Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:20, доклад
Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 г
Демократические преобразования,
проводимые в Российской Федерации
в начале 90-х годов, привели к
необходимости поиска новой модели
организации государственной
ПРЕДПОСЫЛКИ ВВЕДЕНИЯ
ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ
В марте 1990 года на 3-ем съезде народных
депутатов был учрежден пост Президента
СССР. Стало ясно, что Президент нужен
и России – как высшее должностное лицо,
которое будет заботиться об укреплении
самостоятельности, о представительстве
и защите его интересов.
Выбор оптимальной модели института президентства
в России стал одной из ключевых проблем
при подготовке проекта новой Конституции
России. В конституционной комиссии стал
вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной
власти, или исполнительная власть должна
возглавляться правительством. Конституционной
комиссией был поддержан вариант президентской
республики, в воплощенный с незначительными
коррективами в Законе «О Президенте РСФСР»
1991 года.
При разработке президентской модели
стоял вопрос, либо Президент должен быть
ответственным перед народом за суверенитет
государства, за надежность и целостность
государственной системы, за разумное
сотрудничество государственных органов,
либо он должен быть хозяйственником –
управленцем. Было принято решение, что
«Президент не должен быть всероссийским
«управдомом». Он должен управлять властью,
на основе строгого разделения властных
функций. Роль «управдома» должно было
взять на себя Правительство – Совет Министров,
избираемый парламентом и отвечающий
перед ним». Критики учреждения в системе
государственных органов РСФСР поста
Президента считали, что тем самым создаются
реальные условия для сосредоточения
власти в руках одного человека, и что
учреждение поста Президента России будет
способствовать не укреплению Союза ССР,
а его разрушения. Сторонники института
президентства доказывали неспособность
депутатского корпуса проводить радикальные
изменения в политической и экономической
жизни государства, они противопоставляли
законодательной власти мобильную исполнительную
власть.
Концепция института президентства, где
президент – глава исполнительной власти
и высшее должностное лицо представлялось
многим депутатам более демократической,
чем аналогичный институт власти на уровне
Союза ССР.
Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР»
от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские
полномочия, которые стали фундаментом
института Президентства в России, сочетающего
два основных компонента статуса Президента:
фактического главы государства и конституционного
главы исполнительной власти.
Но даже при столь серьезных изменениях
высших органов России, главную роль по
прежнему играли Съезд и Верховный совет
РСФСР, т.к. все полномочия Президента
определялись самим парламентом; бюджет,
все программы Президента, его администрация,
вся исполнительная власть финансировалась
парламентом; парламент оставил за собой
право отменить любой указ Президента;
парламент оставил за собой право отрешить
от должности Президента РФ. Видимо поэтому
из 898 принявших участие в голосовании
народных депутатов 690 высказалось за
одобрение Закона «О Президенте РСФСР»
После проведения референдума были приняты
законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте
РСФСР», «О выборах Президента РСФСР»
и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность
Президента РСФСР». Были внесены соответствующие
изменения и дополнения в Конституцию
РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная
глава. На основе этих законодательных
актов первый Президент России был избран
путем всеобщих, прямых, равных выборов
при тайном голосовании 12 июня 1991 года.
Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого
должность председателя Президиума Верховного
Совета РСФСР.
Введение поста Президента России стало
следствием прогрессивных демократических
процессов в российском обществе и в его
политической системе. Оно отразило процесс
трансформации политической власти из
системы партийных органов и организаций
в систему государственных органов и организаций,
включая институт президента и Советы.
Существовали и другие причины:
Во-первых, стремление заполнить с помощью
введения поста Президента РСФСР своеобразный
«вакуум», который возник в процессе проведения
экономических и политических реформ,
когда «старая система, в которой партия
была верховным органом управления изжила
себя и демонтируется. Происходящие процессы
оказались неподкрепленными в должной
степени созданием сильных взаимоуравновешивающих
и взаимоконтролирующих структур в государственной
системе, роль которых выполняла раньше
партия».
Во-вторых необходимость изменения федеративных
связей. Президент РСФСР должен был выступать
координатором во взаимоотношениях между
суверенными республиками.
В-третьих необходимость иметь интегрирующую
силу не только в политической системе
общества и системе разделения властей,
но и в самом обществе.
В-четвертых необходимость усиления исполнительной
власти и повышения эффективности управления.
Помимо всего прочего учреждение поста
Президента РСФСР связывалось в определенной
мере с необходимостью за счет оперативности
президентской власти принимать быстрые
решения по текущим, требующим оперативного
вмешательства вопросам.
Президент РСФСР в соответствии с законодательством
1991 года наделялся широкими полномочиями.
Он обладал традиционными для глав всех
государств законодательными полномочиями;
подписывал и обнародовал законы, принятые
Верховным Советом РСФСР, и мог вернут
закон для повторного рассмотрения в Верховный
Совет (полномочия не распространялись
на акты высшего законодательного органа
- Съезда народных депутатов РСФСР), обладал
правом законодательной инициативы.
Президент наделялся широкими полномочиями
в сфере исполнительной власти: назначал
и освобождал от должности всех членов
Совета Министров ( согласие Верховного
Совета требовалось только для назначения
Председателя Совета Министров и для принятия
Президентом отставки Правительства в
целом); принимал меры по обеспечению государственной
и общественной безопасности и т.д.
Однако институт президентства в России
до 12 декабря 1993 года в полной мере не отрицал
полновластия Советов, поскольку закреплял
подотчетность Президента Съезду народных
депутатов.
Указа Президента РФ № 1400 от 21 сентября
1993 года «О роспуске Верховного Совета,
Съезда народных депутатов России и проведении
выборов в Федеральное Собрание и Выборов
Президента РФ» ломал действующую государственную
систему и фактически вводил президентскую
республику. «Была подведена черта под
советской формой государственной организации
в России. Вслед за Верховным Советом были
ликвидированы советы нижестоящих уровней».
12 декабря 1993 года состоялись выборы в
новые органы законодательной власти
и референдум по новой Конституции. Согласно
Конституции 1993 Президент занимает в системе
федеральных государственных органов,
сформировавшихся после 1993 года, особое
положение, которое будет рассмотрено
ниже.
Таким образом из всего вышеперечисленного
можно сделать вывод, что в начале 90-х годов
введение института президентства в России
было жизненно необходимо, в связи с создавшейся
политической и экономической обстановкой.
Оно отразило процесс трансформации политической
власти из системы партийных органов и
организаций в систему государственных
органов и организаций, включая институт
президентства и Советы.
Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА в современном его понимании впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. «Отцы-основатели» американской Конституции при моделировании института президентства ориентировались на британскую политико-правовую практику и концепцию разделения властей. В настоящее время этот институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти. На конец XX в. из 183 государств — членов ООН — свыше 130 имели в государственном механизме пост президента. Их конституционный статус существенно разнится между собой. Даже если ограничиться странами западной демократии, то президенты в президентских (США), в полупрезидентских (Франция) и в парламентских (ФРГ) республиках значительно отличаются объемом полномочий, характером функций, ролью в решении государственных и общественных дел В немногочисленных научных работах, в которых осуществлена попытка анализа понятия института президентства, последний определяется как совокупность четырех групп норм:
Каждая их перечисленных
групп является своеобразным субинститутом
по отношению к институту
Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств:
«Институт президентства в большинстве случаев – это глава, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех «властей», прежде всего исполнительной». Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер – министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – в Казахстане и во Франции. Бывали, однако, «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Президент как глава государства
выступает в различных
Таким образом, в парламентской
республике президент лишь по конституции
обладает исполнительной властью или
ее элементами, а иногда конституции
об этом и не говорят (Италия, Молдова,
ФРГ). Это – «слабый» президент. Свои
конституционные полномочия он выполняет
«по совету и с согласия» правительства.
Полномочие, представленные
конституциями президентам, весьма
обширны. Прежде всего, президент является
представителем государства вовне
и внутри страны. В качестве первого
он назначает дипломатических
Президент обладает полномочиями,
относящимися к деятельности органов
законодательной власти. Он назначает
дату выборов в парламент, созывает
его на сессии, он может досрочно
распустить парламент с обязательным
назначением новых выборов (в
предусмотренных конституциями
случаях), он санкционирует и промульгирует
законы, обладает правом вето – возвращение
закона на второе рассмотрение парламента.
Как правило, президент имеет
право законодательной
У президента обширные полномочия
по формированию других высших органов
государства и назначению высших
должностных лиц. Юридически правительство
даже в парламентской республике
назначает президент – он создает
соответствующий акт.Президент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного можно сделать
вывод, что введение поста Президента
России стало следствием прогрессивных
демократических процессов в российском
обществе и в его политической системе,
отразившее процесс трансформации политической
власти из системы партийных органов и
организаций в систему государственных
органов и организаций, включая институт
президента и Советы, а также стремление
заполнить с помощью введения поста Президента
РСФСР своеобразный «вакуум», который
возник в процессе проведения экономических
и политических реформ, когда «старая
система», в которой партия была верховным
органом управления изжила себя и демонтировалась,
так как происходящие процессы оказались
неподкрепленными в должной степени созданием
сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих
структур в государственной системе, роль
которых выполняла раньше партия. Также
введение института президентства была
вызвана необходимостью изменения федеративных
связей, необходимостью усиления исполнительной
власти и повышения эффективности управления
а также принимать быстрые решения по
текущим, требующим оперативного вмешательства
вопросам.
Таким образом в начале 90-х годов введение
института президентства в России было
жизненно необходимо, в связи с создавшейся
политической и экономической обстановкой.
Оно отразило процесс трансформации политической
власти из системы партийных органов и
организаций в систему государственных
органов и организаций, включая институт
президентства и Советы.
Появление института президентства в
Российской Федерации положило начало
реформе всей исполнительной вертикали.
За прошедшие годы институт президентства
преодолел переход из одной политической
системы в другую, сохранив и упрочив свою
стабильность, а с 1993 года изменив свой
статус и место среди высших органов государственной
власти.
Начиная с 1991 года институт президентства
в России вместе с остальными институтами
государственности находился в процессе
постоянного развития и модернизации.
Президент РФ, являясь главой государства,
организовывает взаимодействие всех ветвей
власти, обеспечивая тем самым согласованное
их функционирование.
Неоднократное изменение выборного законодательства
значительных изменений не произвело,
однако был введен ряд важнейших положений,
таких как: введение четкой нормы сроков
полномочий Президента; усилены гарантии
равного статуса кандидата; предоставление
ряда гарантий кандидату; устанавливался
более широкий перечень документов представляемых
кандидатом на должность Президента РФ,
а также уточнен порядок самовыдвижения
кандидата. Также был установлен день
голосования на очередных выборах Президента
РФ.
Президент стал наделен большими реальными
полномочиями, которые он применяет самостоятельно,
юридически независимо то других органов,
но в тесном взаимодействии с ними, через
механизм президентской власти, структуры
которого отвечают каждый за свою сферу
деятельности.