Консервативная идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ консервативной идеологии.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность консерватизма.
2. Выделить новейшие течения консерватизма.
3. Проанализировать проблемы свободы, демократии и государства в идеологии консерватизма.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность консерватизма 5
2. Новейшие течения консерватизма 8
3. Проблемы свободы, демократии и государства в идеологии консерватизма 11
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Консервативная идеология.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     3. Проблемы свободы,  демократии и государства  в идеологии консерватизма

 

     Значительное  место в конструкциях современных  консерваторов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государства, демократии и т.д. Следует отметить, что в трактовке данного круга проблем большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. Не отвергая плюралистическую демократию, они высказываются за критический подход к заложенным в ней опасностям. При этом они убеждены в наличии тесной взаимосвязи между капитализмом и демократией.

     В целом для неоконсерваторов и "неоправых" характерно амбивалентное отношение к государству и связанным с ним институтам. С одной стороны, в глазах консерваторов государство - это источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. Для них характерно позитивное, зачастую авторитарное отношение к государству, что, в свою очередь, предполагает или порождает антииндивидуализм. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Поэтому теоретики консерватизма постоянно подчеркивают "важность ассоциаций людей, меньших по размеру, чем государство"6.

     При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество. По их мнению, последнее, будучи значительно шире правительства, исторически, этически и логически выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно и естественный и социальный характер: естественный, потому что принадлежат человеку, созданному богом в качестве части великого плана природы, а социальный, потому что человек может пользоваться этими правами лишь в организованном обществе. Правительство является политическим орудием общества, призванным обеспечить и защищать естественные права человека, а стабильная и эффективная экономика - это слияние индивидуального предпринимательства, групповой кооперации и правительственного регулирования.

     Традиционалистский  консерватизм представлен патерналистским  крылом в английском торизме, голлизмом - во Франции, правыми консерваторами и частью представителей социал-консерватизма - в Германии. Разделяя многие из вышеизложенных позиций, они в ряде аспектов значительно расходятся с новыми правыми и радикалистскими группировками неоконсерваторов в трактовке роли государства, его взаимоотношений с обществом, отдельным индивидом, свободы и свободнорыночных отношений и т.д.7

     Большой интерес в рассматриваемом плане представляет модель, предлагаемая французским голлизмом. Либерализм не устраивает голлистов своим "эгоизмом и индивидуализмом" и стремлением "навязать обществу власть технократии", то есть элитарного и кастово замкнутого института профессионального менеджмента, представляющего собой "антипод любого демократического режима". Главная ошибка либералов, по мнению голлистов, состоит в игнорировании того, что "средний француз невраждебно относится к дирижизму", то есть к государственному регулированию.

     Центральное место в голлистской доктрине занимает тезис о приоритете французской нации и о "величии Франции". А это, по мнению голлистов, может быть обеспечено только сильным государством.

     Консерваторы  в значительной степени правы, рассматривая власть и необходимость подчинения дисциплине как важный атрибут государственности. И действительно, где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя говорить об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения. В современных условиях позиции консерваторов по данному кругу вопросов приобретают дополнительную значимость, что в глазах части населения увеличивает их притягательность. Тем более, что представители почти всех национальных вариаций консерватизма пытаются привести новые аргументы в пользу традиционного для него синтеза индивидуализма и авторитета государства, индивидуальной свободы и всеобщей воли.

     В целом традиционный консерватизм в  тех или иных пропорциях интегрировал отдельные элементы остальных вариантов консерватизма и сводятся к следующему: вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода "духовную корпорацию", такую как церковь. Порядок, справедливость и свобода являются продуктами очень длительного периода человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности "общества-корпорации" первостепенное значение имеет сохранение "беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии". Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем. Консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое -будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый "эфемерный" вопрос на основе личных мнений и личного разума. "Индивид глуп, а род мудр". Важна вера в многообразие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни. Для "здорового" разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства. Истинное равенство — только перед богом. Жизнеспособность общества достигается наилучшим образом, когда оно направляется мудрым и способным руководством, и если разрушить естественные и институциональные различия, то вакуум заполняется тираном. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель8.

     Подводя итоги всему изложенному, можно  констатировать, что современный  консерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разнообразные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан глубокими противоречиями. Как отмечает П. Аллисон, консерваторы являются одновременно "индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми". Разнородны и противоречивы выдвигаемые ими идеи и рецепты решения проблем, стоящих перед капиталистическим обществом. С одной стороны, они ратуют за восстановление принципов свободной конкуренции и свободнорыночных отношений. С другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам с их акцентом на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты, которые, как выше говорилось, подрываются в процессе реализации принципов свободнорыночной экономики. Вместе с тем традиционалистское и патерналистское течение консерватизма выступает в защиту сильной власти и государства, видя в них средство обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала и т.д. Здесь, пожалуй, в наиболее отчетливой форме высвечивается противоречивость позиций консерваторов в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государством9.

     Такая позиция вполне объяснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и  деликатны и их невозможно объяснить  с помощью простых и однозначных формул, доводов и аргументов. Особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует подойти в периоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чреваты непредсказуемыми негативными последствиями. В условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерный для консерватизма, способны послужить противовесом крайностям.

 

      Заключение

 

     Таким образом, проведенный анализ консервативной идеологии позволяет заключить  о следующем:

     1. Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.

     2. Консерватизм провозглашал следующие принципы управления: согласие властей и управляемых; подчинение управляемых законной власти; осуществление власти через представительство уполномоченных; постоянное участие граждан в местном управлении.

     Консерваторы  считали, что в сознании людей  надо культивировать частную собственность, гуманные традиции прошлого, идеи децентрализации  власти. Важнейшей чертой консерватизма было положение об изначальной и абсолютной несовместимости свободы и равенства людей.

     3. В ходе исторического развития  консерватизм, также как и либерализм, претерпел значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу рынка, конкуренции, требовали ограничить государственное вмешательство в экономику. На протяжении многих лет консерваторы отстаивали интересы крупного капитала.

     4. В современном консерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе личности и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

     5. В современной России идеология консерватизма исповедуется прежде всего так называемым национал-патриотическим движением, которое отвергает как коммунизм, так и западную демократию, выдвигая в качестве своей цели возрождение России на органически присущих ей, традиционно сложившихся устоях: сильное единое государство, православие как основа духовной жизни, верность национальным традициям русского народа — главной опоре и носителю государственного начала.

 

      Список литературы

 
  1. Брутян  А.Д. Актуальность идей русского консерватизма  в современной России / А.Д. Брутян [Текст] // ВМУ. – Серия 18. Социология и политология. – 2004. – № 1. – С. 67-72.
  2. Гаджиев К.С. Политология: Учебное пособие. / К.С. Гаджиев [Текст] – М.: Высшее образование, 2007. – 460 с.
  3. Доленко Д.В. Политология: Учебник. / Д.В. Доленко [Текст] – М.: Дело, 2002. – 424 с.
  4. Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма / О.Ю. Малинова [Текст] // Полис. – 2003. – № 3. – С. 87-94.
  5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. / Р.Т. Мухаев [Текст] – М.: Приор, 2007. – 432 с.
  6. Политология / Сост. и отв. редактор  А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 224 с.
  7. Политология / Под ред. М.А. Василика. – СПб.: Изд-во ACT/Астрель, 2002. – 400 с.
  8. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 417 с.
  9. Понеделков А.В. Основы политологии. / А.В. Понеделков [Текст] – М.: МарТ, 2007. – 400 с.
  10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. / В.П. Пугачев [Текст] – М.: Аспект Пресс, 2003. – 447 с.

Информация о работе Консервативная идеология