Избирательная система Ирландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, реферат

Краткое описание

Как известно, Ирландия является парламентской республикой (в Ирландии предусмотрена также выборная должность Президента Ирландии, который является главой государства и избирается в ходе прямых выборов сроком на 7 лет (прошедшие президентские выборы состоялись в 2010 году).

Файлы: 1 файл

ирландия.docx

— 79.24 Кб (Скачать)

Система применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т.д.

Избиратель может  объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности (партийности), так и  по любым другим основаниям. При  подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций  составило квоту или превысило  ее, считаются избранными.

У многих избранных кандидатов оказываются излишки голосов, и  их нужно в соответствии со вторыми  преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю  пачку бюллетеней избранного кандидата  и определяют, какой их процент  отдает вторую преференцию каждому  из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций  вообще нет или они отданы избранным  кандидатам.

 
Например, квота составляет 2700 голосов. Кандидат А получил 3700 первых предпочтений. У него 1000 лишних голосов. Из всех его 3700 бюллетеней в 370 (10 %) второе предпочтение отдано кандидату Б, а в 740 (20 %) - кандидату  В. Что касается остальных бюллетеней, то там второе предпочтение либо отдано кандидатам, также получившим квоту, либо никому не отдано. Поэтому из 1000 лишних голосов 100 (10 %) отдаются кандидату  Б, а 200 (20 %) - кандидату В. Если, скажем, кандидат В тем самым добрал голоса до квоты, он также считается избранным.

Возможность передачи голоса и объясняет название системы  – единственного (единого) передаваемого  голоса (the single transferable vote). Система применяется  при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты, кроме Индии, – в Австралии.

4. Достоинства и недостатки  данной избирательной системы,  в какой мере 
она способствует политическому участию и адекватному выражению 
интересов населения.

Эта система в теории считается самой  справедливой, так как позволяет  сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства  партий. Однако ее распространению  препятствует определенная техническая  сложность определения результатов  выборов. Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

- во-первых, пропорциональная система  не дает такого числа неучтенных  голосов избирателей, максимально  уравнивает удель-ный вес мандатов;

- во-вторых, она дает более адекватную  картину политической ситуации  в стране на момент выборов,  реальной расстановки сил политических  партий и иных организаций.  Пропорциональная сис-тема дает  возможность всем политическим  организациям, поль-зующимся поддержкой  избирателей, провести своих депутатов  в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет  мне-ний различных слоев населения  при принятии решений. 

Результат выборов становится более надежным, то есть менее подверженным случайным  факторам. Во-первых, избиратели могут  смело ставить первым того кандидата, которого они в первую очередь  хотят видеть избранным, даже если этот кандидат не слишком популярен, не опасаясь, что в случае его поражения  их голоса “пропадут" (но чтобы голос  в конечном итоге не пропал, одним  из своих следующих предпочтений следует обязательного указать  пусть менее желательного, но все  же более “проходимого” кандидата). Вспомним, как часто нам перед  выборами говорили: не голосуйте за тех-то и тех-то – у них нет  шансов.

Однако  следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной  квоты в округе может зара-нее  обеспечивать победу более крупным  партиям, лишая, факти-чески, небольшие  партии шансов на получение мандатов. В дан-ном случае большая избирательная  квота выполняет роль «за-градительного  барьера».

Против  небольших партий может быть направлена и практика образования небольших  полиноминальных округов, от которых  избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, ре-ально  ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И  опять в выигрышном положении  оказы-ваются крупные партии.

Поэтому максимальное использование демократического по-тенциала пропорциональной системы  возможно лишь при макси-мальном  укрупнении избирательных округов  и выборе оптималь-ной системы  определения пропорциональности при  распределении мандатов.

К числу недостатков рассматриваемой  системы можно отнести относительную  сложность применения методики подсчета голосов и определения результатов  выборов. Недостатком рассматриваемой  системы является не всегда адекватное представительство небольших политических партий. Они получают число мест, не соответствующее числу собранных  ими голосов. Данная избирательная  система в Ирландии, например, с 1923 года всегда завышала представительство  партии, получившей наибольшее число  мест в нижней палате парламента.

Кроме уже указанных достоинств отметим, что в условиях многонационального государства система единственно  передаваемого голоса способна также  обеспечить представительство в  избираемом органе интересов некомпактно  проживающих национальных меньшинств. Мажоритарная система по своей сути не приспособлена обеспечить представительство  этих меньшинств. Пропорциональная система  в чистом виде, предполагающая участие  политических партий как основных субъектов  избирательных кампаний, является не вполне адекватным средством решения  проблемы национального представительства, так как ее применение будет стимулировать  образование партий отдельных национальностей.

* Деликт  избирательный  - нарушение установленных  правил, имеющее целью  сфальсифицировать  результаты голосования  или повлиять на  них.

1 Ibid. P. 255.

2 Избирательные системы в свете мирового опыта ( законодательство и практика).  - М., 1991. С. 89.

3 Heath A., Jowell R., Curtice J. How Britain Votes. Oxford, 1985. P. 54.


Информация о работе Избирательная система Ирландии