Избирательная система: сущность и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:52, реферат

Краткое описание

Избирательная система – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Известны две основные избирательные системы: мажоритарная система (система большинства) и система пропорционального представительства.

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы

Файлы: 1 файл

тип избирательной системы РБ.docx

— 23.43 Кб (Скачать)

 

 Избирательная система: сущность и содержание.  
 
Избирательная система – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.  
Известны две основные избирательные системы: мажоритарная система (система большинства) и система пропорционального представительства.  
 
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.  
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.  
 
 
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.  
Подготовка и проведение выборов  
Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким-либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.  
Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей.  
Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно. В случае роспуска местного Совета выборы назначаются Президентом не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска. Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов, то есть после принятия решения и подписания соответствующего указа.  
Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва. Сообщение о дате проведения выборов обнародуется в средствах массовой информации не позднее трех дней после назначения выборов.  
Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.  
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.  
Центральная комиссия осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства о выборах, отзыве депутатов и членов Совета Республики, дает разъяснения этого законодательства в целях его единообразного применения; образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей; решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей; регистрирует инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц, инициативную группу избирателей по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, кандидатов в депутаты; определяет порядок использования государственных средств массовой информации в предвыборной кампании; устанавливает формы бюллетеней и списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, голосовании об отзыве депутатов, протоколов предвыборных собраний и заседаний комиссий и других документов по выборам, референдуму, отзыву депутатов, образцы ящиков для голосования, печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам; подводит итоги выборов, публикует сообщения о них в средствах массовой информации; регистрирует избранных депутатов Палаты представителей и публикует их список в печати; решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента; решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, назначает выборы Палаты представителей вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение.  
Территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, осуществляют следующие полномочия: осуществляют контроль за соблюдением актов законодательства о выборах на территории области, города Минска; руководят деятельностью нижестоящих территориальных и участковых комиссий; контролируют составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, отзыве депутата и представление их для всеобщего ознакомления; распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов.  
Основная нагрузка при подготовке и проведении выборов возлагается на участковые комиссии, которые обеспечивают соблюдение требований законодательства Республики Беларусь о выборах на территории участка для голосования; уточняют и подписывают списки граждан, имеющих право участвовать в выборах по участку для голосования; знакомят избирателей со списком этих граждан, рассматривают заявления о неправильностях в списке, решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений; оповещают избирателей о месте нахождения, времени работы и номере телефона участковой комиссии, а также дне выборов, времени и месте голосования; обеспечивают реализацию права избирателей проголосовать на выборах досрочно, а также сохранность бюллетеней; организуют голосование в день выборов; проводят подсчет голосов и устанавливают результаты голосования по участку; рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования, подсчета голосов и принимают по ним решения; заслушивают сообщения должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; осуществляют другие полномочия в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. 

Срок полномочий Центральной комиссии – 5 лет.  
В состав Центральной комиссии не могут входить кандидаты в Президенты Республики Беларусь, кандидаты в депутаты Палаты представителей и их доверенные лица, а также иные лица в случаях, предусмотренных законодательством.  
За пределами Республики Беларусь при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов парламента участковые комиссии образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.  
Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей. Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов. Однако, как правильно указывается в литературе, нужны не приблизительные, а уточненные данные, в которых были бы учтены все прошедшие события и действия (смерть избирателя, выезд в другой населенный пункт или за пределы республики, достижение совершеннолетия и т.д.).  
Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.  
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.  
Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьей 68 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в Президенты и в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за 35 дней, а заканчивается за 25 дней до выборов, кандидатов в депутаты – начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.  
Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов.  
В предвыборной агитации используются плакаты, надписи, призывы, листки, фотоматериалы. Запрещается раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании с соблюдением требований законодательства.  
Завершением избирательного процесса для граждан (но не всей избирательной кампании) является голосование.  
Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, не позднее, чем за 10 дней до выборов.  
К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей. Процедура подсчета голосов достаточно подробно регламентируется в избирательном законодательстве. Ящики для голосования вскрываются участковой (счетной при выборах в Совет Республики) комиссией после объявления ее председателем об окончании голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются. Вначале открываются ящики, которые использовались при досрочном голосовании, переносные, затем стационарные.  
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии без перерыва до получения результатов.  
Сообщение об итогах выборов Президента передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования в течение трех дней с момента подписания протокола об итогах выборов.  
Сообщения об итогах выборов в Палату представителей Центральная комиссия направляет в печать в течение трех дней с момента подписания протокола; список избранных депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием их данных.  
Сообщение об итогах выборов в местные Советы депутатов направляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями в печать в пятидневный срок после выборов. В списке избранных депутатов, составленном в алфавитном порядке, указываются все необходимые данные.  
Сообщение об итогах выборов в члены Совета Республики и список избранных членов Совета Республики направляется Центральной комиссией в печать в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов.

Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

 

 

 

 

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели  либо кандидаты находятся в  равных условиях и участвуют  в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип  обеспечен тем, что каждый избиратель  включен в единый список избирателей  и голосует только 1 раз. Никто  из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное  финансирование, равное количество  эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать. 
2. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно. 
3. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

4. Тайное голосование – никто  не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Конституция и закон устанавливает ряд цензов: 
 1) Возрастной. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.

2) Оседлости. Президентом может  стать гражданин, проживающий на  территории Республики Беларусь  не менее 10 лет перед выборами, в совет республики избираются  граждане, проживающие на территории  соответствующей области, города  Минска не менее пяти лет.

3) Гражданство. Избирается только  гражданин РБ. 
4) Рождения. Президент – только гражданин РБ по рождению. 

 

 


Информация о работе Избирательная система: сущность и содержание