Классификация, функции и тенденции развития лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе я постараюсь раскрыть проблему личности как субъекта и объекта политики. Раскрою понятие «лидерства», «идеи лидерства в истории».
Также необходимо рассмотреть вопрос о природе политического лидерства, обращая при этом внимание на: теорию черт, ситуационную концепцию, теорию конституентов, психологические концепции.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие лидерства. 4
1.1. Идеи лидерства в истории. 4
1.2. Определения лидерства. 6
1.3. Объективная и субъективная стороны лидерства. 8
2. Природа политического лидерства. 11
2.1. Теория черт. 11
2.2. Ситуационная концепция.. 13
2.3. Теория конституентов. 14
2.4. Психологические концепции. 15
3. Классификация, функции и тенденции развития лидерства. 17
3.1. Типы лидерства. 17
3.2. Функции лидера. 19
3.3. Культ личности. 21
3.4. Тенденции развития политического лидерства. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

политическое лидерство (политология).doc

— 119.00 Кб (Скачать)

       В современной политологии нередко  называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера – знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а так же привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

       Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и  оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; буржуазных, мелкобуржуазных и т.п.9

       3.2.  Функции лидера.

       Разнообразие  типов лидеров во многом объясняется  широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно  выделить их три общих функции: 1. политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2. определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3. мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей. Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

     1. Интеграция общества, объединение  масс. Лидер призван воплощать  в себе и представлять во  взаимоотношениях с другими государствами  национальное единство, объединять  граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

     2. Нахождение и принятие оптимальных  политических решений. И хотя  лидеры не застрахованы от  ошибок, часто действуют не лучшим  образом, все же именно способностью  найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

     3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного  рода нижестоящих руководителей,  поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

     4. Коммуникация власти и масс, упрочение  каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем  самым предотвращение отчуждения  граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

     5. Инициирование обновления, генерирование  оптимизма и социальной энергии,  мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще Призматическим лидерам, однако, не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.

     6. Легитимация строя. Эта функция  присуща главным образом лидерам  в тоталитарных и авторитарных  государствах. Когда политический  режим не может найти своего  оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.10 

      3.3.  Культ личности.

      Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президентства Шарля де Голля. Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока. 

3.4.  Тенденции развития политического лидерства.

      Социальная  значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят  прежде всего от характера политического  строя. Очевидно, что они будут  коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица. В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства. Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательной актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживается собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой». В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения». Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.

      Политический  труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным  и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях. В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Рассмотрев  тему «Политическое лидерство» можно сделать вывод, что политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Блондель Ж. Политическое лидерство. – М., 1992.

2. Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

3. Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

5. Херман М. Составные части лидерства. Политология вчера, сегодня, завтра. Вып. второй. – М., 1991.

Информация о работе Классификация, функции и тенденции развития лидерства