Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:38, контрольная работа
В своей контрольной работе я постараюсь раскрыть проблему личности как субъекта и объекта политики. Раскрою понятие «лидерства», «идеи лидерства в истории».
Также необходимо рассмотреть вопрос о природе политического лидерства, обращая при этом внимание на: теорию черт, ситуационную концепцию, теорию конституентов, психологические концепции.
Введение 3
1. Понятие лидерства. 4
1.1. Идеи лидерства в истории. 4
1.2. Определения лидерства. 6
1.3. Объективная и субъективная стороны лидерства. 8
2. Природа политического лидерства. 11
2.1. Теория черт. 11
2.2. Ситуационная концепция.. 13
2.3. Теория конституентов. 14
2.4. Психологические концепции. 15
3. Классификация, функции и тенденции развития лидерства. 17
3.1. Типы лидерства. 17
3.2. Функции лидера. 19
3.3. Культ личности. 21
3.4. Тенденции развития политического лидерства. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
В
современной политологии
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; буржуазных, мелкобуржуазных и т.п.9
3.2. Функции лидера.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции: 1. политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2. определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3. мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей. Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1.
Интеграция общества, объединение
масс. Лидер призван воплощать
в себе и представлять во
взаимоотношениях с другими
2.
Нахождение и принятие
3.
Социальный арбитраж и
4.
Коммуникация власти и масс, упрочение
каналов политической и,
5.
Инициирование обновления, генерирование
оптимизма и социальной
6.
Легитимация строя. Эта
3.3. Культ личности.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президентства Шарля де Голля. Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.
3.4. Тенденции развития политического лидерства.
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица. В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства. Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательной актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживается собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой». В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения». Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.
Политический
труд постепенно превращается в профессию,
аналогичную профессии врача, конструктора
или адвоката. Он становится главным
и постоянным источником дохода. Хотя
профессиональные политики занимают выборные
должности, большинство из верхнего эшелона
обычно сохраняет род своих занятий даже
после смены правящей партии. Этому способствует
аккумуляция ими ряда политических должностей
в парламенте, партии, органах местного
самоуправления, других учреждениях. В
ряде стран (Японии, Франции, США) учет
профессионализации политической деятельности
проявляется в отборе будущих политических
лидеров еще в детском или подростковом
возрасте и их подготовке в специальных
школах и университетах. Политические
лидеры и элиты занимают руководящие позиции
и осуществляют свои функции в рамках
определенных политических систем, выступающих
реальным воплощением, материализацией
механизма власти в обществе11.
Заключение
Рассмотрев
тему «Политическое лидерство» можно
сделать вывод, что политическое лидерство
представляет собой постоянное приоритетное
и легитимное влияние одного или нескольких
лиц, занимающих властные позиции, на все
общество, организацию или группу. В структуре
лидерства обычно выделяют три главных
компонента: индивидуальные черты лидера;
ресурсы или инструменты, которыми он
располагает; ситуацию, в которой он действует
и которая оказывает на него влияние. Все
эти компоненты прямо влияют на эффективность
лидерства.
Список использованной литературы
1. Блондель Ж. Политическое лидерство. – М., 1992.
2. Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.
3. Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.
5. Херман М. Составные части лидерства. Политология вчера, сегодня, завтра. Вып. второй. – М., 1991.
Информация о работе Классификация, функции и тенденции развития лидерства