Институту Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 02:58, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………...3
1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах………….………..………………….……………………….…..4
2. Институт Президента Российской Федерации……………..……….……...14
Тесты…………………………………………………………………...….……..21
Заключение……………………………………………………………………....22
Список литературы…………………………………………………...………....24

Файлы: 1 файл

Система гос управления .doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Это спровоцировало противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом  РСФСР и законодательных органов  в лице Съезда Народных Депутатов  и Верховного Совета РСФСР.

     Замена  Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

     Конституция 1993 года поставила точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями  власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.

     Следствием  вышеизложенного можно считать, что Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем  самым согласованное их функционирование.

     Полномочия президента охватывают несколько сфер:

     1) полномочия, связанные с законодательными  органами государственной власти;

     2) полномочия, связанные с деятельностью  исполнительных органов государственной  власти;

     3) полномочия, связанные с деятельностью  органов судебной власти;

     4) полномочия в сфере обороны  и обеспечения безопасности государства;

     5) полномочия в сфере внешней  политике;

     6) иные полномочия.

     На  Президента РФ Конституцией наложен  ряд полномочий, связанных с деятельностью  Государственной Думы. Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.

     В законодательной сфере Президент  РФ наделен правом законодательной  инициативы, правом вносить предложения  о поправках, пересмотре положений  Конституции РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.

     Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

     Президент назначает Председателя Правительства ( после согласования кандидатуры  в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

     Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным  законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов

     В соответствии с Конституцией РФ судьи  высших судебных органов РФ назначаются  по представлению Президента. Судьи  Конституционного Суда назначаются  на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.

     Президент представляет Совету Федераций кандидатуры  на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.

     Согласно  Конституции РФ Президент назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент  утверждает концепцию и планы  строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

     К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве граждан  на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.

     Президент РФ формирует и возглавляет Совет  Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны - чрезвычайное положение.

     Президент в сотрудничестве с парламентом  разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит  его выполнением. Президент устанавливает  прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.

     Президент РФ несет ответственность за определение  внешней политики государства и  ее осуществление федеральными государственными органами.

     Министерство  иностранных дел РФ подведомственно  Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.

     Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей.

     Президент назначает и отзывает дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях.

     Несмотря  на все полномочия, Президент не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней  политики, т.к. парламент издает необходимые  законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.

     На  Президента РФ возлагается очень  важная роль с системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

     Данные  процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной  власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.

     Суть  согласительных процедур состоит в  достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия  и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.

     Тесты

     1. Назовите формы государственного  устройства по источнику власти (форме правления):

     1) монархия

     2) народовластие

     3) олигархия

     4) автократия

     Ответ: 1, 3

     2. Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека является:

     1) Конституционный суд РФ

     2) Президент РФ

     3) Федеральное собрание РФ

     Ответ: 2

Заключение

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что введение поста  Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе, отразившее процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы, а также стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система», в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтировалась, так как происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия. Также введение института президентства была вызвана необходимостью изменения федеративных связей, необходимостью усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления а также принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

     Таким образом в начале 90-х годов введение института президентства в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.

     Появление института президентства в Российской Федерации положило начало реформе  всей исполнительной вертикали. За прошедшие  годы институт президентства преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 года изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.

     Начиная с 1991 года институт президентства в  России вместе с остальными институтами государственности находился в процессе постоянного развития и модернизации.

     Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая  тем самым согласованное их функционирование.

     Неоднократное изменение выборного законодательства значительных изменений не произвело, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.

     Президент стал наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними, через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.

     Список  литературы

  1.   Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2007. С.123.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2005.
  4. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. 
  5. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М: Юристъ., 2008
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2010.-608 с.
  7. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 
  8. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации: учебное пособие - М.: Русская Деловая Литература. 2006
  9. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) – М.: Юрайт-Издат, 2006.
  10. Официальный сайт Президента РФ – http://kremlin.ru/

Информация о работе Институту Президента Российской Федерации