Коллективистская демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:29, реферат

Краткое описание

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии.
Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе, отдельной личностью.

Файлы: 1 файл

коллективистская демократия.docx

— 17.54 Кб (Скачать)

Коллективистская демократия

 

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное  народовластие пытаются концепции  и реальная модель коллективистской демократии.

Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной  частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного  по своему составу народа (по отношению  к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе, отдельной личностью.

Виднейшие представители  коллективистской демократии — Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмитт. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712—1778). Он подверг критике либеральное разделение общества на «публичное» и «частное». По его мнению, утверждаемые либеральными мыслителями индивидуализм и эгоизм разрушительны для гражданских добродетелей и самого общества. Идеал гражданина демократической республики Руссо — это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, являющийся источником жизни единого «общественного тела».

Теория демократии Руссо  исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного слияния изолированных индивидов в единое целое. Формирование народа означает полное отчуждение «каждого из членов ассоциации со всеми правами в пользу своей общины». С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, так как целое — государство — подобно любому другому живому организму, заботится о своих членах, которые в свою очередь обязаны думать о благе государства.

Подход Руссо исключает противоречия, конфликты в отношениях между индивидами и государством, устраняет почву для протеста граждан против власти, для политической оппозиции в целом, а также появления частных интересов. Если все же частный интерес возникает, то он представляет собой патологию и поэтому подавляется. Предпосылкой общности интересов и воли народа является имущественное равенство. Руссо выступает не за полную ликвидацию частной собственности, а за ее ограничение и выравнивание ее размеров.

Сам народ неделим. Он обладает единой, общей волей и неотчуждаемым  суверенитетом. Внутри него не существует устойчивого большинства и меньшинства, а потому и нет необходимости  в защите последнего. Власть народа как целого ничем не ограничена. «Если кто-либо откажется подчиниться  общей воле, то он будет к этому  принужден всем организмом, а это  означает не что иное, как то, что  его силой принудят быть свободным». (Чуть ли не буквально эти слова  повторял лозунг, украшавший Соловецкий лагерь в 20-е гг., — «Железной рукой  загоним все человечество к счастью».)

Народ как коллективное существо может быть представлен только самим  собой, а не избранными представителями. Его общая воля выражается непосредственно  на собраниях. Она определяет законы и деятельность правительства, функции  которого сводятся лишь к исполнению и техническому обслуживанию решений  народа.

Идеи Руссо (принцип народного  суверенитета, прямого голосования  и др.) нашли свое выражение в  конституции Франции 1791 г. В то же время они послужили и оправданию якобинского террора. Не случайно его  вдохновитель Робеспьер называл  Руссо «провозвестником нашей революции». По конституции 1793 г., в соответствии с идеей Руссо о единстве и  непротиворечивости воли народа, принцип  равноправия распространялся лишь на единомышленников якобинцев.

Тоталитарная направленность концепции демократии Руссо получила дальнейшее развитие в марксизме  и, особенно, в ленинской и сталинской теории демократии, а также реализовалась  на практике в моделях «социалистической  демократии», которые сохраняются  до наших дней в коммунистических государствах.

В Советах реализуются  такие принципы коллективистской демократии, как полновластие, распространенность на все области жизнедеятельности  людей, прямая демократия (общие собрания, наказы избирателей, право отзыва депутатов, демократический централизм, предполагающий жесткое подчинение общим решениям), монизм, недопустимость идеологического  и политического инакомыслия  и оппозиции и др.

Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих  черт. К ним относятся: 1) коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю; 2) отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению; 3) коллективистское (близкое к античному) понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества; 4) тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классом, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности; 5) устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое — государство — и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей; 6) всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг; 7) декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или, по меньшей  мере, несовместимость с демократией  в ее либеральном понимании. Попытки  их осуществления неизбежно приводили  к появлению нового господствующего  класса — номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.

Некоторые важнейшие идеи коллективистской, идентитарной демократии нашли свое прямое выражение в современных западных теориях. Наиболее видной из них является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Она развивает идею Руссо о том, что каждый гражданин должен иметь возможность по меньшей мере одобрять или отвергать влияющие на его жизнь законы, которые он обязан уважать. Согласно партийной теории демократии, в современных государствах, с большой численностью населения и огромными по сравнению с древнегреческими полисами территориями, античная модель народовластия наиболее полно реализуется в «партийном государстве».

Различные партийные программы  дают гражданам возможность с  помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы являются полученными  от граждан своего рода мандатами, наказами, которые призваны исполнять и  депутаты, и правительство. Связанность  депутатов партийными программами  и структурами делает их прямыми  выразителями народной воли. Тем самым  достигается идентичность народа и  правительства.

 

В Европе идеи идентитарной, или коллективистской, демократии в 18 веке были восприняты и получили развитие в теории Жан Жака Руссо и Карла Шмидта. По их мнению, вся власть должна принадлежать народу, который образуется путем добровольного слияния отдельных людей в единое целое. В модели Руссо власть народа абсолютна. Не допускаются понятия большинства и меньшинства. Воля народа выражается на общих собраниях, где непосредственно формируются управленческие решения. Задачи власти сводятся всего лишь к техническому исполнению принятых решений. По модели Руссо, в обществе исключаются любые противоречия, как и противоречия общества и государства, поскольку государство жестко исполняет волю общества, а каждый член общества обязан заботиться о государственных интересах. Все члены общества уравнены в имущественных правах, при этом частная собственность не ликвидируется, а лишь ограничивается при ее справедливом распределении между всеми членами общины. В полноценном виде идентитарная демократия не реализована. Некоторые ее идеи, например, принцип прямого и равного голосования, принцип народного суверенитета, впервые нашли свое отражение на родине автора теории – Франции. Идентитарная демократия является ярким примером крайности в понимании форм демократии. С точки зрения формы народовластия, идентитарную демократию следует отнести к прямой демократии, поскольку воля народа реализуется непосредственно от принятия решений до их исполнения без «политических посредников» в виде партий или других общественных организаций.


Информация о работе Коллективистская демократия