Эссе «Мое видение демографического будущего России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:28, доклад

Краткое описание

Демографическая ситуация в России начала резко ухудшаться после развала Советского Союза. В 90-е годы снижение рождаемости и значительный рост смертности были вызваны бедственным экономическим положением народа, ростом преступности, наркомании, полной сменой идеологических ориентиров. Список причин, подорвавших демографическую ситуацию, можно продолжать бесконечно.

Файлы: 1 файл

эссе по политологии.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский научно-исследовательский политехнический университет»

 

Факультет гуманитарный

Специальность 080504 «Государственное

и муниципальное управление»

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

Эссе

«Мое видение  демографического будущего России».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ГМУ-11-2з

Неволина Виктория

                  Проверил:

Курбатова Людмила Николаевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2012

 

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что к 2025 году трудоспособное население России сократится не менее  чем на 10 миллионов человек. По его  словам, это «наиболее сложный, с  точки зрения демографической ситуации, период» для нашей страны. «Резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны» К сожалению это действительно так, но на взгляд экспертов есть несколько путей выхода из этого кризиса, в чем я с ними солидарна. Перспективы в связи с этим открываются более чем тревожные. И простых выходов из сложившейся ситуации нет. Для того чтобы немногочисленному молодому поколению поддерживать постоянно растущее число пенсионеров, нужно или повышать налоги, или же поднимать планку пенсионного возраста. На мой взгляд, оба эти решения в современных российских реалиях, очевидно, невозможны. Для решения накопившихся проблем по поручению Президента РФ разрабатывается концепция государственной миграционной политики: ее проект будет рассмотрен Совбезом.

Демографическая ситуация в России начала резко ухудшаться после развала Советского Союза. В 90-е годы снижение рождаемости  и значительный рост смертности были вызваны бедственным экономическим  положением народа, ростом преступности, наркомании, полной сменой идеологических ориентиров. Список причин, подорвавших демографическую ситуацию, можно продолжать бесконечно.

Относительная стабилизация экономики в нулевых, а также  вход в репродуктивный возраст многочисленного  поколения детей 80-х смогли на сегодняшний день снизить смертность и повысить рождаемость.

Одним из способов изменения ситуации к  лучшему, по мнению экспертов, может  стать трудовая иммиграция в нашу страну. Эксперты, занимающиеся демографическими проблемами, придерживаются разнообразных иммиграционных стратегий. Одни, к примеру, направляют свой взгляд на Среднюю Азию и Китай, и по ряду причин видят именно эти регионы идеальным источником трудовых ресурсов. Другие напротив, выступают за привлечение русскоязычного населения из Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, а также ряда других стран, в которых наши соотечественники составляют национальное меньшинство. Позиция первых понятна. В Азии быстро растет население, условия жизни там гораздо ниже, чем в России. Специальных программ для привлечения иммигрантов не нужно - они едут вагонами и без того. Узбеки и таджики не требуют больших зарплат, мирятся с ужасными жилищными условиями, не «качают права», по крайней мере, пока ими не обладают. Иммиграцию из Средней Азии со счетов сбрасывать не стоит. Для того чтобы приезжие не чувствовали себя чужеродными элементами общества, необходимо их ассимилировать в социум. Уже существующие экзамены по русскому языку для получающих гражданство - необходимо освободить от коррупции. Также нужно реально познакомить гостей страны с нашей культурой, обычаями и историческими традициями. Необходимо серьезное финансирование подобного рода программ по привлечению соотечественников, но где есть деньги - есть и коррупция. Об этом забывать ни в коем случае не стоит». Между тем, на мой взгляд, назвать мигрантов из стран Азии высококвалифицированными специалистами в прямом смысле слова язык не поворачивается. Это люди из иной культурной среды, по большому счету не говорящие по-русски. Конечно, можно предложить обучение, всевозможные курсы, переаттестации, переквалификации, программы по интеграции и ассимиляции - но это громадные расходы. Подготовка полноценного рабочего обойдется в несколько сотен тысяч рублей. Не говоря уже об инженерах и ученых. Даже если правительство выделит большие суммы на переподготовку и примет иммигрантов в качестве полноценных граждан - пропорционально возрастут и их требования. Их права будет обеспечивать российская Конституция. О дешевой рабочей силе можно будет просто забыть. С культурной интеграцией все еще сложнее. Достаточно бросить взгляд на современную Европу. Несмотря на все старания западных правительств, политика мультикультурализма провалилась. Сейчас европейские города окружены национальными гетто, в которых царит преступность и нацизм, направленный против коренных жителей. Никто не говорит, что такая ситуация сложится в России. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов подобные риски. Обратив взоры на восток, как на источник рабочей силы для модернизации страны, правительство возьмет на себя определенные обязательства. Пытаясь решить одну проблему, существует вероятность создания других, и возможно еще более острых, нежели сегодня. Сейчас очень быстрыми темпами идет замещение коренного населения. Но суть вопроса зависит в том, чего мы вообще хотим, какую страну хотим видеть в дальнейшем. Если мы хотим сохранить свою национальную и государственную идентичность, то мы должны сохранять коренное население. Какими путями? Есть такие пути, как объединение с Белоруссией, Украиной, привлечение соотечественников. А привлечение людей из азиатских государств, которые не хотят менять своей идентичности, я думаю - это мина замедленного действия, которая приведет к разрушению российской государственности. Лично мне дорога наша страна, ее нам подарили наши деды. А этим людям без разницы. Ведь им вовсе не нужна Россия в том виде, в котором она есть. И если они станут формально ее гражданами, это ничего не изменит. Они приезжают сюда деньги зарабатывать, и умереть за нашу страну не способны». Поэтому, данный способ мне не совсем симпатичен, я бы даже сказала совсем не нравиться.

Второй способ решения проблемы: репатриация бывших соотечественников. В странах СНГ на сегодняшний день, по данным Института стран СНГ, проживает порядка 20 миллионов русских. Однако пока Россия не сделала ни одного последовательного шага, чтобы вернуть их на пустеющие просторы Родины. Недостойное отношение заставило значительную часть из переехавших в 90-е годы в Российскую Федерацию русскоязычных соотечественников повернуть назад. Из 8,5 млн. русскоязычных, прибывших в Россию с волной раннего постсоветского периода, назад уехало около 4 млн. Очевидно, что привлечение русскоязычных лиц из стран СНГ - наиболее удачный политический ход. Сегодня существуют условия для стимулирования второй иммиграционной волны русских, сродни той, что была в первые годы постсоветского периода. Но для этого нужны по-настоящему серьезные меры и реальная воля государства. Необходимы меры по социально-правовой защите пребывающих русскоязычных, упрощению получения гражданства, созданию цивилизованных и комфортных условий труда, в том числе и для членов их семей. Таким образом, средства, которые могут пойти на программы интеграции и переподготовки иноязычных иммигрантов, можно направить на помощь прибывающему русскоязычному населению и на стимулирование их переезда из соседних стран. Среди возможных мер можно предложить им социальное жилье для временного проживания, начальное пособие на первые несколько месяцев пребывания в России, максимальное упрощение получения российского гражданства и правовая защита приезжих. После того, как иммигрант «встанет на ноги», найдет работу, снимет жилье, желательно оказывать ему помощь в выгодной продаже жилья на родине (если возможность продажи имеется) и содействовать в получении кредита для покупки жилья в России (если возможность приобретения собственной недвижимости рассматривается). Все эти решения, конечно же, не могут гарантировать обвального потока русскоязычных иммигрантов. Но с другой стороны, любое значимое политическое решение, любая программа действий, являются своего рода рисками. Перед властью сейчас стоит важная задача. И в ее решении, легкий путь, совсем не обязательно наиболее правильный, и, тем более, единственно верный. Для преодоления демографической ямы достаточно привлечь лишь треть русских с территорий бывшего СССР. Именно столько молодых и активных, имеющих желание переехать, находится в ближнем зарубежье. В сочетании с социальной политикой властей, направленной на поддержку прежде всего многодетных российских семей, Россия сможет преодолеть прогнозируемый 10-миллионный демографический спад.

Очевидно, что решение  демографических проблем не может  лежать в какой-то одной плоскости. Необходимо параллельное развитие различных  социальных и политических программ. Во-первых, нужны дальнейшие шаги, направленные на подъем рождаемости, во-вторых, нужно четко рассчитать, сколько стране не хватает трудовых ресурсов, и восполнять именно их. Я считаю что, для стратегического решения демографических проблем руководству страны в первую очередь необходимо отказаться от концепции: «Экономика - это базис». Если во главу угла ставить денежную массу, а не человеческие жизни и глобальные смыслы, по итогу не будет, ни денег, ни людей. Первые разворуются. Вторые вымрут.


Информация о работе Эссе «Мое видение демографического будущего России»