о судебной власти и, наконец, об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок - сначала - глава государства, а в конце - орган конституционной юстиции (Конституция Испании).

       В заключительных положениях обычно содержатся нормы устанавливающие порядок  вступления конституции в силу. Иногда, если это не урегулировано в основной части, здесь помещают нормы о  порядке изменения конституции  или государственных символах.

Информация о работе Конституция государства: сущность, структура, функции