Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:03, доклад
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;
выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.
VII. Механизм реализации государственной национальной политики
Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.
Для этого важно реализовать следующие меры:
рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.
Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
согласовывать цели национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной национальной политики;
совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений;
разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной основах) федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;
осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России;
организовать подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;
учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.
ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Этноконфликт — конфликт между группами людей, принадлежащих к различным этносам. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:
1. в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;
2. стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;
3. в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;
4. новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;
5. этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.
ПРИЧИНЫ
Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов. Такие конфликты возникают на межгосударственном, межрегиональном, местном уровнях. Мотивы территориальных притязаний могут быть разными, к примеру:
обусловлены историческим прошлым этносов, к примеру, наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории;
нечеткость демаркации существующих границ или проведение новой демаркации между этносами, в случае если ранее таких границ не было;
возвращение на историческую родину ранее депортированного этноса;
произвольное изменение границ;
насильственное включение территории этноса в соседнее государство;
•расчленение этноса между разными государствами. Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма многообразны, к примеру:
политическая борьба за власть между различными этническими группами на всех уровнях (местном, региональном, государственном);
борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;
борьба за полную государственную (политическую) независимость и др.
Экономические конфликты между этносами могут быть вызваны следующими причинами:
неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;
нарушением баланса экономических интересов между Центром и этнически идентифицированным регионом (к примеру, субъектом федерации);
изменениями в политической структурно-функциональной системе производства, распределении и потреблении товаров и услуг (к примеру, в результате перераспределения собственности или миграции населения, традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому).
Изменения в структурно-функциональной политической системе общества могут стать причиной и других видов этнических конфликтов (политических, ценностных, социально-психологических).
Причинами этнических конфликтов может стать также неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать права граждан — с другой. Такие конфликты носят универсальный характер.
Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соответствии с ценностями, в свете которых определяют нормы поведения людей и их цели. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. К примеру, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).
На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами — общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.
Исторические причины этнических конфликтов связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они, как правило, не являются непосредственными причинами конфликта. Но в случае если конфликт назревает или уже имеет место, то прошлые обиды «извлекаются» в реальную действительность и становятся дополнительными факторами в развитии конфликта. К примеру, они могут быть использованы для оправдания своих действий и обвинений действий противника.
Какие бы причины не лежали в основе того или иного конфликта, в своем развитии любой конфликт выражает чьи-то интересы и преследует определенные цели (порой не вполне осознаваемые участниками конфликта). «Интересы, — по мнению А. Г. Здравомыслова, — это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага»1. Выразителем этнических интересов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть, элитные группы, которые преследуют личные интересы. К примеру, объявление того или иного этнического региона субъектом федерации позволяет местной элите сформировать свои, относительно автономные от Центра, органы власти и проводить нужную политику, используя идею защиты этнических интересов в своих целях.
К социокультурным причинам возникновения межэтнических конфликтов можно также отнести конфликты между нормами и ценностями, функционирующими в обществе. Россия — многонациональная страна, состоящая из десятков разнообразных этнокультурных образований. Каждая культура представляет своеобразную систему ценностей, идеалов, стремлений, образцов поведения и предпочтений в выборе соответствующих средств для достижения целей. Нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят усредненный характер и порой не учитывают субъективных особенностей того или иного этноса. К примеру, по мнению лидеров Чеченской республики Ичкерия, Конституция РФ противоречит некоторым законам Шариата.
Конфликты между нормами и ценностями (социальной структурой и культурой) могут возникать:
• на уровне Центр — регион;
на межрегиональном уровне;
на местном (внутрирегиональном) уровне.
Зачастую конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения. Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов». Кроме того, не обремененные «грузом» ни своей, ни местной культуры (моральными нормами, ограничениями и пр.), «чужаки» зачастую достигают значительных успехов в бизнесе, коммерции, предпринимательстве и тем самым еще больше обостряют взаимоотношение с местным населением.
Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т. д. К примеру, в основе осетино-ингушского конфликта находятся территориальные споры, абхазо-грузинский конфликт возник по поводу разногласий о статусе национально-территориального образования, стремление республики Ичкерия к полной государственной независимости явилось причиной Чеченской войны.
Опросы общественного мнения в полиэтнических регионах России свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности являются ухудшение экономической ситуации в стране (60—65 %), просчеты в национальной политике (40-45 %), нестабильная обстановка в обществе (40 %). При этом чисто этнические разногласия в ответах респондентов оказались на последнем месте.
ТИПЫ
Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям. В случае если взять за основание классификации территорию проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов:
межгосударственные, внешние конфликты;
региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;
конфликт между Центром и регионом (к примеру, субъектом федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта федерации он может рассматриваться как внешний, в случае если субъект стремится к полной государственной независимости. К примеру, российские федеративные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты — как внешнюю агрессию России против не зависимой республики Ичкерия.
местные конфликты — между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (к примеру, в одном городе, области, субъекте федерации).
В зависимости от мотивов возникновения, этнические конфликты можно классифицировать на типы: территориальные, обусловленные взаимными территориальными притязаниями этносов; экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и др.
В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют тины конфликтов:
Социально-экономические — борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу.
Культурно-языковые - защита родного языка и национальной культуры.
Территориально-статусные — борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса.
4.Сепаратистские — борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства.
По формам и методам противодействия этнические конфликты также можно разделить на насильственные и ненасильственные.
При этом насильственные могут быть локальными и широкомасштабными, предполагающими развернутые боевые действия сторон.
К ненасильственным можно отнести политические (без применения физической силы), дипломатические, юридические, экономические и другие конфликты.
В зависимости от времени и интенсивности развития этнического конфликта можно выделить краткосрочные и долгосрочные, перманентные и спонтанные, более интенсивные и менее интенсивные. «Острота современных межэтнических конфликтов, — по мнению Е. И. Степанова, — прямо пропорциональна экстремизму и обратно пропорциональна демократичности выдвигаемых в них требований»2.
«В нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Этот многонациональный мир – уникальное преимущество России, мир, в котором больше тысячи лет вместе живут представители самых разных национальностей и конфессий. Наше общество в целом не поддерживает экстремизм и идеологии, которые основаны на ненависти к людям. Как писал академик Лихачёв, «национализм – это проявление слабости нации, а не её силы. Это очень правильные слова», - подчеркнул Президент.
Отдельно внимание Дмитрий Медведев остановился на теме миграции: «До сих пор серьёзную напряжённость вызывает международная и внутренняя миграция, особенно в крупных городах. Подчас это приводит к межнациональной розни и конфликтам. Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселённых территорий».
Говоря о воспитании подрастающего поколения, глава государства подчеркнул: «Надо больше внимания уделять культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности – по сути, так, как сегодня учат грамматике или истории. Это нужно для того, чтобы сохранить нашу страну». Не осталась вне его внимания и такая проблема как экстремизм: «Нужно последовательно и бескомпромиссно бороться со всеми проявлениями экстремизма, с преступлениями, направленными на разжигание межнациональной розни. Подчеркну, такая работа – это постоянный приоритет».
Информация о работе Концепция государственной национальной политики Российской Федерации