Идеология как форма политического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Для обозначения всей совокупности духовных явлений мира в политики используется категория "политическое сознание". Политическое сознание - важнейшее проявление общественного сознания. Оно представляет собой субъективную сторону политической жизни (рефлексию и умонастроение ее субъектов). В политическом сознании получает отражение отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянно изменяющийся характер политического сознания.

Оглавление

1. Идеология как форма политического сознания.
2.Определение, место и роль идеологии в системе политических отношений.
3.Современные политические идеологии и их характеристика.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Политологии.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

       -социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

       - фашизм, идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных

проблем. Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.

       Видную  роль в современном мире играют также  национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, анархизм, идеология "зеленых" и другие.

Вывод: Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство .) обусловлены тем, что сознание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание  социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства. Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности. Для понимания сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта, традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Наиболее однородно оно в обществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданской идеологией и культурой. На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, причиной того политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия. На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности. Что касается социально-группового политического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов. Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции.

Основными функциями политической идеологии  являются:

  • овладение общественным сознанием,
  • внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего,
  • создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития.

       При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. Поскольку идеология является, навязанной формой общественного сознания, способом ее реализации является пропаганда. В современных исторически уникальных условиях единого мирового информационного пространства пропаганда становится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точку зрения в науке на эту проблему можно выразить с помощью формулы: "В политике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты". Так, согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратил способность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какой степени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е. творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остается в науке открытымИдеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Тестовые  задания 

1. Кто впервые ввел  термин «идеология»  в научный оборот?

Де-стют де Траси 

2. Какие уровни относятся  к уровням функционирования  политической идеологии?

а) теоретико-концептуальный

б) программно-политический

в) актуализированный 

3. К основным функциям  политической идеологии  относятся:

а) овладение  общественным сознанием;

б) внедрение в общественное сознание собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего

в) создание привлекательного для общества образа будущего политического устройства,

которое соответствует той или иной политической идеологии. 

4. Политическая идеология  претендует на:

а) теоретическое  обоснование своих идей;

б) доктрину, оправдывающую притязание той или иной группы на политическую власть;

в) на то, чтобы общественное мнение стало  выразителем идей той или иной группы;

  

5. Классический либерализм отстаивает идеи:

а) ничем  не ограниченной свободы предпринимательства;

б) абсолютной свободы личности;

в) социальное равенство людей. 

6. Идеология консерватизма  основывается на  таких идеях, как  идеи:

а) необходимости гарантии прав и свобод личности естественных, неотчуждаемых,

прирожденных  прав личности;

б) культа традиций, национальной культуры, патриотизма;

в) сильного иерархического государства;

г) преемственного развития;

д)исторического единства прошлого, настоящего и будущего. 

7. Установите соответствие  между типами идеологий  и высказываниями, принадлежащими тому или иному типу:

а) либеральная

 «Равенство  – один из необходимых элементов  общества, в то

время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель

в себе».

б)консервативная «Человек по натуре своей неспособен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»

демократическая

«Через  социальную справедливость к солидарному  обществу» 

8. В чем состоят  особенности русского  либерализма по  сравнению с классическим  западноевропейским?

а) он возник позже, чем в странах Западной Европы;

б) русский  либерализм не имел широкой социальной базы;

в) все  его направления – «правительственный», консервативный(«охранительный»), «новый» (социальный) и др. – основывались на убеждении, что идеалы свободы личности и

правового государства в России будут осуществлены при существовании новых и прежних

политических  институтов.

9. Как называется  политическая концепция,  сторонником которой  был М.А. Бакунин?

а) анархизм

10. Какое направление  общественно-политической  мысли отстаивает  идею преимущественного развития общественной собственности?

а) социализм 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Информация о работе Идеология как форма политического сознания